"Этимология слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Этимология слова»
Введение
Каждое произнесенное тобой
Слово-Живое, оно имеет свой размер, цвет, вкус, запах, объём, силу , нежность, предназначение и историю!
Только, люди почему то об этом забывают!
Глаголы русских мудрецов
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Словарные слова надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
В начальной школе их надо учить каждый день. Записывать в классной работе, в домашней итд Работа по правописанию словарных слов очень кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Многие учителя к сожалению не уделяют особого внимания изучению словарных слов. Некоторые учителя не могут найти способ более лучшего закрепления словарных слов. Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность выбранной мной темы.
Уже несколько лет при изучении словарных слов я обращаюсь к этимологии слова. Да!!!! Не все слова можно объяснить с помощью этимологии . Так как много слов пришли к нам из других языков и народов. Но, большенство слов (исконорусских), которые изучают в начальной школе – можно!
Со времён Петровской эпохи происходит своего рода экспансия(расширение) языка. И это понятно : народы с давних времён до настоящего времени ведут культурные , экономические и политические связи.
Все эти взаимодействия не могли не привести к языковым изменениям.
Мы современные люди в гонке за новыми модными словами. Присутствие иностранных слов , делает нашу речь разнообразной , современной итд. В словарях мы ищем значение новых слов , чтобы не выглядеть глупо, если кто то попросит уточнить.
Но часто ли нам приходится задумываться о наших исконно-русских словах? Почему то или иное явление или какой то предмет назван именно так, а не иначе . Изучение этимологии в начальной школе имеет огромное значение в формировании речи, мышления, воображения учащихся.
Вспомним ,что с очень важной орфограммой в русском языке "Безударная гласная в корне слова", мы начинаем знакомится в начале второго класса. Ребятам нам необходимо донести, что есть слова с проверяемой гласной в корне слова и непроверяемой гласной в корне слова.
Слова которые с непроверяемой гласной в корне слова принято называть? (словарные слова). Словарные слова дети в начальных классах заучивают наизусть, т.к их нельзя проверить с помощью однокоренного слова.
Но, если ребёнка научить работать с этимологическим словарём, то мы увидим некое противоречие.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
Цели:
- развитие орфографической зоркости на основе понимания истории происхождения слова и словообразования;
- воспитание интереса и любви к родному языку;
- формирование навыков грамотного письма.
Рекомендации
Детей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Аудиалы -это дети, которые получают информацию в основном через слуховой канал. В начальной школе - это редкий тип детей.
Мы рассмотрели этимологию слова медведь в этимологическом словаре. Поведаем вам интересную историю.
Дело в том, что наши предки почитали это животное(показывают рисунок), очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.
На слух очень легко воспринимается такая информация, которую легко запомнить. Без особых проблем можно вспомнить, почему в корне слова пишем букву "Е".
2 группа Визуалы- это дети воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Таких деток намного больше , чем аудиалов.
Наша задача была отгадать загадку. А вот отгадку нарисовать.
С помощью информации из этимологического словаря доказать , что в корне слова буква "О".
Два серебряных Коня
Понесли меня звеня.
На Конях по льду озёр
Целый день черчу узор.
Это слово «коньки», словарное слово.
Мы нашли информацию, что оно исконно русское. Коньки- полозья для скольжения по льду так назвали потому, что самые первые деревянные коньки украшали головами коней, имитируя лошадей, везущих своих хозяев.
3 группа Кинестетики- дети воспринимающие информацию через ощущение (обоняние, осязание)
Нам необходимо было из предложения : "Малышу купили новые перчатки.", выписать словарное слово , с помощью этимогического словаря доказать ,что в корне слова буква "е".
Мы изучили слово перчатки в этимологическом словаре.
Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень – то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу. Значит мы доказываем обратное, что конкретное слово, можно проверить родственным словом.
Чтобы на уровне ассоциаций запомнить ,как пишется это слово ,мы вылепили из пластилина перчатки.
При выполнении подобных заданий создается проблемная ситуация.
Подведение к противоречию и самостоятельно найти решение.
Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание.
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа с этимологическим словарём помогает ребятам понять слова, понять его лексическое значение, мало того он знает происхождения данного слова. А что важнее всего дети с большим удовольствием занимаются поисковой деятельностью .
Мы знаем, что систематическое накопление словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать новые слова, а также использовать их в устной и письменной речи – вот что составляет содержание словарной работы.
Моя цель как учителя начальных классов: открыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.
“Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей — этимология, что в переводе с греческого означает “наука об истинном значении слов”. (В. Волина.) В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия!
В своих поурочных планах я обязательно отмечаю новые слова. При подготовке к урокам я разбираю слова, значения которых нужно объяснить, определяю, какие из них должны войти в активный словарь, придумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти учащихся. Существует несколько способов объяснения нового слова. При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приёмами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова, употребление слова в предложении, подбор к словам синонимов, произношение новых слов, чтение слов учащимися, запись слов на доске и в тетрадях, окрашивание в разный цвет и др.
Например вводим новое слово – урожай . Ну почему же здесь гласная (о) ?
( работа с презентацией)
Предлагаю начать со слова Род, которое записано с заглавной буквы, т.к. у славян Род считался богом, которому приписывалась функция рождения всего живого и не живого. Род-: род, народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай, родичи, народ, урод.
Здесь присутствует слово урод, от древнерусского уродился. Это слово не было обзывательством.
-Обратите внимание на слайд, почему на дереве слово урожай выделен красным цветом?( обращение к фокус группе)
-Это словарное слово. С помощью этимологического словаря, доказываем правописание слова!
Урожай -образовано суффиксальным способом от глагола уродити (родити). Образовано отуродити (родити). Буквально – "рожденное".
Мы с вами убедились на личном опыте, как важно знать и понимать значение русских слов, их происхождение.
Ведь каждое слово на родном языке -это памятник истории!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал на тему "Этимология слов"
Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....
Словарная работа на основе этимологии слов
Знакомство с этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе - один из приёмов изучения словарных слов....
Презентация "Этимология словарных слов" часть_1
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская область Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...
Этимология слов
Материал текстов, в которых говорится о происхождении 58 слов, часто встречающихся в нашей речи....
Презентация "Этимология слов"
Презентация к внеурочному занятию по русскому языку. Ученики узнают о происхождении слов - школьных принадлежностей:портфель, тетрадь, карандаш......
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ ...
Фразеологизмы и этимология слов
Учитель: Савельева М.П.Внеклассное занятие по русскому языку в 4Б классеТема: «Ты наш друг, русский язык!»Тип урока: открытие новых знаний и способов действийПедагогические задачи: создать условия для...