Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Крамаренко Валерия Александровна

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_yazyk.docx93.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2023                                                                                                        ФИО учителя Тельминова Е.С.

Школа: МБОУ «СОШ №9»                                                                                        ФИ студента Крамаренко Валерия

Класс: 2 А                                                                                                                ФИО методиста Солопова Т.В.

Кабинет: 108

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о согласовании имён существительных и имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

- закрепить умение находить имена прилагательные в речи;

- определить особенности согласования имён существительных и имён прилагательных в числе;

- наблюдать за изменением имён прилагательных по числам;

- повторить изученные ранее орфограммы;

- активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;

Личностные:

- осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач и при работе с наглядной информацией;

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

- осознавать, высказывать и обосновать свою точку зрения;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык 2 класс, в 2ч./В.П. Канакина, презентация, раздаточный материал.

Оценка __________________________


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

- Здравствуйте, дорогие ребята!  Начнем наш урок с пожелания друг другу успеха. Пусть каждый из вас пожелает удачи своему соседу, своему другу или подружке, себе и мне.

- Я вам тоже желаю успешной работы на уроке.

- Что надо делать, чтобы работа была успешной?

- Давайте прочитаем, какие качества нужны нам для успешной работы.

-  Какой частью речи являются данные слова? (обоснуйте свой ответ)

- Посмотрите внимательно на последнее слово. Что интересного заметили? Из каких двух слов состоит оно состоит?

- Кто сможет объяснить лексическое значение слова?

- Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова. Кто прочитает нам лексическое значение слова? (Стремиться к цели, значит добиваться)

Приветствие.

Учащиеся желают удачи друг другу.

Высказывают предположения.

Читают со слайда:

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

АККУРАТНОCТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

- Имя существительное, потому что обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?», имеет род, число и т.д.

- Цель и стремление.

 Высказывают предположения.

Работают со словарём, желающий ученик читает определение всему классу.

Л: самоопределение.

Л.: формирование мотивации к обучению.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: саморегуляция.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

II. Актуализация знаний и мотивация

4 мин

  1. Минутка чистописания

- Откройте тетради. Чтобы правильно и красиво писать, нужно красиво и правильно сидеть за партой.

Я тетрадочку открою 

И наклонно положу. 

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- обратите внимание на электронную доску.

- Что мы видим?

- Какую работу можем выполнить?

- Какая задача при списывании будет перед вами стоять? (правильные соединения, одинаковая высота)

ОЙ, АЯ, ОЕ, ИЕ

- Запишите данные буквосочетания с правильным соединением до конца строчки.

- Что напоминают вам данные буквосочетания?

- Придумайте слова, которые бы оканчивались также?

- Какой частью речи являются придуманные слова?

- Вспомнить, что мы узнали на прошлом уроке об этой части речи, нам помогут опорные слова. Заполняем место пропуска.

Имя прилагательное – это_________________.

Имя прилагательное отвечает на вопросы: ______________? ____________? ____________?_____________?
Имя прилагательное обозначает____________________.

Взаимопроверка

Это правило необходимо очень хорошо знать.

А теперь мы продолжим узнавать что-то новой об имени прилагательном, в этом нам поможет следующее задание.
Поставьте карандашом себе оценку за знание правила.

- Поработаем в парах.

Подбери и запиши на место пропуска подходящее по смыслу имя существительное. Подчеркни изученные орфограммы.

Образец; маленький, колючий ёж.

Серый, хищный, зубастый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)        

Проверьте по образцу.

-Поставьте карандашом себе оценку за выполнение данной работы.

-Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

-Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? (Были названы признаки предметов.)

-Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)

- Можно сказать, что прилагательное и существительное дружат между собой?

- Как можно по-другому сказать про них?

Имена прилагательные и имена существительные связаны (согласованы) между собой.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему.

Предположите, какая у нас сегодня будет тема. 

Тема нашего урока «Связь имени прилагательного с именем существительным». Запишите ее себе в тетрадь.

Открывают тетради, правильно садятся, готовятся к минутке чистописания.

Записывают число, классная работа.

Работают с доской, отвечая на вопросы учителя.

.

Выполняют задание в тетради.

- Окончания слов

Придумывают слова, работают с ними, опираясь на вопросы учителя.

Выполняют задание на листочках, обсуждают в парах, после чего коллективное обсуждение.

Самоанализ, оценивание себя

Работают в парах с карточками

Проверяют работы по образцу, оценивают себя

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения

Записывают в тетрадь тему урока

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: сохранение мотивации к учебной и творческой деятельности

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Постановка учебной задачи

4 мин

- Какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться? Попробуйте сформулировать цель урока, используя шаблон на доске.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/p/P0oh5EqARnJZHX2Wd4BiGmu8TSstLINf7c3yMgz9Q/slide-13.jpg

 

Таким образом, из ваших вариантов мы можем собрать одну полноценную цель на урок – научиться составлять, определять и находить словосочетания из имен существительного и прилагательного.

