ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ
статья по русскому языку на тему

Игнатова Наталья Сергеевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_etimologii_slova_v_rabote.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СЛОВА В РАБОТЕ

С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ

Игнатова Н.С., учитель начальных классов

МОБУ СОШ №1 имени И.Д.Бувальцева

г.Кореновск Краснодарский край

Беспроверочные написания – самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучивают без какого-либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия «орфографическая система». Совершенно очевидно, что ученика может скорее заинтересовать в слове не форма, а содержание. Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии, так как интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность учащихся [3; 55].

Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок – от мех; столица – от стол; дорога, корова, мороз – содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а и т.д. На это указывает и М.Р. Львов: «Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» [4; 12]. Лишь немногие методисты и отдельные учителя применяют при изучении таких слов этимологический анализ, преимущество которого состоит в том, что он на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика.

    Цель этимологического анализа – установить первоначальную форму слова и его первичное, исходное значение.

Этимологический анализ как методический приём может не быть таким доскональным, исчерпывающим, как научный. Для школы совсем необязательно добираться до истоков слова. Учитель не только может, но и должен остановиться, когда практическая цель анализа достигнута: объяснено значение и написание слова. Так, характеризуя значение и написание слова оранжевый, достаточно дойти через французское оráпgе – «апельсин», до итальянского óro – «золото». Это уточняет значение слова оранжевый  («апельсинного цвета, т.е. золотистый») и ставит непроверяемую гласную о в первом слоге в опорную позицию. Практическая цель достигнута. После этого нет нужды заниматься историей итальянского oro [5; 7].

Итак, этимологический анализ в школе преследует практические цели: это прежде всего установление смысловых связей между исторически производной основой и основой первичной, открытие в них общего корня, что поможет обнаружить исконно существующую связь между предметом и его названием, т.е. обнаружить, как характеризуется предмет в своём имени. Это очень интересно для ученика и очень важно. Убедившись в смысловом сходстве сопоставляемых слов, ученик уже не нуждается ни в каких других доказательствах их родства. Он с удовольствием познаёт мир реальных вещей, и этот интерес нужно использовать и на нём строить обучение орфографии вообще и правописание трудных слов, в частности.

Усмотрев в названии характеристику предмета, уловив явную подчинённость названия называемому, ученик испытывает минуту истинного удовлетворения: новизна восприятия слова пробуждает в нем любознательность и ощущение движения вперёд. Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова.

Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка. По мнению Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает словам первичное, образное значение [2; 106]. Поскольку у младших школьников образное мышление преобладает над логическим, то применение этимологического анализа при работе со словом может открыть детям яркое, образное значение слов. Кроме того, использование элементов этимологии в начальных классах даёт возможность опираться на изначальную стихийную способность ребёнка к этимологизированию и направлять её в нужное русло.

Таким образом, этимологический анализ является средством, обеспечивающим осмысленность в работе со словом и тем самым повышающим правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний младшими школьниками.

В начальной школе этимологический анализ в полном своём объёме не используется, поскольку он труден для понимания детей. Здесь имеет место упрощённый и сокращённый вариант этимологического анализа – этимологическая справка. Такая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении и помогает проявить исторический состав слова. Кроме  того, этимологическая справка является одним из приёмов работы над непроверяемыми или труднопроверяемыми словами и органически вплетается в нее как один из элементов. С учётом этого работу по знакомству с новым словом можно построить следующим образом:

1. Предъявление слова, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2. Сообщение этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или в словариках.

3. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментирование по ходу записи с использованием этимологии для объяснения правописания слов [1; 20].

Учитывая эти этапы, на примере слов петух и сорока покажем, как можно ввести в урок этимологическую справку.

Начнём со слова петух.

 

1. Предъявление нужного слова.

а) Учитель читает стихотворение:

Трудные учить слова                       А медведь, наоборот,

Помогает нам игра.                         Петь не любит, любит  мёд.

