Фрагмент урока русского языка в 2 классе Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Разделительный мягкий знак (ь)

Класс: 2

Цель фрагмента урока: создание условий для усвоения знаний о функциях разделительного мягкого знака в словах и формирование умений правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи фрагмента урока:

1. Научить значению правописания мягкого знака.

2. Развивать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
3. Воспитывать интерес к учёбе.

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» Русский язык \ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий \ 2 класс (2 часть), интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах
2. Понимать значимость правильного написания мягкого знака.

Личностные:

1. Мотивировать себя на учебную деятельность;
2. Выполнять задания в соответствии с целью.

Метапредметные:

Познавательные:

1. На основе анализа объектов делать выводы;
2. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные:

1. Уметь ставить цель и учебную задачу;
2. Освоение способов исследования и установления взаимосвязи между предметами;
3. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя.

Коммуникативные:

1. Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
2. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи.

Этап урока

Содержание

I. Мотивационный этап.

(1 мин)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок Русского языка.

- Сядет тот, чьё имя начинается на согласную букву. Теперь могут сесть все остальные.

Работа с высказыванием:

«Дело стоит труда» (Цицерон Марк Туллий)

- Взгляните на слайд и прочитайте высказывание.

- Как вы ее понимаете?

- Правильно, я с вами согласна. Любое полезное и важное дело стоит потраченных на него сил и времени.

Мотивация:

- Сегодня к нам урок решил заглянуть один очень интересный гость. Ребята, кто-нибудь знает его? И кто же это? (Кот Леопольд)
- Верно, это Кот Леопольд. И пришел гость к нам не с пустыми руками, принес он нам много интересных и увлекательных заданий на лепестках цветка.

- В течении урока, мы будем закрашивать лепестки, после верно выполненных заданий. А в конце, после верно решенных заданий, нас будет ожидать приз.

- Ну что, вы готовы приступить к нашему уроку и хорошо потрудиться? Если вы готовы, то покажите класс.

II. Постановка

учебной задачи

\\

Формулирование учебной задачи обучающимися и учителем

(2 мин)

Повторение раннее изученного.

- Для начала, вспомним тему нашего прошлого урока. Что мы изучали? (Звонкие и глухие согласные звуки).

- Верно, мы изучали звонкие и глухие согласные звуки.

- Решим задание на слайде, чтобы вспомнить изученное.

Дорога, берёза, январь, коньки, мороз, метель

- Выполним проверку по эталону.

- Прочитайте группы слов на следующем слайде и определите по какому признаку они объединены.

Снег, травка, глазки, улов

Воробьи, заячьи, ребячьи, конь

- Чем похожи слова второй группы? (в них пишется мягкий знак)
- Верно, а какое слово здесь лишнее и почему? (Лишнее слово - конь, Ь знак делает согласную мягкой)

- Сформулируем тему нашего урока.

Тема: Разделительный мягкий знак (Ь).

- Прочитайте слова на слайде. Что они обозначают?

Полю՛ (грядки) Солю՛ (капусту)

Полью՛ (грядки) Солью՛ (воду)

- Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?

- Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью? (затруднение)

- Я вижу что, вопрос у вас вызвал затруднение. Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Цель: узнать о правописании слов с разделительным мягким знаком.

- Все правильно, я согласна с вами и Кот Леопольд предлагает вам работать на уроке по следующему плану.

- Но пункты плана перемешались, поставьте их в правильном порядке.
План: (правильный)
1. Узнать функции разделительного мягкого знака в словах.

2. Научиться правилу правописания мягкого знака.

3. Применения полученных знаний.

- Мы составили правильный план. Молодцы! Вы справились с первым заданием, закрашивайте первый лепесток и двигаемся дальше.

III. Открытие нового знания.

(7 мин)

Работа по первому пункту плана.

- Поработаем над первым пунктом плана. Обратите своё внимание на слайд.

Наблюдение роли Ь разделительного.

Друзя - друзья, листя – листья, ателе - ателье

- В чем особенность написания этих слов? (они написаны с мягким знаком)

- А что случится со словами, если убрать Ь? (они превратятся в слоги)

- Какую роль Ь играет в этих словах? (разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом)

- Когда мы произносим слова друзья и листья, то после согласного слога слышим согласный звук [й'] и последующий гласный звук [а']. На письме после согласной буквы и перед буквой Я пишется разделительный мягкий знак (ь).

- Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е,ё,ю,и,я, но он не обозначает мягкость, а показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Работа в парах по карточкам.

- Чтобы понять это различие между простым смягчающим мягким знаком и разделительным мягким знаком, выполним следующее задание от Кота Леопольда в парах.

- На ваших столах лежат карточки с заданием, в котором нужно верно вставить в слова пропущенный мягкий знак.

