Конспект урока по русскому языку " Приставка - значимая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка " Приставка- значимая часть слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka-znachimaya_chast_slova.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приставка. Значение приставки. Образование новых слов при помощи приставки.
Цели: Обучающие: Создать условия для формирования знаний о приставке, как значимой части слова; умения находить приставку в словах и образовывать новые слова при помощи приставки. Формировать универсальные учебные действия: регулятивные: саморегуляция- мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий для познания нового; целеполагание-развивать умение прогнозировать (для чего повторяли); личностные: формирование смыслообразования (ради чего осуществляется учебная деятельность); осознавать ответственность за себя и товарищей (хочу узнать новое, потому что могу и есть для этого начальные знания); строить алгоритм; ставить учебные задачи, контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника); соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя; познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, учебник; развитие самостоятельности в осуществлении учебных задач (словарная работа);коммуникативные: умение слушать товарищей и контролировать деятельность партнёра; умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, соблюдая коммуникативную культуру. Развивающие: развивать умение формулировать тему и задачи урока, искать пути их решения; Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Встретились однажды корень дерева и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
-Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я живу в словах.
- Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень!
- Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать- то нельзя! Кто спорил?
Чистописание К к (дайте характеристику звуку).
На доске записаны слова ,в которых встречается буква к. Спишите эти слова красиво. Разбор по составу.
Каша, капуста, капустный, кашу, без каши , капустка.
Распределите слова на группы.
-По какому признаку вы распределили слова в две группы?
Каша …Это формы одного и того же слова. Лексическое значение осталось прежним, изменилось только окончание.
Капуста ..Это однокоренные слова, потому что у них одинаковый корень – в нём заключено общее значение всех однокоренных слов.
Уч. - Что можете сказать о лексическом значении однокоренных слов?
Д.- Оно разное.
Какие части слова мы выделяли (Суффикс, окончание, корень.) Давайте посмотрим на наш паровозик и вспомним морфемы.
Уч.- Как вы думаете, зачем мы достали из своей памяти знания про эти морфемы?
Д.- Продолжим знакомство с новыми морфемами, и старые знания нам пригодятся.
Уч. - Сегодня в наш поезд сядет ещё одна морфема. Хотите узнать, какая?
3.Погружение в проблему.
Новая тема . Приставка. Значение приставок.
Сегодня у нас на уроке необычная гостья. Она поможет нам изучить новую морфему.
Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. К нам в гости приходила.
(Дети читают стих. и выбирают нужную крупу.)
Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна. (гречка)
Называют её кашей красоты, полюби её и ты. (овсянка)
Белые зёрнышки во рту тают, о Китае вспоминают. (рис)
Маленькие зёрнышки напоминают солнышко. (пшено)
Уч.- Что такое крупа? (семена растений)
Что варят из крупы? (кашу)
Все крупы узнали и правильно назвали.
Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.
Гречка-гречневая, пшено-пшённая, овёс-овсяная, рис-рисовая
Каша очень древний продукт питания. Она даёт человеку силы. Каша являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.
4.Физминутка.
Чтобы получилась каша крупу надо варить. Но это дело не простое. Давайте поучимся у Маши. Маша кашу варила и Мишку кормила. Мишка кашу ест и слова говорит. Не расслышала его Маша и все слова записала.(слайд)
5. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
заварила- залить кипятком.
сварила– сварить до готовности
переварила- сделать не так как нужно.
обварила– обдать кипятком
доварила-окончить варку, довести до готовности
Можно назвать эти слова однокоренными? Какой корень? А что стоит впереди корня?
Приставка от слова приставить.
Посмотрите, каким значком принято выделять приставку.
Уч.- Как вы думаете, может быть пришло время сформулировать тему нашего урока?
Д.-Приставка.
Уч.- Поставьте задачи на урок.
Д.-1.Узнать, что такое приставка.
2.Находить приставку в словах.
Кто уже сейчас может предположить ,что такое приставка?
Д.- Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем
У вас интересное задание. Попробуйте определить лексическое значение слова. У каждой группы страничка из толкового словаря русского языка и слово. Подберите к слову нужное определение.
Заварить- залить кипятком.
Отварить – сварить до готовности
Переварить- Сделать не так как нужно.
Обварить – обдать кипятком
Доварить-окончить варку, довести до готовности
Кто догадался для чего служит приставка ?
Уч.- Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?
Д.- К учебнику.
-Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были?
Уч.- Приставки великие труженицы. В русском языке, чуть менее 100 приставок. И мы сегодня на уроке познакомимся лишь с некоторыми из них.
6.Первичное усвоение новых знаний
Д.- Приставки всегда пишутся одинаково.
Д - Правописание приставок, это орфограмма.
Уч.- Где мы можем применить полученные знания? (на практике)
Приставочное дерево
Уч.- Предложите задание . (при помощи приставок образовать новые слова. Выделить приставку)
Уч.- От какого слова будем образовывать новые слова при помощи приставок?
Надписать, подписать, списать, прописать, отписать, переписать, приписать, написать, выписать.
Уч. - Могут ли приставки существовать сами по себе отдельно от корня? Сделайте вывод, как пишутся приставки?
4.Физкультминутка.
Уч.- Может ли этот глагол употребляться без приставки? Докажите.
Уч.- А с другой приставкой? Какие это слова? (однокоренные)
Уч.- Попробуйте сделать вывод, как найти приставку в слове?
Наши приставки росли на дереве, мы их видели. Давайте попробуем сами находить приставки.
Мама посолила овсяную кашу. Катя доела кушу и побежала в лес за грибами.
Что вы написали ? (предложения) Найдите в них слова с приставками.
. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Уч.- Как звучала тема нашего урока?
- Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Конспект урока по русскому языку по теме "Части слова. Окончание." Учебник "Русский язык", 3 класс. Р. Н. Бунеев, "Школа 2100"
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Школа 2100", Части слова.Окончание."...
Конспект по русскому языку "Приставка как часть слова" 2 класс
В данном конспекте представлен ход урока русского языка на тему "Приставка как часть слова"...
урок по русскому языку Приставка как часть слова
Замечательный знаток начального обучения Д. И. Тихомиров писал: «Близкое и обстоятельное знакомство с составом слова есть самое верное средство, коим, скорее всего, может быть достигнуто правопи...
Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 ...