Петуха назвали «Петя» –                       Лиса-лисица, посмотри,

          Петь он любит на рассвете.             Очень любит букву и.

Внимание учащихся обращается на слова петух, медведь, лиса и создается проблемная ситуация: нужно узнать, какая буква пишется в каждом из слов. Для начала нужно разобраться в написании одного слова, а какого именно можно узнать, если отгадать загадку:

                                          Он  в  мундире  ярком,

                                          Шпоры  для  красы.

                                           Днём  он  забияка,

                                          Поутру – часы.          (Петух)

б) На  доске  вывешивается  картинка  с  изображением  петуха, а  рядом  карточка  со  словом-отгадкой.        

п ... ту́х

                         

в) Уточняется значение слова: дети вспоминают, что петух домашняя птица с ярким, разноцветным оперением; красным гребешком на голове и красной бородкой.

г) Слово разбивают на слоги: пе-тух; определяют количество слогов (2); называют первый слог – пи-, второй – -тух; произносят  слово с ударением – [питу́х]; находят ударный слог (-тух́), безударный (пи-).

д) Проводится частичный звуко-буквенный анализ слова. Выясняется, что после буквы «пэ» слышим звук [и]. Возникает задача: как нужно писать слово петух?

При написании слова есть выбор. На доске вывешивается карточка:

птух

2. Введение этимологической справки.

- В отдельных районах нашей страны петуха называют пе́вень, певу́н. Слова пету́х, пе́вень, певу́н исконно русские и восходят к глаголу пе́ть. Так назвали петуха за его любовь к пению.

Одновременно на доске выстраивается схема: Пету́х пе́вень, певу́н, пе́ть.

Учащиеся делают вывод, что слово петух пишется с буквой е, т.к. в словах  пе́вень, пе́ть  ударение падает на е в первом слоге.

 В тетрадях или этимологических словариках детей делается краткая запись, и словарное слово проговаривается орфографически: пе-тух.          

3. Закрепление материала.

 Предлагается следующее  стихотворение.

        Петя, Петя петушок,             Что ты рано встаёшь,

        Золотой гребешок,             Громко песни поёшь,

        Масляна головушка,             Деткам спать не дaёшь?

        Шёлкова бородушка.                                        

Учащиеся прослушивают стихотворение и находят проверяемое и проверочные слова: пету́х пе́сня – пе́ть. Ещё раз делается вывод: слово пету́х пишется с гласной е в первом слоге по слову пе́ть.

Со словом петух составляются словосочетания и предложения и записываются в тетрадь. Орфограмма подчёркивается.

Так же или примерно так же строится работа со словом сорока.

1. Предъявление слова.

а) Учащимся предлагается отгадать загадку:

 Длиннохвостая она,                  Тарахтенье вместо речи.

Сo спины черным-черна.                  Хоть кого увидит, вмиг

Брюхо  белое, до плеч.                     Подымает стрекот-крик

                                                                                      (Сорока)

б)  На  доске  вывешивается  картинка  с  изображением  сороки, а  рядом  карточка  со  словом-отгадкой:

С .ОРОКА


       
в) Уточняется значение слова: дети вспоминают, что сорока – птица с белой  грудью и белым брюшком, чёрными головкой и  крыльями и длинным чёрным хвостом, издающая характерный крик – стрекотание.

г) Слово разбивают на слоги: са - ро - ка; определяют количество слогов (3); называют первый слог – са; второй – -ро; третий – -ка; произносят слово с ударением соро́ка; находят ударный слог (-ро); безударные (са-; -ка).

д) Проводится  частичный  звуко-буквенный  анализ  слова. Выясняется, что после буквы «эс» слышится звук [а]. Возникает задача: как нужно  писать слово сорока?

При  написании  слова  есть  выбор. На  доске  появляется  карточка:

срока

2. Введение этимологической справки.

- Своё имя сорока получила от исходного со́рка, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой; сороки трещат, тарахтят, стрекочут: издают стрекот, стрекотание – «резкие короткие и частые звуки, напоминающие треск».

