Урок русского языка. Тема: грамматические признаки частей речи. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Русскому языку

Тема урока: «Части речи и их грамматические признаки».

Класс: 4

Цель урока: Формирование представления о грамматических признаках частей речи.

Задачи урока:

Дидактические

1. Закрепить знания о частях речи: их названий, что они обозначают и на какие вопросы они отвечают;

2. Узнать какие грамматические признаки есть у частей речи;

Развивающие

1. Способствовать развитию умения давать полный ответ;

2. Развитие слухового произвольного внимания.

Воспитательные

1. Способствовать воспитанию навыков работы в паре;

2. Способствовать воспитанию адекватной самооценки деятельности.


ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

Дидактические средства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Орг. момент

Создать положительную мотивацию на работы на уроке

Прием «Стихотворение»

- Здравствуйте, ребята!

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно

глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку

«пять»?

Приветствуют учителя.

Садятся.

Слушают стихотворение.

Проверяют учебные принадлежности

Ф

-

-

Р

нацеливание на успешную

деятельность

К

формирование умения

слушать и слышать.

П

-

Умение выражать положительное

отношение к процессу

познания, проявлять

желание узнавать новое.

Актуализация

Закрепить материал прошлого урока о частях речи

Беседа

- Ребята откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. И сделайте показы в тетради.

-Ребята, на экране слова, что это?

- Откройте страницу учебника 68.

-Вспомним, на какие вопросы отвечает каждая часть речи

.

-Какие части речи похожи по вопросам?

- Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно разгадать шифр.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- На этом уроке мы узнаем грамматические признаки частей речи.

Записывают число, классную работу. Прописывают показ.

Называют часть речи и перечисляют вопросы, на которые она отвечает.

- Местоимения и существительные.

Грамматические признаки.

- Грамматические признаки

Ф/И

Слайд № 1

Учебник

Слайд № 2-3

Анаграмма

Умение каллиграфически писать.

Умение определять части речи.

Умение сравнивать части речи

Р

Умение производить самопроверку

К

Умение

Взаимодействовать с учителем.

П

Умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Умение анализировать и сравнивать.

Умение поддерживать дисциплину на уроке.

Умение

осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Изучение нового материала

Открыть новые знания о грамматических признаках частей речи

Беседа

Рассказ

Работа по учебнику

Работа в рабочей тетради

- Посмотрите на стр. 69.

- Сейчас мы будем разбирать таблицу.

-Что написано на первой строчке?

- Что значит нарицательное?

- Что обозначают имена собственные?

На экране перед вами текст, назовите из него имена нарицательные и собственные.

- Какие слова считаются одушевленными? А неодушевленные

- Следующий признак число.

У каждой самостоятельной части речи есть число.

- В каком числе употреблены самостоятельные части речи в предложениях?

(1 В поле стоит одинокая береза.

2 В окнах домов вечерами горят люстры.).

- Откройте свои тетради .

- С красной строки напишите 3 слова в множественном числе.

- На следующей строчке с красной строки запишите 3 слова в единственном числе. Старайтесь, чтобы слова были разных частей речи.

Опросить нескольких учащихся

- Посмотрите в таблицу учебника. Следующий признак падеж.

- Вспомним падежи.

- Расскажите, на какие вопросы отвечают падежи.

-Откройте страницу 30 в рабочей тетради, найдите номер 3. Выполняйте.

-Заканчиваем. Какая часть речи не изменяется по падежам?

- В обычной тетради просклоняйте слово.

(На слайде).

- Заканчиваем. Меняемся с соседом тетрадями. Проверка по образцу.

- Поставьте смайлик соседу простым карандашом.

- Вернемся к таблице учебника, какой следующий грамматический признак?

- Внимательно меня слушайте, я буду назвать слова в разных родах. Если слово мужского рода - тихо топаете, если женского - тихо хлопаете, среднего -руки вверх.

- Следующий грамматический признак - время. Оно относится только к глаголу.

- Я говорю глагол - а вы называете его в трех временах. Все остальные проверяем одноклассников. (Опросить нескольких учеников).

- Молодцы, и еще один признак - лицо.

- Прочитаем, что указано в таблице.

- Собственные , нарицательные

-слова обозначающие какие-то объекты. Например: стол доска, пенал.

-Названия и имена.

-Одушевленные это живые существа, а неодушевленные это объекты и явления.

- В единственном.

- В множественном числе.

Записывают слова в тетрадь

Им. П. - Кто? Что?

Род. П. - Кого? Чего?

