План-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Задачи:
Обучающая:
- повторение признаков имени существительного.
Развивающая:
- развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь
Воспитательная:
- воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, в паре, проводить рефлексию своей деятельности;
- прививать бережное отношение к природе, вызвать желание помочь птицам в зимнее время
Формируемые УУД:
Личностные
- умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
Познавательные
- извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы:
- осуществлять анализ, строить рассуждение
Регулятивные
- формулировать тему и цель урока;
- работать по плану.
Коммуникативные
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других;
- договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая (в паре), индивидуальная.
Средства:
- учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, экран, презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. На уроке мы должны показать, как мы умеем работать, четко и правильно излагать свои мысли.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
II . Актуализация знаний. Минутка чистописания.
-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Сегодня мы с вами будем писать сочетания букв ая, яя
На доске:
ая яя
-Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.
-Посмотрите на доску.
На доске:
2) мороз мороз мороз
холод морозу морозный
стужа морозом заморозить
-Сравните слова в каждом столбике.
-Что общего у слов первого столбика? (Значение)
-Можно ли считать их родственными? (Нет)
-Докажите, почему нельзя?
-Как называются эти слова? (Синонимы)
-Что можно сказать о словах второго столбика? (Это форма одного и того же слова.)
-Что общего у слов в третьем столбике? (Общая часть.)
-Выпишите только тот столбик, где все слова являются родственными. (3)
-Какой столбик выписал Баясхалан? Даяна? Алдар? (3)
-Молодцы!
-Дополните его другими родственными словами. (Заморозки, морозец, …)
-Какие слова подобрала Сарана? Этигэл?
-Выделите в них общую часть.
Устно укажите два признака родственных слов. (Имеют одинаковый корень, одинаковое значение.)
1)-Посмотрите на доску.
2)Прочитайте предложение.
На доске:
Вот зима пришла серебристая, (2 слайд)
Белым снегом замела поле чистое.
3)-Подчеркните грамматическую основу.
-Что вы заметили? (В этом предложении однородные сказуемые.)
-Какое это предложение? (Простое, т.к. одна грамматическая основа. Распространенное. Есть второстепенные члены предложения.)
-Обозначьте знакомые части речи.
III. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
-Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) (3 слайд)
-А какая она, зима? (Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная, …)
-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму.
-К какой части речи относятся названные нами слова? (Имена прилагательные.)
-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)
-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)
-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)
-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.)
-Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)
-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.
-Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)
-Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».») (4 слайд)
1V. Первичное усвоение новых знаний.
познакомимся… |
1)-Сегодня на уроке мы
(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)
научимся… |
-Сегодня на уроке мы
(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;
узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)
2)Работа по учебнику.
-Найдите на странице 29, упр.58
-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.
И.п. -ая, - яя Р.п. -ой, -ей Д.п. -ой, -ей В.п. -ую, -юю Т.п. -ой, - ей -ою, -ею П.п. -ой, -ей |
-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)
3)Работа в группе.
-Сейчас вы будете работать в группе.
-Вспомните правила работы в группе.
*Общайся вежливо и доброжелательно. *Говори спокойно и ясно. *Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу. |
-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.
На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
какая? какой? какую?
-ая,-яя -ой,ей -ую,-юю
(5 слайд)
Проверка
Имена прилагательные ж.р., ед.ч. |
И.п. какая? -ая, -яя Р.п. Д.п. какой? -ой, -ей Т.п. П.п. В.п. какую? -ую, -юю |
-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.
V. Первичное проверка понимания темы
Просклоняйте прилагательные «холодная зимняя» (ночь).
-Выделить окончания имен прилагательных.
-Кто пойдет к доске? (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях)
И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)
Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)
Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)
П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)
VI. Физкультминутка
Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу,
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
VII. Первичное закрепление
- Определить падеж прилагательных, выделить окончания. (6 слайд)
Шустрой (Р.п.) сороки, длиннохвостую (В.п.) синицу, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.) чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне.
-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)
-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
- Назовите зимующих птиц
-Какие трудности подстерегают птиц зимой? Чем мы можем им помочь?
(Участие в акции «Зимующим птицам – нашу заботу!»)
- Игра «Заказ»
-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
На доске: (7 слайд)
в синем море
у соседней опушки
по хорошей дороге
поздней осенью
около упавшего дуба
на письменном столе
ранним утром
Требуется
Имя прилагательное ср.р. в Т.п. (ранним утром)
Имя прилагательное ж.р. в Р.п. (у соседней опушки)
Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по хорошей дороге)
Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)
Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)
Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)
Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)
- Работа в парах (правила работы в парах)
К.Д.Паустовский говорил: «…волшебство русского языка родилось от волшебства природы…»
-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Но описать и рассказать о природе России невозможно без особых слов.
-Какую часть речи я имею в виду? (Имя прилагательное)
-О природе поэты сложили много прекрасных стихотворений. Вот некоторые из них.
Дети читают у доски стихи наизусть «Чудная картина» (Алдар), «Белая береза» (Сарана).
(Тексты стихов записаны на карточках. Дети работают над ними).
-Найдите имена прилагательные женского рода. Назовите их вместе с существительными, к которым они относятся. Определите падеж, назовите окончания прилагательных.
А.А.Фет С.А.Есенин
Чудная картина, Белая береза
Как ты мне родна: Под моим окном
Белая равнина, Принакрылась снегом,
Полная луна, Точно серебром.
Свет небес высоких, На пушистых ветках
И блестящий снег, Снежною каймой
И саней далеких Распустились кисти
Одинокий бег. Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-Прочитайте данные предложения без имен прилагательных.
-В каком случае текст был ярче, выразительнее, предметы были описаны более точно? (В первом)
-Итак, какова роль имен прилагательных в речи?
Вывод: Имена прилагательные служат для более яркого, выразительного, точного описания предметов.
-Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. с.29 упр 59 ( 9 слайд)
IХ. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.
- У меня получилось …
- Теперь я могу …
- Мне было трудно …
Прекрасный день!
Уроку подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...