На доске появляется запись:

Соро́ка – со́рка – «стрекочет, трещит, тарахтит».

Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу: после буквы «эс» пишется о по слову со́рка.

Делается краткая запись в тетрадях или этимологических словариках, слово соро́ка проговаривается орфографически: со-ро-ка.

3. Закрепление материала.

 Предлагается текст.

Охотники очень не любят сорок. Почему? Эта птица своим громким криком может сорвать охоту. Сорока всё время следует за охотником, кричит и мешает ему. Сорочий сигнал опасности понимают птицы и звери. (По Н. Сладкову).

Учащиеся прослушивают текст и находят проверяемое и проверочное слово: соро́ка со́рка. Ещё раз делается вывод: слово соро́ка пишется с гласной о в первом слоге по слову со́рка.

Со словом соро́ка составляются словосочетания и предложения и записываются  в  тетрадь. Орфограмма  подчёркивается.

Таким образом, овладевая навыками этимологического  разбора, младшие школьники учатся не только замечать новые  слова  и  их  значение, но  и  правильно писать слова с учетом их  исторических  корней. Несмотря на то  положительное влияние, какое  оказывает  этимологический разбор  на повышение орфографической грамотности  младших  школьников, злоупотреблять  им  не  следует.

Во-первых, далеко не все слова, предусмотренные программой  начальной  школы, поддаются  этимологическому  анализу.

Во-вторых, основной  упор  в  работе  по  формированию  навыков  этимологического анализа целесообразно сделать в третьем  (четвертом)  классе, когда дети имеют достаточно широкий словарный запаси достаточно  хорошо  владеют  навыками  грамматического  разбора.

Однако  это  не  исключает  использования  элементов  этимологического анализа уже в 1 классе, где  этот  анализ  будет  проводиться  на  самых  простых  примерах: медведь – «мёд  ведающий» [6; 226].

Правильно построенная  работа  по  формированию  навыков  этимологического анализа  у  младших  школьников  способствуют  развитию  их  логического мышления, активизации познавательных  процессов, воспитанию  интереса  к  языку.    

Литература:

1.Арямова, О.С. Этимологический словарик слов с непроверяемыми написаниями / О.С. Арямова, Л.Д. Мали // НШ. – 1992. – № 2.

2.Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1956. – 452 с.

3.Кохичко, А.Н. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии / А.Н.Кохичко // НШ. – 1998. – № 1. – С. 55-60.

4.Львов, М.Р. правописание в начальных классах / М.Р. Львов – М.: Просвещение, 1990. – 159с.

5.Пронина, И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. – М.: Просвещение, 1964. – 99 с.

6.Тутаришева, М.К. Грамматический разбор и методика его проведения в начальной школе и вузе: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических факультетов вузов / М.К. Тутаришева, Л.Ш. Тлюстен – Майкоп: Аякс, 2005. – 260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал на тему "Этимология слов"

Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....

Словарная работа на основе этимологии слов

Знакомство с этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе - один из приёмов изучения словарных слов....

Использование моделирования при углубленной работе над словом и предложением на уроках письма и развития речи.

Игры и упражнения на закрепление понятия «слова-предметы» Игры и упражнения на закрепление понятия«слово-действие предмета» Игры и упражнения на закрепление понятия "слова-признаки пре...

Этимология слов

Материал текстов,  в которых говорится о происхождении 58 слов, часто встречающихся в нашей речи....

Презентация "Этимология слов"

Презентация к внеурочному занятию по русскому языку. Ученики узнают о происхождении слов - школьных принадлежностей:портфель, тетрадь, карандаш......

Фразеологизмы и этимология слов

Учитель: Савельева М.П.Внеклассное занятие по русскому языку в 4Б классеТема: «Ты наш друг, русский язык!»Тип урока: открытие новых знаний и способов действийПедагогические задачи: создать условия для...

"Этимология слова"

Методическая разработка...