Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова", 3 класс, учебник Поляковой А.В.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок и презентация по теме "Состав слова. Основа слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova._osnova.docx | 99.69 КБ |
sostav_slova._osnova.pptx | 357.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Состав слова. Основа»,
3 класс, по учебнику Поляковой А.В.
МОУ «Новомичуринская СОШ №1»
Учитель – Меркулова Н.А
Педагогическая цель:
организовать учебную деятельность школьников по освоению знания об основе слова, знания алгоритма организации своих учебных действий при морфемном анализе и выработке первичного умения по применению этого алгоритма.
Педагогические задачи:
- проверить понимание учащимися понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
- организовать знакомство учащихся с основой слова, познакомить с определением понятия «основа»;
- организовать понимание устройства алгоритма морфемного анализа, познакомить школьников с образцом действия по этому алгоритму;
- организовать тренинг в самостоятельных действиях учащихся по этому алгоритму.
- организовать процедуру самоконтроля.
- организовать рефлексивную самооценку учащихся хода и результатов своих действий.
Ход урока.
Организация на урок.
У. Мы продолжаем изучение темы «Состав слова» На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новой для вас частью слова. Но прежде повторим известные вам части. Назовите их, расположив в правильном порядке слева направо.
Д. Приставка, корень, суффикс, окончание.
У. Запишите эти слова, укажите орфограммы с опорой на известный алгоритм:
- обозначаю ударение,
- отмечаю орфограммы безударных гласных звуков,
- отмечаю орфограммы парных согласных звуков,
- отмечаю другие орфограммы.
Дети выполняют орфографическую работу.
У. Дайте определение каждому понятию с опорой на структуру текста определения понятия.
Д.
- Корень – общая часть родственных слов, в которой заключается основное смысловое значение.
- Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
У. Как по-другому называют части слова.
Д. Морфемы.
У. Произведите морфемный анализ слова «приставка»: укажите все известные вам части слова (морфемы)
при став к
У. В этом слове есть ещё одна часть. Попробуйте её найти. Получилось ли у вас выполнить это задание?
Д. Нет.
У. Вы не смогли выполнить это задание. Почему?
Д. Тут указаны все части…
У. Эта часть не делит слово, она может объединять несколько морфем. Знаете ли вы, как называется эта часть и как нужно действовать, чтобы её определить?
Д. Нет.
У. Хотите это узнать? (Да). Определите цели урока.
Д. – Узнать новую часть слова. Научиться её определять.
У.Название этой части «спряталось» в чистописании. Запишите это слово.
Дети пишут слово «основа» и обозначают орфограммы.
У. Объясните, что обозначает слово «основа».
Дети выдвигают предположения.
У. В словаре С.И. Ожегова дается несколько толкований этого слова. Выберите нужное для нашего урока определение. Если первое – красный цвет, второе – зелёный, третье – жёлтый цвет.
ОСНОВА –
1. Внутренняя часть предмета, которая служит опорой для остальных частей.
2. То главное, на чём строится что-нибудь.
3. Вся часть слова до окончания.
Дети выбирают значение.
У. Проверьте себя. Откройте учебник на странице 75. Прочитайте определение. Найдите в учебнике обозначение основы и обозначьте основу слова ПРИСТАВКА.
У.Сегодня вы будете исследовать новую часть слова. Ответите на 3 вопроса:
- Из чего может состоять основа?
- Что в основе главное?
- О чём может рассказать основа?
Запишите слова, разберите их по составу. Что общего у основ? Какая часть главная?
Наездники, переезды, езда, ездок.
Д. Главная часть основы – корень.
У. Рассмотрите схему в упражнении №132. Из чего состоит основа слова поездка?
Д. Основа состоит из приставки по–, корня –езд–, суффикса – к–.
У. С учётом новой части слова составим алгоритм морфемного анализа слова
Дети под руководством учителя схематично записывают алгоритм в тетрадь
- выделим первым, если есть, т.к. без этого не выделить основу
2.
