Конспект по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Галимова Юлия Сергеевна

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruskiy_yazyk_3_klass_15.03.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание Ь знака на конце существительных после шипящих»

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Цель: познакомить учащихся со правописанием Ь знака на конце существительных после шипящих

Планируемые предметные результаты: 

  • определяют род и число у имён существительных;
  • объясняют правописание Ь знака на конце существительных после шипящих.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

Планируемые личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Оборудование урока: учебник по русскому языку за 3 класс; интерактивная доска, компьютер, презентация, сигнальные карточки «да» и «нет».

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

формулировки заданий

планируемые результаты

планируемые способы оценивания  

комментарии руководителя практики

1

Орг. момент

1 мин.

Фронтальная

У: Здравствуйте Ребята! Наведите порядок на своих местах. Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения.

Д: Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. 

2

Актуализация знаний

10

мин.

Словесный: опрос

Наглядный: иллюстрация

Словесный: инструктаж

Практический:

Игра

Фронтальная

На интерактивной доске выведены слова: собака, мир, солнце.

У: Ребята, взгляните на доску. Прочитайте какие вы видите слова.

Д: читают слова с доски: собака, мир, солнце.

У: Давайте определим к какой части речи относятся все эти слова?

Д: к существительному.

У: А как вы можете доказать, что это имя существительное?

Д: нужно задать вопрос к каждому слову. Собака(кто?) мир(что?) солнце(что?)

У: а что мы можем определить у имен существительных?

Д: мы можем определить род и число.

У: как мы определяем род? Определите род на данных словах.

Д: необходимо задать вспомогательный вопрос: собака(она моя), значит данное слово ж.р., мир(он мой) м.р, солнце(оно мое) ср.р. 

У: какой мы можем сделать вывод?

Д: в русском языке существует 3 рода, определить их можно с помощью вспомогательных фраз.

У: Здорово! Молодцы! Раз вы хорошо знаете род имен существительных, предлагаю вам поиграть в игру, пользуясь таблицей. У вас есть высказывание, вам требуется карточками показать, верное оно или нет. Зеленая карточка-да, красная-нет.  Итак, начнем?

Д: да.

У:

  • Существительное - кошка ж.р.(да)
  • Существительное - медведь м.р. (да)
  • Существительное -  небо м.р. (нет) 
  • Существительное – печь ж.р. (да)
  • Существительное – луч с.р. (нет)
  • Существительное – плющ м.р (да)

Чтобы доказать:  Задать вспомогательный вопрос.

У: Откройте свои тетради, запиши сегодняшнее число, классная работа. В тетради начертите шкалу успеха и оцените, свой успех в этой игре. По каким критериям мы можем себя оценить.

Д: если мы справились с этим заданием и не допустили ошибок, то поставьте знак на самой верхушке шкалы.

Если у нас возникли трудности и вы допустили ошибку, то по середине шкалы, ну, а если вам не удалось справиться с данным заданием, то поставьте знак в самом низу своей шкалы. Оценивают себя по шкале. 

У: теперь встаньте те ребята, у которых знак на самой верхушке шкалы.

Встаньте ребята, у которых знак ниже шкалы.

У: почему у вас возникли трудности?

Д: рассказывают о своих трудностях. 

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

Предметный:

определяют род и число у имён существительных;

Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами

Познавательные: анализируют полученную информацию.

.

Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки

Словесная похвала

шкалирование

3

Работа по теме урока

15 мин.

Практический: упражнение

Словесный: обсуждение

Практический: исследование.

Словесный: инструктаж

Словесный: обсуждение

Практический: работа с учебником.

Фронтальная

Парная

парная

У: предлагаю вам записать некоторые слова. Луч, печь, рожь, камыш, сторож, завуч, дочь, мелочь, скотч, брошь, борщ, сыч, царевич, мышь. 

Д: записывают слова под диктовку учителя.

У: В парах обсудите, что общего в данных словах. На обсуждение вам 3 минуты.

Д: обсуждают в парах.

У: итак, что же общего в словах, которые записаны у вас в тетрадях?

Д: все слова-имена существительные. Они все ед.ч. Они заканчиваются на шипящие, но некоторые на шипящие с мягким знаком.

У: А как вы думаете, почему у некоторых шипящих есть ь знак, а у некоторых нет?

Д: высказывают предположения. Или отвечают, что предположений нет.

