Адаптированная программа 7.2 по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Адаптированная программа 7.2 по русскому языку 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russskiy_yazyk_7.2_1_klass.docx96.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Восточная гимназия города Южно-Сахалинска

РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол №1 от 30.08.2022г.

Руководитель МО

________________

/Юдина О.А./

ПРИНЯТО

методическим советом гимназии

Протокол №1 от 30.08.2022г.

Председатель МС

_________/Ким Н.В./

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________М.Е.Гулакова

«30» августа 2022г.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(ВАРИАНТ 7.2.)

 (наименование учебного предмета/курса)

для ученика 1 Б класса

начальное общее образование

(уровень, ступень образования)

2022-2023 уч. года

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ЗПР,

вариант 7.2

                                   

Со Ен Дя

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

г.Южно-Сахалинск

2022 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».) и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ Восточная гимназия.

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
  • формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
  • развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
  • формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.

При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.

Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.

В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.

Место предмета в учебном плане

В 1 классе  на уроки русского языка отводится по165 ч (5 ч в неделю, 33учебных недели в каждом классе).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

  • расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
  • развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
  • улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
  • улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
  • развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» могут проявляются в:

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
  • сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
  • различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:

– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
  3. овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  4. овладение основами грамотного письма;
  5. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  6. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  7. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс  

Обучение грамоте

Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений .

Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух .

Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения.

Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков.

Функции букв е, ё, ю, я 

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

   Последовательность букв в русском алфавите.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми слова­ ми) Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением Приёмы и последовательность правильного списывания текста.

Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; пропис­ ная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Систематический курс

Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Фонетика

Звуки речи Гласные и согласные звуки, их различение Ударение в слове Гласные ударные и безударные Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение Звонкие и глухие согласные звуки, их различение Согласный звук [й’] и гласный звук [и] Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]

Слог Количество слогов в слове Ударный слог Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных)

Графика

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и .Функции букв е, ё, ю, я .Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса

Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

Лексика

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис

Предложение как единица языка (ознакомление)

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием) Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений Составление предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
  • сочетания чк, чн;
  • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

Алгоритм списывания текста

Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Тематическое планирование   с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

Наименование раздела

Количество часов

Предметное содержание

Основные виды деятельности

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 Развитие речи

 

2

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.  Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа

с опорой на картинки.

Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок.

Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т д )

Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера. Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам.

Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение уместности или неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании.

2.Слово

и предложение

5

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов

в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом.

Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке.

Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося)

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками.

Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели.

Игровое упражнение «Придумай предложение по модели».

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?».

3. Фонетика

13

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акусти­ ко­артикуляционным признакам звуков. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звука­ ми. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих задан­ ной модели.

Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных

и безударных. Ударный слог.

Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость»,

«глухость».

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных  

Звуков. Определение количества слогов в слове Деление слов на слоги (простые однозначные случаи).

Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове).

Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове)

Игра­соревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения». Упражнение: подбор слов с заданным звуком.

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)

Совместная работа: группировка слов по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико­артикуляционном отношении звуков ([н] — [м], [р] — [л],

[с] — [ш] и др )

Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях.

Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков.

Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки).

Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?». Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук)

Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов

Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих схеме.

4. Графика

(изучается

параллельно

с разделом

«Чтение»)

73

Различение звука и буквы: буква как знак звука Слоговой принцип русской графики Буквы гласных как показатель твёр­ дости — мягкости согласных звуков Функции букв е, ё, ю, я .

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Последовательность букв в русском алфавите

Игровое упражнение «Найди нужную букву» .

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков.

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие

близкие по акустико­артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л],[ц] — [ч’] и т д ), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»

Игра­соревнование «Повтори алфавит»

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»

5.Чтение

73

Формирование навыка слогового чтения (ориен­

тация на букву, обозначающую гласный звук).

Плавное слоговое чтение

и чтение целыми словами со скоростью, соответ­

ствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Отработка умения читать

слоги с изменением буквы гласного.

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой,

в названии которой есть этот слог

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Игровое упражнение «Заверши предложение».

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения.

Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения.

Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию. Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении .

6. Письмо

73

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ ний с соблюдением гигиенических норм Овладение разборчивым, аккуратным письмом.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и по­ следовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв Игровое упражнение «Конструктор букв».

Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв Игровое упражнение «Назови букву». Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ деформированных букв, определение недостающих элементов.

Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным шрифтом.

Упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания. 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

1.Общие сведения о языке

 1 ч, далее продолжает- ся изучение во всех разделах курса

Язык как основное средство человеческого общения.

Осознание целей и ситуаций общения.

Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?»

Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения. Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью.

2.Фонетика

6

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые

и мягкие согласные звуки, их различение .

Звонкие и глухие согласные звуки, их различение Согласный звук [й’] и гласный звук [и] Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка».

Игровое упражнение «Назови звук». Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»

Упражнение:характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков».

Игра «Отгадай звук».

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики.

Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок

3.Графика

4

Звук и буква. Различение звуков и букв Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буква­ ми а, о, у, ы, э; слова

с буквой э. Обозначение на письме мягкости  согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и Функции букв е, ё, ю, я.Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Моделировать звуко­буквенный состав слов.

Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звуко­буквенной модели.

Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги

Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного)

Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным  основаниям.

Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове»,о звуковом и буквенном составе слова Игра­соревнование «Повтори алфавит».

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту».

4.Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике.

Дидактическая игра «Придумай рифму» .

