Конспект урока "Имя существительное как часть речи", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по русскому языку
3 класс, УМК «Школа России»
Раздел 3 «Слово в языке и речи»
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению отличительных признаков, семантических свойств и грамматических особенностей группы имен существительных в рамках темы «Имя существительное как часть речи».
Задачи: Предметные – содействовать углублению знаний о такой части речи, как имя существительное; научить узнавать имя существительное среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры к данной группе частей речи; научить определять грамматические признаки имен существительных и обосновывать их выделение.
Личностные – содействовать формированию познавательной мотивации, воспитанию культуры ученического труда.
Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивных – уметь определять цель деятельности на уроке, выявлять и формулировать учебную проблему, планировать практическую деятельность.
Познавательных – применять различные методы познания для изучения представленной на уроке информации; искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативных – вести обсуждение по теме урока, выслушивая мнения учителя и одноклассников и высказывая своё; выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Оборудование урока: учебник (Русский язык, 3 класс, 2 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г, с.124-126), рабочая тетрадь (Русский язык, 3 класс, 2 часть Канакина В.П., с. 74-75), карточки для рефлексии, презентация.
Структурные компоненты урока: организационная часть, целеполагание, изучение нового материала, физкультминутка, первичное закрепление,
Ход урока
Структура урока (этапы) | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Организационно-методические указания |
Организационная часть | -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Прежде, чем мы начнём занятие, проверьте свою готовность к уроку: на ваших столах должны лежать письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе. Все готовы? -Обратите внимание на то, как вы сидите. Примите правильное положение. -Начать занятие я хочу с цитаты Ивана Сергеевича Тургенева, которую вы видите на доске: «Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание». Как вы думаете, что это значит? -Я желаю вам, чтобы учеба дарила только радость. Давайте же продолжим вместе постигать мир знаний! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте -да -Учение – важная деятельность, польза которой состоит в том, что она несёт человеку свет и свободу | На доске зафиксирована цитата писателя |
Минутка чистописания | -Ребята, в рабочих тетрадях выпишите однокоренные слова, где корнем будет –снег-. Напишите два предложения на тему «Зима». Подчеркните главные члены предложения | Выполняют задание в рабочих тетрадях. | |
Целеполагание | - Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, отгадайте мою загадку: Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я… -Верно, молодцы! – Как вы думаете, нам уже всё известно о существительном? Есть что-то, чего мы ещё не знаем? - Ребята посмотрите на доску. На ней записаны слова: осень, тетрадь, читал, дружил, класс, интересный. -Какие из этих слов являются существительными? -Попробуйте придать словам отрицательный смысл. -Верно! Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? -Ребята, маленькое слово «не» называют частицей. -Как вы считаете, какую роль частица не играет в речи? -А знаем ли мы, как писать частицу НЕ с глаголом? Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? -Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами? -Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся. -Как думаете, какой будет тема нашего урока? Какой будет цель занятия? Какие задачи мы перед собой поставим? | Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему, цель и задачи урока -Существительное -есть - осень, тетрадь, класс -не дружил, не читал -слово «не» - Придает отрицательный смысл словам. -Не можем -есть -Тема: «Правописание частицы «не» с глаголами». -Цель: научиться писать частицу «не» с глаголами -Задачи: узнать, что такое «не», к какой группе частей речи относится; узнать правило написания частицы «не» с глаголами; узнать исключения в написании частицы не с глаголами. | презентация |
Изучение нового материала | -Ребята, откройте упражнение 223 в учебнике на странице 124. Прочитайте стихотворение. -В стихотворении найдите глаголы с частицей «не». Чем они отличаются от глаголов без этой частицы? Как меняется смысл слов благодаря частице «не»? -Как вы думаете, как нужно писать частицу не с глаголом: слитно или раздельно? -Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте правило в оранжевой рамочке. – Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? | -не бросит, не разоряет, не курит, не пьет, не виснет, не берет. Слова приобретают противоположное значение -раздельно -Частица не с глаголами пишется раздельно. -в служебных | Учебник, тетрадь на печатной основе |
Физкультминутка | -Прервемся на физкультминутку Медведь весной проснулся (далее движения по тексту), Потянулся, улыбнулся, Повертелся, огляделся, Почесался, причесался. Наклонился, Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту). Нарядился И пошел по лесу Куролесить. Берегись, лесной народ, Зверь голодный идет! (ходьба по-медвежьи.) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | |
Первичное закрепление | -В парах выполните упражнение 224 в учебнике на странице 124. -Проверим вашу работу. -В группах выполните упражнение 226. -Выполним взаимопроверку | Выполняют предложенные задания, демонстрируют результат своей работы. | Учебник, рабочая тетрадь |
Решение практических проблем | Возникли ли у вас вопросы? Было ли вам что-то непонятно? | Задают вопросы учителю | |
Рефлексия | Оцените свою работу на уроке, используя карточки на ваших столах. Если сегодня вы хорошо поработали, раскрасьте сердце красным цветом, если не всё было понятно — синим. - Ребята, вы сегодня молодцы! Все дружно трудились и помогали друг другу. | Оценивают качество работы на уроке | Презентация, карточки для рефлексии |
Домашнее задание | К следующему занятию письменно ответьте на вопросы на с. учебника | Фиксируют домашнее задание в дневнике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.
разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...
Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Урок обобщения знаний с использованием приёма -кластер....
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Цели урока: Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...