У: тогда какую цель мы можем сегодня себе поставить на урок?

Д: выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь, а у некоторых не пишется. 

У: замечательная цель! Держите ее у себя в голове, в конце урока скажите, добились вы её или нет.

У: сейчас я хочу предложить вам работу в парах.  Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая пара выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте свои выводы.

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

На доске вам дан уже готовый алгоритм исследования. Исследования вы проводите по словам, которые мы записали. На работу вам 7 минут.

Д: выполняют работу в парах. 

У: итак, ваше время вышло! Уважаемые исследователи, прошу вас огласить ваши выводы. 

Д:  Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. 

У:  Какова же работа Ь знака в этих словах?

Д:  Грамматическая, он указывает на род. Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. . или ср.р.

У:  Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр 170 .  Правы ли были мы с вами?

Д: изучают правило из учебника. Да мы были правы.

У:  Какие вы молодцы! Вы сами сформулировали правило, не пользуясь учебником. Можно теперь гордо назвать, что данное правило 3 «б» класса.

Предлагаю вам немного размяться. Попрошу вас встать.

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Предметный:

определяют род и число у имён существительных;

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

Предметный:

объясняют правописание Ь знака на конце существительных после шипящих.

Познавательные: анализируют полученную информацию

Физминутка

2 мин.

фронтальная

Я называю слова, если вы слышите слово мужского рода, то присаживаетесь, если женского рода, то тянетесь. А если среднего, то хлопаете в ладоши. Начнем? Слушайте внимательно.

Оса, конь, сердце, солнце, папа, бабушка, кот, собака, Оля, пальто.

3

Словесный: обсуждение

фронтальная

У:  Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце? Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?

Д: предлагают составить алгоритм для проверки слов с данным правописанием. 

У: Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. 

Д: 1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске фиксируется совместно выработанный алгоритм.

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

4

Закрепление изученного материала

12 мин

Практический:

Работа с книгой

Словесный: разъяснение

Индивидуальная

У:  давайте теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 171, найдите упражнение 2. 

У: В данном упражнении вам требуется вставить недостающие буквы. По алгоритму, которому мы разработали вместе с вами, определите в каких словах должен стоять на конце Ь знак. На выполнение данного упражнения вам 4 минуты. Упражнение вы выполняете самостоятельно.

Д:  выполняют упражнение.

У: Теперь предлагаю вам обменяться тетрадками и побыть в роли учителей. Возьмите простой карандаш и проверьте своего соседа по образцу правильных ответов. 

Д: проверяют друг друга. 

У: Ребята, для того чтобы нам поставить оценку, что необходимо знать?

Д: критерии оценивания.

У: Да все верно! Какие можно ввести критерии?

Д: если все предложения правильные и написано все аккуратно, то 5.

Если одно предложение не правильно и есть одно исправление, то 4.

Если 2 предложения не правильны и есть 2 исправления, то оценка 3. А если все неправильно, то оценка 2.

У: замечательные критерии. Поставьте оценки по данным критериям.

Д: выставляют друг другу оценки. 

У: попрошу поднять руки, кто получил оценки 5 и 4.

Д: поднимают руки. 

У: остальным ребятам вам требуется получше потренироваться над упражнениями и быть внимательными.

У:  Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе предложение разберите по членам предложения.

  1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
  2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
  3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).
  4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
  5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Учитель выслушивает предложения от учеников.

Д: По берегу реки бегал малыш. Холодный ключ шумит в овраге. На площадке веселилась молодежь. Плащ защитил меня от дождя. Отец сдал вещи в багаж.

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осуществляют действие самооценки и взаимооценки

Предметный:

определяют род и число у имён существительных;

Познавательные: анализируют полученную информацию.

Взаимооценивание

5

Рефлексия

3 мин.

Словесный: опрос

Фронтальная

У: Предлагаю подвести итоги урока.  Добились ли мы с вы  сегодня на уроке поставленной вами  цели?

Д: да.

У: а как звучала ваша цель?

Д:  выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь, а у некоторых не пишется. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам требуется закончить фразы устно. Каждый скажет по одной фразе.

На интерактивной доске выведены начало фраз:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

не понял…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Д: заканчивают фразы своими словами.

Личностные результаты: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

6

Домашнее задание

2 мин.

Словесный: инструктаж

Фронтальная

У: выучить правила которые мы сегодня с вами сформулировали.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....