Дидактическое упражнение: придумать предложения

с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести.

5.Лексика и морфология

 6

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?» Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?»,«что?».

Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?»,«какая?»,«какое?»,

«какие?».

Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям.

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?» .

Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например слов, отвечающих на вопрос «что делает?»

6.Синтаксис

 5

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме,

с учётом знаков препинания в конце схемы. Совместная работа: составление предложения из набора слов.

Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках.

Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом.

Практическая работа: деление деформированного текста

на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений.

7.Орфография и пунктуация

 31

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
  • сочетания чк, чн;
  • слова с непроверяемыми гласными и соглас­ ными (перечень слов

в орфографическом словаре учебника);

  • знаки препинания

в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • усвоение алгоритма списывания текста.

Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию.

Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку.

Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании.

Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания.

Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных,

Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные .

Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач.

Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения.

Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

Упражнение: запись слов с делением для переноса

Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил.

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями чк, чн 

8.Развитие речи

 7

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи  (ознакомление). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы.

Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов.

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа.

Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение.

Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения.

Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.

9. Родной русский язык

17

Секреты речи и  текста

Язык в  действии

Русский язык: прошлое и  настоящее

Работа с книгой: чтение и сравнение текстов;

Беседа по вопросам к тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста;

Творческая работа: подготовка рассказа о дожде, ливне, грозе с опорой на прочитанные тексты;

Беседа о значении устойчивых выражений о дожде (льёт как из ведра, промокнуть до нитки, промокнуть насквозь);

Рассказ учителя о том, что такое закличка; творческая работа: сочинение заклички;

Наблюдение за возможностью произносить предложения, выделяя с помощью логического ударения различные слова;

Упражнение: произнесение предложения с заданной интонацией и логическим ударением; творческая работа в парах: придумать и разыграть возможный диалог между героями сказки;

Учебный диалог: обсуждение места постановки логического ударения в предложении в зависимости от той информации, которую в него вкладывают; закрепление умения выделять голосом определённое слово, отработка навыка внимательного восприятия текста (на слух или при самостоятельном чтении);

Наблюдение за текстами стихотворений: задача «услышать» звук стихотворения, который поэты создают, используя звукопись; рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее основе и для чего писатели прибегают к этому приему;

Нахождение приема звукописи в тексте, выбор правильной интонации и темпа при выразительном прочтении стихотворения;

Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки; практическая фронтальная работа: с опорой на рисунки сравнить предметы и продолжить предложения, правильно употребляя прилагательные в сравнительной степени;

Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление явления подвижности ударения в разных формах одного слова; творческое задание: придумывание предложений, в которых используются формы одного и того же слова с подвижным ударением; наблюдение над омографами, анализ значений слов в омонимических парах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов;

Практическая работа, направленная на уточнение и разграничение слов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной —меховой, мыть — стирать и др.);

Рассказ учителя (с опорой на иллюстрации учебника) о том, как писали в старину;

Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий оформления текста в древней рукописи и в современном тексте;

Рассказ учителя о том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения «красная строка»;

Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле и Мефодии;

Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и современного алфавитов;

Групповая работа с иллюстрациями учебника: называние современных видов домов; уточнение значения слов, обозначающих жилища людей; сравнение словесного описания терема в стихотворении с иллюстрацией, нахождение отличий; знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов;

Беседа-размышление о том, как освещали свои дома люди в прошлом, знакомство со словами лучина и светец; учебный диалог о словах, называющих старинную одежду; обсуждение текстов загадок, анализ особенностей их построения, уточнение лексического значения использованных в них слов и выражений;

Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации, уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации и текстового описания;

Установление соответствий между современными старинным названием одежды; творческое парное задание: составление описания одежды людей, изображенных на картине

Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебное оборудование

 

  1. Классная доска для демонстрации учебного материала
  2. Мультимедийный проектор 
  3. Компьютер 
  4. Интерактивная доска

Оборудование для проведения практических работ

  1. Набор букв
  2. Набор цветных фишек для построения звуковых моделей слов

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Канакина В.П. Русский язык. 1 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.– М. : Просвещение, 2019.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М. : Просвещение, 2019

Образовательные учебные материалы для учащихся

Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи для 1 класса (в 4 частях). – М.: Просвещение, 2022.

Методические материалы для учителя

Комплекты для обучения грамоте (набор букв, образцы написания букв).

Наборы сюжетных (предметных) рисунков в соответствии с тематикой, определённой программой по русскому языку.

Словари по русскому языку: орфографический, толковый, словарь фразеологизмов.

Таблицы к основным разделам грамматического материала.

Цифровые образовательные ресурсы

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М. : Просвещение. Электронный учебник.

Аудиозаписи в соответствии с программой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по учебному курсу «Русский язык» , 1-2 классы

Адаптированная образовательная программа по учебному курсу  «Русский язык» предназначается для обучающейся начальных классов. Статус: «Ребенок с ограниченными возможностями здор...

Рабочие адаптированные программы по чтению.математике,русскому языку

Календарно-тематическое планирование по адаптированному обучению в 3 классе:русский,математика,чтение...

Адаптированная рабочая программа (7,2) по русскому языку 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабовидящих обучающихся 2 класса.

Адаптированная рабрчая программа по учебному предметк "Русский язык" для слабовидящих обучающихся 2 класса....

Адаптированная рабочая программа ребёнка- инвалида по русскому языку 1 класс

Адаптированная рабочая программа  ребёнка- инвалида по русскому языку 1 класс...