Конспект урока по русскому языку " Приставка - значимая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бухарова Татьяна Александровна

Конспект урока русского языка " Приставка- значимая часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka-znachimaya_chast_slova.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приставка. Значение приставки. Образование новых слов при помощи приставки.

Цели:  Обучающие: Создать условия для формирования знаний о приставке, как значимой части слова; умения находить приставку в словах и образовывать новые слова при помощи приставки. Формировать универсальные учебные действия: регулятивные: саморегуляция- мобилизовать  силы и энергию к преодолению препятствий для познания нового; целеполагание-развивать умение прогнозировать (для чего повторяли); личностные: формирование смыслообразования (ради чего осуществляется учебная деятельность); осознавать ответственность за себя и товарищей (хочу узнать новое, потому что могу и есть для этого начальные знания); строить алгоритм; ставить учебные задачи, контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника); соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя; познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, учебник; развитие самостоятельности в осуществлении учебных задач (словарная работа);коммуникативные: умение слушать товарищей и контролировать деятельность партнёра; умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, соблюдая коммуникативную культуру. Развивающие: развивать умение формулировать тему и задачи урока, искать пути их решения; Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру.

                                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Встретились однажды корень дерева и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

- Я тоже корень.

-Я в земле живу. А ты где живёшь?

- А я живу в словах.

- Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень!

- Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать- то нельзя!   Кто спорил?

Чистописание  К к (дайте характеристику звуку).

На доске записаны слова ,в которых встречается буква к. Спишите эти слова красиво.  Разбор по составу.

Каша, капуста, капустный, кашу, без каши , капустка.

Распределите слова на группы.

-По какому признаку вы распределили слова в две группы?

Каша …Это формы одного и того же слова. Лексическое значение осталось прежним, изменилось только окончание.

Капуста ..Это однокоренные слова,  потому что у них одинаковый корень –  в нём заключено общее значение всех однокоренных слов.

Уч.  - Что можете сказать о лексическом значении однокоренных слов?

Д.- Оно разное.

Какие части слова мы выделяли  (Суффикс, окончание, корень.)  Давайте посмотрим на наш паровозик и вспомним морфемы.

Уч.- Как вы думаете, зачем мы достали из своей памяти знания про эти морфемы?

Д.- Продолжим знакомство с новыми морфемами, и старые знания нам пригодятся.

Уч. - Сегодня в наш поезд сядет ещё одна морфема. Хотите узнать, какая?

3.Погружение в проблему.

Новая тема . Приставка. Значение приставок.

Сегодня у нас на уроке необычная гостья. Она поможет нам изучить новую морфему.

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила.  К нам в гости приходила.

(Дети читают стих. и выбирают нужную крупу.)

Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна. (гречка)

Называют её кашей красоты, полюби её и ты. (овсянка)

Белые зёрнышки во рту тают, о Китае вспоминают. (рис)

Маленькие зёрнышки напоминают солнышко. (пшено)

Уч.- Что такое крупа? (семена растений)

Что варят из крупы? (кашу)

Все крупы узнали и правильно назвали.
Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.

Гречка-гречневая, пшено-пшённая, овёс-овсяная, рис-рисовая

Каша очень древний продукт питания. Она даёт человеку силы. Каша являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей.  Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

4.Физминутка.
Чтобы получилась каша крупу надо варить.  Но  это дело не простое. Давайте поучимся у Маши.  Маша кашу варила и  Мишку кормила. Мишка кашу ест и слова говорит. Не расслышала его Маша и все слова записала.(слайд)

5. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

заварила- залить кипятком.

сварила– сварить до готовности

переварила- сделать не так как нужно.

обварила– обдать кипятком

доварила-окончить варку, довести до готовности

Можно назвать эти слова однокоренными? Какой корень? А что стоит впереди корня?

Приставка от слова приставить. 

Посмотрите, каким значком принято выделять приставку.

Уч.- Как вы думаете, может быть пришло время сформулировать тему нашего урока?

Д.-Приставка.

Уч.- Поставьте задачи на урок.

Д.-1.Узнать, что такое приставка.

      2.Находить приставку в словах.

 Кто уже сейчас может предположить ,что такое приставка?

Д.- Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем

У вас интересное задание. Попробуйте определить лексическое значение слова. У каждой группы страничка из толкового словаря русского языка и слово.  Подберите к слову нужное определение.

Заварить- залить кипятком.

Отварить – сварить до готовности

Переварить- Сделать не так как нужно.

Обварить – обдать кипятком

Доварить-окончить варку, довести до готовности

Кто догадался для чего служит приставка ?

Уч.- Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?

Д.- К учебнику.

-Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были?

Уч.- Приставки великие труженицы.  В русском языке, чуть менее 100 приставок. И мы сегодня на уроке познакомимся лишь с некоторыми из них.

6.Первичное усвоение новых знаний

Д.- Приставки всегда пишутся одинаково.

Д - Правописание приставок, это орфограмма.

Уч.- Где мы можем применить полученные знания? (на практике)

Приставочное дерево

Уч.- Предложите задание . (при помощи приставок образовать новые слова. Выделить приставку)

Уч.- От какого слова будем образовывать новые слова при помощи приставок?

Надписать, подписать, списать, прописать, отписать, переписать, приписать, написать, выписать.

Уч. - Могут ли приставки существовать сами по себе отдельно от корня? Сделайте вывод, как пишутся приставки?

4.Физкультминутка.

Уч.- Может ли этот глагол употребляться без приставки?  Докажите.

Уч.- А с другой приставкой?   Какие это слова? (однокоренные)

Уч.- Попробуйте сделать вывод, как найти приставку в слове?

Наши приставки росли на дереве, мы их видели. Давайте попробуем сами находить приставки.

Мама посолила овсяную кашу. Катя  доела кушу и побежала в лес за грибами.

Что вы написали ? (предложения)  Найдите в них слова с приставками.

. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Уч.- Как звучала тема нашего урока?

- Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение:

                              Перед корнем есть приставка,

                              Слитно пишется она,

                              А при помощи приставки

                              Образуются слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Конспект по русскому языку "Приставка как часть слова" 2 класс

В данном конспекте представлен ход урока русского языка на тему  "Приставка как часть слова"...

урок по русскому языку Приставка как часть слова

Замечательный знаток начального обучения Д. И. Тихомиров писал: «Близкое и обстоятельное знакомство с составом слова есть самое верное средство, коим, скорее всего, может быть достигнуто правопи...

Конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Способы выделения в слове значимых частей". 2 класс. УМК Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник по русскому языку 2 ...