Ставят себе цели на урок по шаблону с доски

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П:самостоятельное выделение и постановка цели

Р.: планирование

Р.: прогнозирование

К.: владение монологической и диалогической формами речи

IV. Открытие нового знания

10 мин

- В этом нам поможет следующее задание.

2) Словарно-орфографическая минутка (Индивидуально)

1.Вставьте пропущенные орфограммы. Подберите подходящие по смыслу слова.

 Наступила в.сна. Ст.ит (какая?) …  п.года. Ноч.ю луж.  покрылись (каким?) … льдом. Днём (какое?) со.нце растопило сне. и лё. . По д.рогам  поб.жали (какие?) … ручейки.

- Вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова.

- Запишите рядом с этими именами существительными подходящие по смыслу имена прилагательные. Имена прилагательные выбираем на экране. Работаем по цепочке.

- Какие слова  поставили вместо пропусков? (хорошая, тонким, тёплое, быстрые)

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Давайте составим словосочетания прилагательное + существительное:

Хорошая погода, тонким льдом, тёплое солнце, быстрые ручьи.

Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные?

-Оцените свою работу поставив оценку на полях карандашом.

Физминутка

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

По цепочке выбирают подходящее слово, комментируя и записывая в тетрадь.

Коллективно проговаривают вывод: прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.

Оценивают свою работу

Выполняют движения

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 П: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: коррекция

V.Первичное закрепление во внешней речи

4 мин

Закрепление изученного материала. Работа по группам.
Класс делится на 5 групп.

Задание 1. Картинка на экране.
- Составьте как можно больше словосочетаний по картинке – имя прилагательное с именем существительным.
Проверяем, какие и сколько словосочетаний составила каждая группа.

В группах выполняют работу, составляя словосочетания.

Коллективное обсуждение получившихся ответов.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

Р: принятие и сохранение учебной задачи

К.: разрешение конфликтов

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

- Прочитайте письмо, которое отправил иностранный друг Коле. Исправьте ошибки.

Дорогая Коля! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю большой счастья, крепкий здоровья и много хорошая друзей.

                                                         Твой друг Поль

- Что получилось? Прочитайте.

- Что вы сделали, чтобы исправить ошибки? (Изменили окончания имен прилагательных)

- Запишем словосочетания правильно, с комментированием

Коля (какой?) дорогой, счастья (какого?) большого, здоровья (какого?) крепкого, друзей (каких?) хороших.

- Что можно сказать об имени прилагательном и имени существительном?

- При помощи чего связаны эти части речи в словосочетаниях? (при помощи вопросов)

Поставьте карандашом себе оценку за выполнение данной работы.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают работу.

Записывают словосочетания в тетрадь, один человек работает у доски.

Отвечают на вопросы, формируя правило.

Оценивают себя.

Р: осуществление итогового контроля.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

Р.: коррекция

П.: структурирование знаний

VII. Включение в систему знаний

3 мин

Подберите к существительному по 3 имени прилагательных. Запишите.

Друг (какой?) …  

Приятель (какой?) ….     

Товарищ (Какой?) ….

Друг, приятель, товарищ – чем являются эти слова? (синонимами)

- Какого друга вы бы хотели иметь?

Постарайтесь и сами быть такими же, ведь вы тоже чьи-то друзья.

- На доске вы видите домашнее задание, запишите его в дневник.

Письменно выполняют задание.

Коллективное обсуждение.

Записывают д/з

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?

- Кто может сказать: «Я всё понял на уроке!»

- Продолжите словосочетание:

Урок (какой?) …интересный

Работа (какая?) …успешная

Знания (какие?) …полезные

Настроение (какое?) …хорошее

- А какими сегодня на уроке были вы?

 - Перед вами на парте лежит листочек, который характеризует вас. Но там чего-то не хватает, посмотрите внимательнее. Вам необходимо дописать окончания в карточке, чтобы эти слова были именно про вас.

ВНИМАТЕЛЬН__

НАСТОЙЧИВ__

ТЕРПЕЛИВ__

АККУРАТН__

ОТВЕТСТВЕНН__

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНН__

ВНИМАТЕЛЬН__

НАСТОЙЧИВ__

ТЕРПЕЛИВ__

АККУРАТН__

ОТВЕТСТВЕНН__

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁНН__


- Ребята, вы – большие молодцы, сегодня постарались на славу. Спасибо вам за урок, до новых встреч!

Отвечают на вопросы.

Подбирают словосочетания.

Анализируют свою деятельность на уроке, используя табличку с недописанными окончаниями.

Р: анализ собственной работы

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

Р: принятие и сохранение учебной задачи

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка. Единственное и множественное число имен прилагательных. 2 класс. УМК "Школа России"

Тема урока «Единственное и множественное число имен прилагательных»                                  ...