3. выделим первым в основе, т.к. корень главный
4. выделим, если есть
5. выделим, если есть
У. С опорой на алгоритм произведите морфемный анализ слов (разберите слова по составу). Из каких морфем состоят основы слов?
Тихо кружат над перелеском молодые уточки.
У. Чтобы ответить на третий вопрос: «О чём может рассказать основа?» - рассмотрите две группы слов. Что общего у слов каждой группы. Сделайте вывод. (Совещание в парах)
зимний | зима |
зимняя | зимовка |
зимнее | зимний |
Д. Слова зимняя, зимнее, зимнее – форма одного и того же слова (меняется только окончание, основа одинаковая). Слова зима, зимовка, зимний – родственные слова (основы разные)
*** Почему эту часть слова назвали основой?
Д. Потому, что эта часть не изменяется, когда образуется новая форма слова, меняется только окончание.
У. О чём может «рассказать» основа слов?
Д. Форма это одного слова или родственные слова.
У. Выпишите из текста выделенные слова, выделите их основы. Определите, родственные ли это слова или формы одного и того же слова.
Наш город основан в 1968 году. В основном составе строительных бригад были молодые люди, комсомольцы. Строили городок очень быстро и весело: суетились подъёмные краны и экскаваторы, сновали быстрые грузовики.
Город вырос красивым. Его жители основательно продумали не только, как построить здания, но и украсили его удивительными растениями. Со всех сторон везли пирамидальные и серебристые тополя, плакучие рябины, туи, платаны.
Назвали цветущий город Новомичуринском. Основанием для названия считают тот факт, что неподалёку родился и вырос известный селекционер И.Д.Мичурин.
У. В заключение темы предлагаю пройти весёлый тест, который так и называется – «Состав слова»
У. Подведём итог урока. Вспомните цели урока. Удалось ли их достигнуть?
Что нового узнали?
Чему новому научились?
Оцените свою работу на уроке: кто хорошо освоил новые знания и умения – встаньте, у кого знания ещё не прочные - не переживайте, на следующих уроках вы сможете потренироваться в определении основы слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая работа обозначаю ударение, отмечаю орфограммы безударных гласных звуков, отмечаю орфограммы парных согласных звуков, отмечаю другие орфограммы
Т Р В 1 Структура текста определения понятия В 2
Морфемный анализ слова «Приставка» Новая для вас часть не делит слово, она может объединять несколько морфем. Как называется эта часть? Как нужно действовать, чтобы её определить?
Цели Познакомиться с новой частью слова. Научиться правильно действовать, чтобы её определять.
Основа Внутренняя часть предмета, которая служит опорой для остальных частей . То главное, на чём строится что-нибудь. Вся часть слова до окончания. С.И.Ожегов
Из чего может состоять основа слова? Что в основе главное? О чём может «рассказать» основа слова?
Из чего может состоять основа слова ? Запишите слова, разберите их по составу. Наездники, переезды, езда, ездок. Какая часть в основе главная? №132
Тихо кружат над перелеском молодые уточки.
О чём может «рассказать» основа слова? зимний зима зимняя зимовка зимнее зимние
О чём может «рассказать» основа слова? зимн ий зим а зимн яя зимовк а зимн ее зимн ие
О чём может «рассказать» основа слова? Формы слова Родственные слова зимн ий зим а зимн яя зимовк а зимн ее зимн ие
Наш город основан в 1968 году. В основном составе строительных бригад были молодые люди, комсомольцы. Строили городок очень быстро и весело: суетились подъёмные краны и экскаваторы, сновали быстрые грузовики. Город вырос красивым. Его жители основательно продумали не только, как построить здания, но и украсили его удивительными растениями. Со всех сторон везли пирамидальные и серебристые тополя, плакучие рябины, туи, платаны. Назвали цветущий город Новомичуринском . Основанием для названия считают тот факт, что неподалёку родился и вырос известный селекционер И.Д.Мичурин.
Тест «Состав слова»
Достигли ли Целей? Познакомиться с новой частью слова. Научиться правильно действовать, чтобы её определять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие
Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...
Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),
Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...