Урок русского языка, 3 класс, тема: "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урока закрепления)
3 класс
Тема: «Состав слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урока закрепления)
3 класс
Тема: «Состав слова»
Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и повторение большого объёма учебного материала за короткое время.
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся о составе слова.
- Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно разбирать слова по составу.
- Работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
- Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
- различать и выделять основные части слова,
- формулировать словообразующую роль каждой части слова,
- объяснять причины изменения формы слова,
- конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять разбор слова по составу;
- проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою малую Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, в группах, взаимопроверка.
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку.
Раздаточный материал: индивидуальные бланки, карточки для парной работы.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Ребята, сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Обратите внимание на них. – Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. | Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. | Положительный и доброжелательный настрой на урок, планирование и согласованность выполнять совместную деятельность. Ученик: Мы рады приветствовать вас в нашем классе Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем, же урок, не будем зря время терять. | Осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность. |
2.Мотивация к учебной деятельности. Сообщение целей и задач урока. | 1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 2.Определение содержательных рамок урока. 3.Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. -Ребята, внимательно посмотрите на оформление доски, вспомните и проанализируйте уроки прошедшей недели. Как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня. Какими видами деятельности мы будем заниматься сегодня? - А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Дети: Сегодня мы будем закреплять знания о составе слова, делать разбор слова по составу. Так как это урок закрепления материала, сегодня будут интересные задания на отработку данной темы. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | 1.Актуализировать представление о составе слова. 2.Актуализировать способность различать части слова. 3.Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока. 4.Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения. 5.Организовать анализ полученных ответов. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. - Домашним заданием было повторить правила, дать определение всем частям слова и способам их нахождения в слове. Давайте, проверим. - Молодцы! Эта информация нам сегодня пригодится. На уроке мы будем работать с бланками ответов. Будьте внимательны. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя, аргументируют свою точку зрения. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
4.Организация учебной деятельности. А)Словарная работа. | 1.Отработка навыков подбора проверочных слов. 2.Пополнение словарного запаса. 3.Развитие памяти. 4. Обогащение и активизация словаря. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. - Начнем. Сейчас будет работа со словарными словами. Будем работать в парах. Внимательно посмотрите на игровое поле с гласными буквами. Рядом у вас лежат карточки со словосочетаниями. Определите пропущенную букву, найдите ее на поле и накройте маленькой карточкой. Когда все поле будет закрыто, проверьте себя. Переверните карточки и если все правильно сделано, то у вас получится забавная рожица. - Теперь запишите данные слова в бланк ответов, подчеркните букву, которую нужно запомнить. Возьмите карандаш и обведите в кружочек то слово/слова, которые мы еще не проходили. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Выполняют самостоятельно задание в парах. | Воспринимают ответы обучающихся. | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
5) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания). | 1. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. 2. Отработка полученных знаний на типовых заданиях. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. - Послушайте внимательно и отгадайте части слова, запишите отгадки в бланк ответов.
Во мне заключается смысл. Я – самая главная часть, Без меня все слова - бессмыслица. (Корень)
Без него не могу, как без мамы. И если меня ты отнимешь, дружок, То сразу предлогом я стану. (Приставка)
Обогрел местечко. Не словом угодил, А лишь словечком. Река большая превратится в речку, Лес - в лесника, А печь - всего лишь в печку. (Суффикс) - Какие части слова мы еще не назвали? (Окончание, основа) Знаю все это, мы можем разобрать слова по составу. В какой последовательности необходимо делать разбор слова по составу. Ответ детей. - Выполните разбор слов в бланке ответов. Работа у доски. Проверка. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух. | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
6) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания). | 1. Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. - Какие части слова служат для образования новых однокоренных слов? (Суффикс и приставка) В следующем задании образуй однокоренные слова при помощи суффиксов: -еньк- , -очк-, -ок. Выберите слова с приставками. Проверка. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Осуществляют самоконтроль. Выполняют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действия, которые вызывают у них затруднения. |
7) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные и творческие задания). | 1.Построение новых заданий для решений, которых необходимо применить творческий подход. 2.Коррекция отработки способа. | Организует творческую и практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. - Какая часть слова в однокоренных словах пишется одинаково? (Корень) Откройте учебник на стр.100 и выполните устно задание 3. Теперь выполните такое же задание в бланках ответов. Проверка. - На стр.101 мы видим образец проекта «Семья слов». Мы тоже подготовили свои проекты. Представление проектов. Физкультминутка. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Представляют свои Проекты. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 1.Осуществить контроль усвоения материала. 2.Обсудить допущенные ошибки, скорректировать их. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. - Бланки ответов отложите на край стола для проверки. А сейчас работа в рабочих тетрадях на печатной основе (стр.51). Работаем в парах. Проверка. - Следующим заданием будет тест, над которым вы будете работать в группах. На экране будет вопрос, вам нужно обсудить в группе ответ и поднять руку. Один представитель от группы работает на компьютере. Работа с тренажером по проверке усвоения знаний. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Учащиеся управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
9)Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Фиксируется новое содержание, изученное на уроке. - Какую цель ставили на уроке? - Нам удалось достичь цели? - У кого возникли затруднения? Почему? - Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке? - Урок для меня был – полезный, познавательный… - На уроке чувствовал себя…. - Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить орфограммы в значимых частях слова. - В домашнем задании вы продолжите выполнять задания на отработку умений разбирать слова по составу. Домашнее задание: стр.100 «Проверь себя» | Ученики с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Показали владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Со стороны учащихся было проявлено инициативное сотрудничество в ходе работы. | Организуют рефлексию, самооценку собственной учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Состав слова" 3-4 класс.
Презентация поможет учителю в построении урока, в игровой форме изложить новый материал и закрепить уже пройденный. В презентации присутствуют все этапы урока....
Урок русского языка на тему "Состав слова" в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Состав слова»Цели: 1) повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;2) развивать...
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."
План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова", 3 класс, учебник Поляковой А.В.
Урок и презентация по теме "Состав слова. Основа слова"...
Конспект урока русского языка на тему: Состав слова. Разбор слова.
quot;Состав слова. Разбор слова" 3 класс, ПНШ...