Урок русского языка в 4 классе на тему "Синонимы, омонимы, антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе на тему "Синонимы, омонимы, антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sinonimy_antonimy_omonimy.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.
Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: освоение базовых предметных понятий;
Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;
Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Долгожданный дан звонок –Начинается урок!
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа:
- Замените одним словом:
- Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).
- Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
- Оно как белый пароход,
Над лесом в небесах плывёт.
У ветра на ладошке,
По синенькой дорожке. (Облако)
- Седьмой день недели (воскресенье).
- Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).
- Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)
Сверка с эталоном, взаимопроверка.
– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.
(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)
3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? (Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг - друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
4. Работа по учебнику.
Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86
- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)
- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)
- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.
5. Физминутка
Игра «Топайте - хлопайте»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.
Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.
- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.
- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.
- Для чего могут использоваться синонимы в речи?
Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.
- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.
Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)
Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-… .
6. Рефлексия.
Графический диктант (предложения дублированы на презентации)
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с - синонимы, а - антонимы, о - омонимы.)
Жди горе от моря, а беды от воды. (с)
Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)
Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)
Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. (с)
В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)
- Коллективная проверка.
- Оцените свою работу на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.
- Что повторили на уроке?
- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?
- С какими чувствами уходите с урока?
Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)
далёкий-…
горький-…
горячий-…
хороший-…
злой-…
высокий-…
худой-…
маленький-…
верхний-…
тяжёлый-…
сильный-…
младший-…
тихий-…
чистый-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"
Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...
Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»
формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....
Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода...
Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )
Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...
Самоанализ урока русского языка 3 класс " ПНШ" по теме " Антонимы".
Самоанализ урока по теме: « Антонимы»....
Урок русского языка 3 класс "Омонимы"
Конспект урока 3 класс УМК "Перспектива". "Омонимы"...
Презентация к уроку русского языка. 1 класс (8 вид). Тема: "Антонимы"
Презентация познакомит учащихся с понятием слова "Антонимы"; она является дополнением к уроку и наглядным пособием для активизации словаря по теме урока; расширению словарного запаса и знани...