Конспект по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruskiy_yazyk_3_klass_15.03.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Правописание Ь знака на конце существительных после шипящих»
Тип урока: Изучение нового материала.
Класс: 3
УМК: «Начальная школа XXI века»
Цель: познакомить учащихся со правописанием Ь знака на конце существительных после шипящих
Планируемые предметные результаты:
- определяют род и число у имён существительных;
- объясняют правописание Ь знака на конце существительных после шипящих.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: анализируют полученную информацию.
Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.
Планируемые личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.
Оборудование урока: учебник по русскому языку за 3 класс; интерактивная доска, компьютер, презентация, сигнальные карточки «да» и «нет».
№ | этап урока | отводимое время | методы обучения | формы взаимодействия | формулировки заданий | планируемые результаты | планируемые способы оценивания | комментарии руководителя практики |
1 | Орг. момент | 1 мин. | Фронтальная | У: Здравствуйте Ребята! Наведите порядок на своих местах. Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения. Д: Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | ||||
2 | Актуализация знаний | 10 мин. | Словесный: опрос Наглядный: иллюстрация Словесный: инструктаж Практический: Игра | Фронтальная | На интерактивной доске выведены слова: собака, мир, солнце. У: Ребята, взгляните на доску. Прочитайте какие вы видите слова. Д: читают слова с доски: собака, мир, солнце. У: Давайте определим к какой части речи относятся все эти слова? Д: к существительному. У: А как вы можете доказать, что это имя существительное? Д: нужно задать вопрос к каждому слову. Собака(кто?) мир(что?) солнце(что?) У: а что мы можем определить у имен существительных? Д: мы можем определить род и число. У: как мы определяем род? Определите род на данных словах. Д: необходимо задать вспомогательный вопрос: собака(она моя), значит данное слово ж.р., мир(он мой) м.р, солнце(оно мое) ср.р. У: какой мы можем сделать вывод? Д: в русском языке существует 3 рода, определить их можно с помощью вспомогательных фраз. У: Здорово! Молодцы! Раз вы хорошо знаете род имен существительных, предлагаю вам поиграть в игру, пользуясь таблицей. У вас есть высказывание, вам требуется карточками показать, верное оно или нет. Зеленая карточка-да, красная-нет. Итак, начнем? Д: да. У:
Чтобы доказать: Задать вспомогательный вопрос. У: Откройте свои тетради, запиши сегодняшнее число, классная работа. В тетради начертите шкалу успеха и оцените, свой успех в этой игре. По каким критериям мы можем себя оценить. Д: если мы справились с этим заданием и не допустили ошибок, то поставьте знак на самой верхушке шкалы. Если у нас возникли трудности и вы допустили ошибку, то по середине шкалы, ну, а если вам не удалось справиться с данным заданием, то поставьте знак в самом низу своей шкалы. Оценивают себя по шкале. У: теперь встаньте те ребята, у которых знак на самой верхушке шкалы. Встаньте ребята, у которых знак ниже шкалы. У: почему у вас возникли трудности? Д: рассказывают о своих трудностях. | Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками. Предметный: определяют род и число у имён существительных; Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами Познавательные: анализируют полученную информацию. . Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки | Словесная похвала шкалирование | |
3 | Работа по теме урока | 15 мин. | Практический: упражнение Словесный: обсуждение Практический: исследование. Словесный: инструктаж Словесный: обсуждение Практический: работа с учебником. | Фронтальная Парная парная | У: предлагаю вам записать некоторые слова. Луч, печь, рожь, камыш, сторож, завуч, дочь, мелочь, скотч, брошь, борщ, сыч, царевич, мышь. Д: записывают слова под диктовку учителя. У: В парах обсудите, что общего в данных словах. На обсуждение вам 3 минуты. Д: обсуждают в парах. У: итак, что же общего в словах, которые записаны у вас в тетрадях? Д: все слова-имена существительные. Они все ед.ч. Они заканчиваются на шипящие, но некоторые на шипящие с мягким знаком. У: А как вы думаете, почему у некоторых шипящих есть ь знак, а у некоторых нет? Д: высказывают предположения. Или отвечают, что предположений нет. У: тогда какую цель мы можем сегодня себе поставить на урок? Д: выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь, а у некоторых не пишется. У: замечательная цель! Держите ее у себя в голове, в конце урока скажите, добились вы её или нет. У: сейчас я хочу предложить вам работу в парах. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая пара выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте свои выводы. Алгоритм исследования:
