Дидактический материал на тему "Этимология слов"
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_slova_slova.zip | 2.62 МБ |
Подписи к слайдам:
г.Сургут2012г
«Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.»
Я считаю:
…если придумали разные слова, значит это для чего-то нужно???
Бестолочь - какое
Как можно это узнать?
полистать толковые, этимологические и фразеологические словари;пообщаться с нашими бабушками;попробовать самим побыть «придумщиками» слов
Наши планы:
понять, как «переводятся» слова; попробовать понять, о чём хотели рассказать нам наши бабушки;придумать такие слова, чтобы их тоже назвали «трудными» и пытались их «перевести»
С чего мы начнём:
Раз слово сравнивают с воробьём, с воробья и начнём: почему «воробей»?
древняя основа вор- (ворота, забор), т.к. издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел
«вора бей», т.к. он страшный забияка и драчун;
Значит, всё-таки не зря он воробей!!!
Кто же такой «стреляный воробей»?
Оказывается!!! – это Кутузов.Так отзывались о нём русские солдаты
А почему-у???
Потому что «стреляный воробей»- это опытный, бывалый человек
Надо же, какие бабушки были наблюдательные!?
Откуда пришёл к нам «стреляный воробей»?
Эта фраза тоже из прошлого, из пословицы
«Старого воробья на мякине не проведёшь»
птенчик воробышек может и не отличить зёрнышко от его мягкой скорлупки (мякины), а старый воробей, конечно, хорошо видит, где настоящее зёрнышко
Я теперь знаю, как определить возраст воробья!!!
А теперь посочиняем!
Разве можно всё это запомнить, да ещё и правильно писать? Легче писать без всякого объяснения, как слышим
Вот теперь пусть наши внуки помучаются, когда будут «переводить» слова придуманные нами.
Вот, например отрывок из песни группы «Браво»:«Вася, конечно, Вася с телегой (стиляга) из Москвы» ИЛИ
Почему ломоть, а не лохмоть?Когда мы режем хлеб, он крошится и становится лохматым ИЛИ
Река Свияга такая грязная, что ей в пору называться «Свиняга»
Нашим внукам придётся «не сладко» или попросту их назовут страшным словом -
Бестолочь – какое бестолковое, неразумное и, казалось бы, бессмысленное слово! А образовано оно от исчезнувшего существительного тълчь – «смысл», «разум», «толк» с помощью приставки бес-. Короче говоря, если толка – нет, то и появляются разного рода словечки типа бестолковый или, ещё хуже, - бестолочь.
Не так уж это и страшно… оказывается «У страха глаза велики!»
Если вы не можете понять о чём идёт речь, обращайтесь:
Я буду рада вам помочь и успокоить, ведь многие слова не такие уж обидные, как нам кажется.
г.СургутКРК им. А.С.ЗнаменскогоБатурина О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Слова с непроверяемым написанием", (часть 1) 2 класс
Ресурс создан с помощью технологического приёма "Волшебная труба"....
Дидактический материал: "Как переносить слова"
1. Карточки: "Найди ошибки" (2 экземпляра) 2. Правило-схема....
Дидактический материал по теме родственные слова, однокоренные слова.
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обу...
Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова."
Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова."...
Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова
Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова...
Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...
Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...