Пить - пью; Степь - степью;

Лить - лью; Дверь - дверью;

Шить - шью; Ночь - ночью.

- Проверим по эталону.

- Вы верно выполнили задание. Вы верно выполнили задание, у кого также покажите солнышко и можете закрасить второй лепесток.

Микровывод:

- Сделаем вывод. Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне после букв, обозначающие согласные звуки и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. В этом случае буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука - согласный звук [й'] и последующий гласный звук.

- Итак, мы с вами смогли узнать функции разделительного мягкого знака в словах и чем он отличается при написании.

Работа по второму пункту плана.

- Теперь начнём работу над вторым пунктом плана.

- Вспомните, какая вторая задача стоит перед нами?

- Верно, научиться правильно использовать разделительный мягкий знак в словах.

Закрепление новых знаний.

- Сейчас вы разделись на 2 группы и будете работать в группах. Кто-то со своего места, кто-то с интерактивной доской.

Работа в группах и с интерактивным оборудованием.

- Ваша задача – распределить слова на две группы слов: с разделительным мягким знаком и со смягчающим.

- Помните о технике безопасности при работе с интерактивным оборудованием. Не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

(имена 1 группы) – работают у интерактивной доски.

(имена 2 группы) – работают на своих местах.

Задание 1 группы: Ищет слова с разделяющим мягким знаком.

Задание 2 группы: Ищет слова со смягчающим мягким знаком.

Льдина, дождь, больница, деревья, медведь, альбом,

Здоровье, обезьяна, декабрь, коньки, играть, шалунья.

- Выполним взаимопроверку по эталону с места. Если выполнено все верно, хлопните. Если есть ошибка, поднимите руку. (взаимооценка)

- Молодцы, вы выполнили всё верно. Закрашивайте третий лепесток на вашем цветке.

IV. Физминутка.

(1 мин)

- А сейчас мы отвлечемся и проведем физминутку. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)

- Теперь мы разминулись и можем продолжать наш урок. Тихо присаживайтесь на свои места.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой).

(4 мин)

Работа по третьему пункту плана.

- Проведем работу над третьим пунктом плана и закрепим полученные знания.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Вы будете работать сейчас самостоятельно. У вас на партах есть карточки с заданием двух уровней сложности.

Зеленая карточка – лёгкий уровень, красная карточка – повешенный уровень сложности. Выберите карточку с уровнем сложности и выполните задание самостоятельно.

Зеленая карточка.

Вставьте пропущенную букву:

Волч_я пасть, лис_и повадки, заяч_и уши, межвеж_я берлога

Красная карточка.

Исправьте ошибки:

Хлопя снега падают на опавшие листя. Под елю спрятался зайчонок.

- Поднимите руку, кто выполнял зеленую карточку. Проверим по документ-камере. У кого так же хлопните.

- Поднимите руку, кто выполнял красную карточку. Проверим ваши ответы по документ-камере. У кого так же, покажите солнышко.

- Если вы выполнили задание верно, закрашивайте четвёртый лепесток.

VI. Итог урока.

Рефлексия.

(1 мин)

- Итак, с какой темой мы познакомились сегодня на уроке? (разделительный мягкий знак)

- Верно, а чем он отличается от смягчающего мягкого знака? (разделяет согласные и гласные звуки)

- Вернёмся к цели нашего урока. Если мы достигли её, то покажите класс.

- Молодцы.
- Вспомним высказывание из начала нашего урока. Смогли ли мы на деле понять её смыл?
- Мы верно истолковали смысл высказывания.
- А теперь посмотрим как мы справились с заданиями от нашего гостя на уроке.
- Подсчитайте количество закрашенных лепестков. Если у вас закрашены все, то поставьте себе 5, если у вас возникли небольшие трудности и одного не хватает, то 4.
- Поднимите руку сначала те, кто поставил себе 5, теперь те, кто поставил себе четыре.
- Я согласна с вашей оценкой.
- Вы хорошо поработали на уроке. За ваши труды и старания, Кот Леопольд отдает вам приз - новые знания.

- Спасибо за работу на уроке. Я закончила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"

Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Разделительный мягкий знак

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);Выявлять и корректировать причины собственного затр...

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Урок открытия новых знаний,  направлен на формирование у обучающихся предметных знаний  по теме и  метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...

Конспект урока русского языка + презентация "Написание разделительного мягкого знака" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:систематизация и закрепление знаний и умений употребления разделительного ь на письме.Планируемые результаты:Предметные:знать, в каких случаях употребляется ь;уметь употребля...

Методическая разработка урока. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак.

Учащиеся изучат правило употребления разделительного мягкого знака, научатся соотносить произношение и написание слов с разделительным мягким знаком, различать мягкий знак разделительный и мягкий знак...