На доске вам дан уже готовый алгоритм исследования. Исследования вы проводите по словам, которые мы записали. На работу вам 7 минут. Д: выполняют работу в парах. У: итак, ваше время вышло! Уважаемые исследователи, прошу вас огласить ваши выводы. Д: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. У: Какова же работа Ь знака в этих словах? Д: Грамматическая, он указывает на род. Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. . или ср.р. У: Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр 170 . Правы ли были мы с вами? Д: изучают правило из учебника. Да мы были правы. У: Какие вы молодцы! Вы сами сформулировали правило, не пользуясь учебником. Можно теперь гордо назвать, что данное правило 3 «б» класса. Предлагаю вам немного размяться. Попрошу вас встать. | Познавательные: анализируют полученную информацию. Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками. Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами. Познавательные: анализируют полученную информацию. Предметный: определяют род и число у имён существительных; Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками. Предметный: объясняют правописание Ь знака на конце существительных после шипящих. Познавательные: анализируют полученную информацию | ||
Физминутка | 2 мин. | фронтальная | Я называю слова, если вы слышите слово мужского рода, то присаживаетесь, если женского рода, то тянетесь. А если среднего, то хлопаете в ладоши. Начнем? Слушайте внимательно. Оса, конь, сердце, солнце, папа, бабушка, кот, собака, Оля, пальто. | |||||
3 | Словесный: обсуждение | фронтальная | У: Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце? Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных? Д: предлагают составить алгоритм для проверки слов с данным правописанием. У: Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. Д: 1. Определяю часть речи. 2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске фиксируется совместно выработанный алгоритм. | Познавательные: анализируют полученную информацию. Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами. | ||||
4 | Закрепление изученного материала | 12 мин | Практический: Работа с книгой Словесный: разъяснение | Индивидуальная | У: давайте теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 171, найдите упражнение 2. У: В данном упражнении вам требуется вставить недостающие буквы. По алгоритму, которому мы разработали вместе с вами, определите в каких словах должен стоять на конце Ь знак. На выполнение данного упражнения вам 4 минуты. Упражнение вы выполняете самостоятельно. Д: выполняют упражнение. У: Теперь предлагаю вам обменяться тетрадками и побыть в роли учителей. Возьмите простой карандаш и проверьте своего соседа по образцу правильных ответов. Д: проверяют друг друга. У: Ребята, для того чтобы нам поставить оценку, что необходимо знать? Д: критерии оценивания. У: Да все верно! Какие можно ввести критерии? Д: если все предложения правильные и написано все аккуратно, то 5. Если одно предложение не правильно и есть одно исправление, то 4. Если 2 предложения не правильны и есть 2 исправления, то оценка 3. А если все неправильно, то оценка 2. У: замечательные критерии. Поставьте оценки по данным критериям. Д: выставляют друг другу оценки. У: попрошу поднять руки, кто получил оценки 5 и 4. Д: поднимают руки. У: остальным ребятам вам требуется получше потренироваться над упражнениями и быть внимательными. У: Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе предложение разберите по членам предложения.
Учитель выслушивает предложения от учеников. Д: По берегу реки бегал малыш. Холодный ключ шумит в овраге. На площадке веселилась молодежь. Плащ защитил меня от дождя. Отец сдал вещи в багаж. | Познавательные: анализируют полученную информацию. Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками. Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки Предметный: определяют род и число у имён существительных; Познавательные: анализируют полученную информацию. | Взаимооценивание | |
5 | Рефлексия | 3 мин. | Словесный: опрос | Фронтальная | У: Предлагаю подвести итоги урока. Добились ли мы с вы сегодня на уроке поставленной вами цели? Д: да. У: а как звучала ваша цель? Д: выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь, а у некоторых не пишется. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам требуется закончить фразы устно. Каждый скажет по одной фразе. На интерактивной доске выведены начало фраз: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… не понял… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Д: заканчивают фразы своими словами. | Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами. | ||
6 | Домашнее задание | 2 мин. | Словесный: инструктаж | Фронтальная | У: выучить правила которые мы сегодня с вами сформулировали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....