урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rus._yaz.doc | 69.5 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Красноярская СОШ»
Киреевского района Тульской области
Учитель начальных классов Мугинова Татьяна Александровна
Урок русского языка во 2 классе
(по учебнику Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», УМК «Перспектива»)
Тема: «Правописание безударных гласных
в корне слова»
Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
Слайд 2
Дед Егор в густом лису
Встретил рыжую лису.
- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)
IV. Работа по теме урока.
- Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Слайд 3
Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов
Слайд 4
Способы подбора проверочных слов
подбираем однокоренное слово: изменяем форму слова:
звонок – звон мосты – мост
шагать - шаг стена - стены
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)
- Читаю слово.
- Определяю ударение.
- Подбираю однокоренные слова.
- Выделяю корень.
- Подбираю проверочное слово.
- Пишу гласную.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.
Слайд 6.
«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»
Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.
3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы
Задания 2-й группе:
Проверка выполнения задания
Слайды 7, 8
3. Игра «Собери грибы»
Слайд 9
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».
На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь
- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание
Упр. 17 с. 67
Слайд 10
- Всем спасибо за активную работу, молодцы!
Литература
- Грюцева Н.И. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников: (творческие задания на уроках в начальной школе)/ Н.И. Грюцева. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995
- Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
3. CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
4.Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго - Ярославль: Академия развития, 2004
5.Думнова И.А. Виды работ над орфограммой «безударная гласная в корне слова» (Учебно-методическое пособие по русскому языку для учителей начальной школы): [Электронный ресурс]. URL: http://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/bezglas.doc. (Дата обращения: 21.06.2012)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Тема урока | Слова с безударными гласными в корне слова | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цель | Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; -подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; -расширить словарный запас учащихся | Личностные: -осознание алгоритма учебного действия; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: -освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; -формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: -освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: -формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; -принимать на себя ответственность за результат своих действий; -наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. | |
Основные понятия | Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные. | |
Межпредметные связи | Русский язык-развитие речи -литературное чтение. | |
Ресурсы: -основные; -дополнительные | Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс. Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах. |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя. | Готовятся к работе. | Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение). | Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. | - На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова? - Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.» Слайд 2 Дед Егор в густом лису Встретил рыжую лису. - Прав ли мальчик? Докажите. - Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно? - Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: прогнозирование. |
3. Постановка учебной задачи. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | - Отгадайте загадку: В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается … (гроза) - Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза». - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением) - Сформулируйте тему урока. - Чему мы будем учиться? - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися) | Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы) | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец. - Прочитайте предложения. - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова) - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами. Слайд 3 Солонка, соль, солить, солёный. - Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные) -Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь. (соль) - Почему? - А почему сомневаетесь в остальных случаях? - Как быть? - Слово «соль» является «проверочным» - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно) - А почему хорошо слышно? (Под ударением) - Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми. - Какой вывод можно сделать? Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове. - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне. На доске: дом – дома совы - сова - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова) - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными. – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ) - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов Слайд 4 Способы подбора проверочных слов -подбираем однокоренное слово: -изменяем форму слова: звонок – звон мосты – мост шагать - шаг стена - стены - Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание) - Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я) Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)
Физминутка. | Регулятивные: планирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Реализация построенного проекта. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом. | Работа по карточкам. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите. Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.) | Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задание с объяснением. | -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам. Слайд 6. «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.» Прочитайте. -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.) -Почему «Да»? -Что взволновало воробья? -Как вы оцениваете поступок Вити? -Почему «Нет»? -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера. |
7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Доп. задание: - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными. Проверка выполнения задания - Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя) - Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю) 2. Работа в группах. Задание для 1-й группы Задания 2-й группе: Проверка выполнения задания Слайды 7,8 3. Игра «Собери грибы» Слайд 9 - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) - Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов. - Какие вы знаете правила сбора грибов. - А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок». На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь - Что объединяет эти слова? - Какое слово лишнее? | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь. - Какие гласные в корне требуют проверки? - Как вы подбирали проверочные слова? -Все ли понравилось на уроке? -Кого бы вы похвалили? -Кому помогли? - В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...
Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...
конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача : развитие орфографической зоркости у детей с задержкой психического развития....
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Закрепление" 2 класс
Урок-сказка, русский язык, 2 класс...
Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС
Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....