Урок русского языка. Тема: Личные местоимения 1-го,2-го,3-го склонения единственного и множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок русского языка по программе "Школа России" для 4-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Личные местоимения 1-го,2-го,3-го склонения единственного и множественного числа.

Цель: создать условия для формирования у учащихся  знаний о личных местоимениях 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел.

Задачи урока:

образовательные:  закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи

развивающие: развить умения распознавать местоимения в тексте;

воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают существенные признаки местоимения;

- умеют находить местоимения в тексте;

- отличают местоимения от других частей речи;

Метапредметные:

Познавательные:

-  самостоятельно осуществляют творческую деятельность.

Регулятивные:

- анализируют эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- точно выражают свои мысли, ведут диалог с учителем;

- планируют учебное сотрудничество с учителями и сверстниками;

- овладеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Личностные:

- проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 4 класс, 2 часть, презентация.

Сценарий урока:

  1. Мобилизующий этап

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение?

- Ребята, я вижу, у вас настроение отличное, давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Я желаю вам добра, давайте начинать урок.

  1. Актуализация знаний

1. Чистописание

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой

«п»

  1. Бп (4раза)

- Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.  

- Рядом запишем слова дубки грибки.

- С чем связаны эти слова? ( с природой)  

А  что  такое  природа?  (…)  Всё  это  природа  и  человек  неразрывно  связан  с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

  1. Жизнь дана на добрые дела.  

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

2. Словарная работа.

- Я прочитаю вам стихотворение:     

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

 Из книжки в норку утащили.

- Ребята посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)

Сапоги, ботинки, костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 -Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз.  На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Личные местоимения 1,2, 3 склонения единственного и множественного числа»

- Какую цель урока мы перед собой поставим? ( познакомиться с личными местоимениями 1,2,3 склонения единственного и множественного числа)

-Давайте с вами вспомним и повторим.

Что такое местоимение?(Местоимение -это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.)

- Какие вы знаете местоимения?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- На какие вопросы отвечают местоимения?(Кто? Что? Это местоимения, которые заменяют имена  существительные.)

-Как вы считаете, почему они называются личные  местоимения? (Они указывают на лицо или лица.)

- Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.

  1. Первичное усвоение новых знаний.
  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенного признака.

-Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.

У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень  любит играть со мной.  Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре.

-Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?

Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.

-Итак, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.

  1. Обобщение признаков, введение термина.

- Давайте определим,  как личные  местоимения определяются по лицам.

- Кто может сказать о себе я? (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)

- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь?

(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)

-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он,  она, оно.

Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!

-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!

-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!

Ребята, какой мы может сделать вывод?

Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ  ученика

Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика

 Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика

Назовите местоимения  3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика

Ребята, обратите внимание, что личные  местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)

  1. Уточнение формулировки

- Давайте проверим наше предположение и обратимся к учебнику. Откройте учебник на странице 54 и давайте рассмотрим схему. Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

  1. Первичная проверка понимания
  1. Работа по учебнику

- Откройте учебник 54 упражнение 113 (выборочное списывание). Прочитайте задание и давайте его выполним. Выполненное упражнение читает…. Оценка….

4. последнее предложение местоимение она ( это для себя)

- Рассмотрите упражнение 114, давайте выполним его. Прочитайте задание. Задание понятно? Приступаем. Упражнение читает…. Оценка….

  1. Первичное закрепление
  1. Загадки

- Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром —                              

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно — солнце.) 

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

- Давайте выполним упражнение 116 на странице 55. Прочитайте задание. Задание понятно? Приступаем к выполнению.

- Оценки за урок получились следующие :

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Записываем домашнее задание, упражнение 117 страница 55.

  1. Рефлексия

 - Ребята, какова была тема нашего урока?

- Мы выполнили поставленную цель?

-Что мы делали на этом уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

-Почему?

-Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Личные местоимения" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: «Личные местоимения».Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных  местоимениях, умения выделять их в речи и правильно употреблять...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Открытый урок по русскому языку тема: «Личные местоимения» 4 класс

Образование – богатство, а применение – его совершенство....