Урок русского языка «Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных и проблемно-поисковых методов, использование метапредметных связей способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Изучение и обобщение данного материала было мобилизующим. Была поставлена проблема, дети, работая совместно находили в разных словах одну и туже гласную и делили слова на группы, записывали словарные слова и находили лишнее слово. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации, которые помогли ученикам определить тему урока. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогли активизировать учебный процесс, носили не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vo_2_kl_bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.docx | 48.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Базевский филиал
МБОУ Большекуликовская СОШ
«Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова »
Подготовила: Белова Наталия Ивановна,
учитель начальных классов.
2023
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся в написании слов с безударной гласной в корне
Задачи:
– отрабатывать навыки написании слов с безударными гласными ; - отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка; - создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе; - воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Этап | Цель этапа | № слайда | Деятельность учителя | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент | 1.Включить детей в деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности 3. Воспитывать культуру поведения на уроке. | 1 2 3 4 5 |
- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. 2. Создание эмоционального настроя урока. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам УДАЧА шла. Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. – Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться. – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.) Все мы чему-то радуемся. Вот меня, например, радует наше весеннее настроение. А чему вы радуетесь в жизни?... - Ну, это было лишь лирическое вступление…)) - Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним наши ЗАКОНЫ урока: - не выкрикивать, - быть терпеливым, - дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. Девиз урока: «Ошибок не пугайся – с ошибками справляйся!». Объясните, как вы это понимаете. Все задания, которые вы будете выполнять направлены на развитие вашего внимания, памяти. | Личностные Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Метапредметные (регулятивные) самоконтроль; самооценка; Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 2 Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | 6 7 8 | 1.Минутка чистописания. В тетрадях запишите число. Классная работа. Посмотрите на экран. На экране слова: ЕНОТ, ЛЕСТНИЦА, ЕЖИХА, ПЕНАЛ. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. - О какой букве идёт речь? И на какие группы она может разделить данные слова? ( о букве Е) Дети:В одних словах (лестница, пенал) эта буква Е обозначает звук [э], который смягчает согласный перед ней, а в других словах (енот, ежиха) буква Е обозначает два звука [йэ]. Пишем букву е в соединении с е ее - Найдите закономерность, и пропишите до конца строки эти буквосочетания (сколько поместится): ера ерберверг… | Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха. Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль. Познавательные. Классификация по заданным параметрам, группируют объекты. Личностные. Мотивированы на достижение цели познания. Коммуникативные. Контролируют действия одноклассников. |
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | 1.Определить тему и цель урока. 2 2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. | 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 | Недавно мы читали сказку А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» -Назовите героев сказки.(Слайд 7)-Кто хотел научить Буратино грамоте? (Удалось ли Мальвине? Как вы думаете почему? Когда Буратино ушёл, то оставил записку. Прочитайте её. Ищу в лису ката и лесу. (Слайд 8) -Что вы заметили? Исправьте ошибки. Какое правило не усвоил Буратино? (Правописание безударных гласных в корне слова)- А вы хотите писать правильно? - Предположите тему нашего урока… (Упражнение в правописании безударной гласной в корне слова) - Какова будет ЦЕЛЬ нашего урока сегодня? Чему вы сегодня должны научиться? (Мы должны будем усвоить ПРАВИЛО о правописании безударных гласных в корне слова ипоможем Буратино подбирать однокоренные слова и проверять безударные гласные).Сначала вместе с Буратино повторим гласные. Нам поможет Сова из сказки. Вспомним гласные. (Гласные бывают ударные и безударные -Какие гласные нужно проверять? (Проверять нужно безударные гласные а о и е я) Безударный в корне – хитрый гласный: Сова приготовила нам задания. Я думаю, что вы хорошо с ними справитесь. Нужно составить Синквейн Звук Ударный, безударный. Звучит, слышится, поётся. Он есть у людей. Речь. Учитель: Чтобы записать слова, Словарь: за..ц, уч..ник, учит..ль, ягода, с..бака. надо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово. Почему? (Ягода - неодушевлённое) Почему эти слова нужно запомнить? Нельзя проверить) План урока. - Давайте вспомним, по какому плану мы обычно работаем. * повторяем то, что знаем * открываем новые знания * закрепляем новые знания *применяем новые знания на практике Работа с деформированным предложением. Учитель: Сова помогла вспомнить гласные и повторить словарь. Поблагодарим её и выполним задание. Составьте предложение и подчеркните грамматическую основу. Сосне, на, сидит, сова, мудрая, высокой. На высокой сосне сидит мудрая сова. -Объясните написание выделенных букв. | Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль. Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное. Регулятивные. Осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме. Регулятивные. Пошаговый и итоговый контроль. Коммуникативные. Формируют собственное мнение. |
Открытие новых знаний | Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. «Открытие» нового знания. Выход из проблемной ситуации (подводящий от проблемы диалог) | 19 20 21 22
23 | 1) - Внимание - на экран. На экране текст. - Как вы думаете, какое задание нужно будет выполнить каждому? (Подобрать проверочное слово.. Вставить пропущенную букву) Актуализация. Составим АЛГОРИТМ действия. - Попробуем его вместе составить. На доске слова – помощники. Выберите и составьте нужный нам всем АЛГОРИТМ: «КАК НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ, чтобы ПРОВЕРИТЬ БУКВУ БЕЗУДАРНОГО гласного в корне слова».