Дат. П. – Кому? Чему?

Вин. П. –Кого? Что?

Т. П. – Кем? Чем?

Пр. П. – О Ком? О Чем?

- Глагол

Делают самостоятельное задание по вариантам в обычных тетрадях.

- Род

Выполняют задание на внимание и определение рода.

Изменяют глагол по временам.

Читают. Объясняют как поняли

И/Ф

Таблица в учебнике

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд №7

Умение различать имена нарицательные и собственные

Умение определять число частей речи.

Умение определять падеж.

Умение определять падеж.

Умение определять род части речи

Умение изменять глагол по временам

Р

Умение контролировать свою учебную деятельность Умение производить самопроверку.

К

Умение слушать и слышать.

Умение взаимодействовать с учителем.

П

Умение производить проверку по образцу.

Умение работать с печатной тетрадью.

Умение обосновывать свой ответ и точку зрения.

Умение

поддерживать дисциплину.

Закрепление

Закрепить материал по теме грамматические признаки частей речи

Самостоятельная работа в тетрадях

- Ребята, откроем в рабочей тетради страницу 31.

- Выполним номер 4 .

-Проверим, как вы справились.

- Какие слова, которые могут изменяться по временам, вы подчеркнули.

#- Теперь, выполним задание под номером 6.

- Вам нужно вставить слова по рифме и смыслу. Слова для справок под стихотворением. Далее вам нужно найти и подчеркнуть слова, которые находятся в единственном числе и изменяются по родам.

-Первое слово – ЛЕВ

Второе слово - ЛОСЬ

- Прячется и затаился.

Подведение итогов

Обобщить весь материал, пройденный на уроке

Беседа

# Парное задание по рядам.

Вопросы:

- Ребята, что вы сегодня узнали?

- Что для вас было новым?

- Перечислите все грамматические признаки.

- У какой единственной части речи можно определить время?

- Что у каждой части речи есть грамматические признаки.

- Нарицательное / собственное.

Одушевленность / неодушевленность

Число

Род

Время

Лицо

- Глагола

И

Ф

Карточки

-

Р

Умение производить самостоятельный анализ урока

К
Умение взаимодействовать с учителем

П

Умение давать полный развернутый ответ на уроке

Умение поддерживать дисциплину на уроке.

Рефлексия

Узнать, кто и в чем затрудняется.

Прием «Хит»

-Ребята, оценим свою работу на уроке.

Прием на слайде.

- Дают полный ответ по образцу на экране.

Ф

Слайд № 5

Р - Умение производить самооценку работы на уроке.

К- Умение взаимодействовать с учителем.

П -

Умение делать выводы о работе на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 2

ГР 4 АМ 6 МАТИЧ 7 ЕС 4 КИЕ ПР 1 ИЗ 7 НАКИ Расшифруй

Слайд 3

Грамматические признаки частей речи

Слайд 4

В Сибири есть замечательный город Хабаровск. Это не просто город. Хабаровск - порт на реке Амур. Этот город носит имя Ерофея Павловича Хабарова. Хабаров - один из первых русских землепроходцев, который изучил берега реки Амур.

Слайд 5

Определи в каком числе употреблены все слова в предложении 1. В поле стаяла одинокая береза. 2. В окнах домов по вечерам светятся люстры.

Слайд 6

Проверка 1. Вариант Родительный - Чемодана . Винительный - Чемодан . Предложный - О чемодане . 2. Вариант Дательный - Синему. Творительный - Синим. Предложный - О синем. Ни одной ошибки Одна ошибка Две ошибки

Слайд 7

Самостоятельное задание 1 Вариант Просклоняйте слово « Чемодан » в Родительном, Винительном и Предложном падежах. 2 Вариант Просклоняйте слово «Синий» в Дательном, Творительном и Предложном падежах.

Слайд 8

Взаимопроверка

Слайд 9

ХИТ Х - Получилось хорошо И - Было интересно Т - Было трудно



Предварительный просмотр:

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!

Вставь пропущенные буквы.

Вот и наступила поз…няя осень. Со…нце поднимает…ся всё ниже. Лес без л…ствы выгл…дит грус….ным. Как чудес…но было гулять здесь ра….ей ос…н…ю! Каким прекрас…ным был тогда …се….ий лес!


Г66Р4АМ9М8А1Т4И5ЧЕС4К1И3Е

П7Р1И22ЗН8А8К1И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка.  Тема: "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Признаки предмета" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предмета имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Уметь определять прилагат...