(проверочное)
Как перехитрить безударную гласную? Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение! Ч…сло - .…, ч…сы - ……, п…ля - …., п…ро - …., р….ды -……, н…ра -……, стр…на-……! Проверка Число - числа, часы- час поля- поле, перо -перья, ряды - ряд, нора- норы. страна- страны. | |
Ф Физкультми-нутка | 24 | - Молодцы! Справились общими усилиями! Теперь смело можно взяться за новое задание. Но сначала нужно немножко отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развё, Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, На носочки надо встать. | ||
Решение учебной задачи | 25 | - Итак, РАБОТА В ГРУППЕ. Надо помочь Буратино справиться с заданием - Одно задание для всех будет общим. Вставить пропущенные буквы. Действовать надо по составленному вами алгоритму. Затем каждой группе нужно будет выполнить свои дополнительные задания. Время работы - 5 минут. Л_са. В л_су живёт рыжаял_са. Лисий дом – н_ра. У н_ры играют в_сёлые л_сята. Л_сица учит их лисьим повадкам. При м_лейшей опасности л_сята прячутся в св_ей н_ре. Задание 1 группе - Ангелине: выпишите группу однокоренных слов, выделите корень. (лиса, лисий, лисята, лисица, лисьим) Задание 2 группе - Егору: выписать слова с безударными гласными в корне. Задание 3 группе - Елизавете: кроме безударной гласной в корне слова, какие ещё знакомые вам орфограммы встретились в данном тексте? (живёт, прячутся, лисьим, большая буква в начале предложений) - Молодцы, ребята! Вы с успехом справились с заданиями. | ||
Закрепление и повторение пройденного. Сам.работа с проверкой | 26 27 | Самостоятельная работа. Помогите собрать грибы в лесу. Запишите правильно слова в тетрадь. Сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь. Проверяем. - Кто выполнил работу без ошибок? - У кого были ошибки?... | Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия. Личностные. Проявляют интерес к новому. Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей. | |
Подведение итога урока | 1.Рефлексия деятельности на уроке. 2. Самооценка собственной деятельности. | 28 29 30 | -Наш урок подошёл к концу Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. Стали вы мудрее? В чем? Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? – Чему научились на уроке? – Что было трудным на уроке? – Что было для вас самым интересным на уроке?
Оцените свою работу на уроке в цветовой гамме: -- если на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - зеленая рука; - затруднялся при выполнении заданий - желтая; - было трудно работать – красная. Буратино говорит: «Ключ к знаниям находится в ваших руках!» Спасибо за урок! Молодцы! | Личностные. Уметь оценивать результат своей работы. Регулятивные. Оценивать свои достижения. |
Домашнее задание | 31 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели: расширить знания о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...
урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова....
Урок русского языка "Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс.
"Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Учашиеся учатся различать произношение и написание слов с безударной гласной в корне, находить способ проверки орфограммы, чётко ...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".
.Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". Данная разработка позволит любому учителю начальных классов успешно провести урок руского языка п...
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Тема урока "Слова с безударными гласными в корне слова". Тип урока комбинированный. Цель: формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретённые знани...