Технологическая карта по русскому языку "Что такое антонимы?"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта по русскому языку "Что такое антонимы?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_chto_takoe_antonimy.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Что такое антонимы?
Цель урока: создание условий для формирования понятия «антонимы» и введение его в систему знаний.
Задачи урока:
Дидактическая:
- Познакомить с термином «антоним»
- Научить самостоятельно подбирать антонимы.
Развивающая:
- Развивать умение доказывать, что данные пары являются антонимами.
- Развивать письменную речь.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Словесный, слово учителя | Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку. Приложение 1. | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Р.: самоорганизация К.: умение слушать | Положительное отношение к школе и учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний | Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное. | Нагляд.: учебная презентация Практич.: работа с грамматическим заданием Словес.: слово учителя, учебный диалог Словесн.: устная фронтальная проверка | Проводит орфографическую минутку. Посредством выполнения задания актуализирует знания по прошлой теме «Что такое синонимы?». Приложение 2. | Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта. Отвечают на вопросы учителя. Находят синонимы. | Фронтальная | Задание на слайде презентации, орфографическая минутка. | Самоконтроль | Закрепление знаний написания словарных слов. | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. К: учет различных точек зрений. | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
3. Постановка цели и задач урока | Развивать умение понимать и определять учебную задачу. | Наглядн.: учебная презентация Практич.: работа с заданием, работа по карточкам. Словес.: учебный диалог | Предлагает среди нескольких слов найти те, которые близкие по значению. Постановка проблемы, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению. Подводит к определению и постановки цели и задач. Приложение 3. | Читают слова на слайде, находят синонимы. Решают, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению. Определяют тему урока, цель и задачи. | Фронтальная | Задание на слайде презентации. | Самоконтроль | Умение определять синонимы. Умение находить синонимы среди нескольких слов. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. |
4. Изучение нового материала | Познакомить с термином «антоним» | Практич.: выполнение упражнений в учебнике. Словес.: учебный диалог | Разбор правила в учебнике. Вопросы по правилу, изученному в учебнике. Ознакомление со словарем антонимов в учебнике. Устное выполнение задания: «Подбери пару». Выполнение упражнения 73 в учебнике. Приложение 4. | Изучают правило в учебнике Отвечают на вопросы. Ознакомление со словарем антонимов в учебнике. Устно выполняют задание: «Подбери пару». Выполнение упражнения 73 в учебнике совместно с учителем. | Фронтальная, индивидуальная. | Задание в учебнике | Самоконтроль | Подбирают пары антонимов. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: участие в учебном диалоге. | Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью. |
5.Физкультминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, слово учителя | Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки. Приложение 5. | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтрль | Приобщение к здоровому образу жизни. | |||
6.Закрепление знаний | Организация деятельности с применением новых знаний | Словесный, слово учителя. Практич.: выполнение заданий на карточке. | Организует групповую работу на карточках. Приложение 6. | Групповая работа на карточках по теме урока. | Групповая, индивидуальная. | Задание на карточках. | Самоконтроль | Находят и выделяют антонимы. Умеют различать синонимы и антонимы. Находят в тексте пары антонимов. | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. | |
7. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словес.: учебный диалог | Организует рефлексию Приложение 7 | Осуществляют рефлексию собственной деятельности | Индивидуальная, фронтальная | Слайд презентации | Самоконтроль | Р.: анализ собственной работы. | Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный, слово учителя. | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 8 | Записывают д/з Задают вопросы по его выполнению учителю. Слушают инструктаж по выполнению. | Фронтальная | Задание в учебнике | Самоконтроль | готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
Приложение 1.
- С улыбкой встретим новый день,
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Скажите ребята, как вы понимаете этот девиз?
На ваших столах лежат карточки «Светофор» с цветами, дальше мы будем с ними работать.
Приложение 2.
Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.
Посмотрите на слайд и прочитайте слова, которые там записаны. (Ходить, шагать, бежать)
-Прочитайте слова. Что общего у этих слов?
- Какие слова называются синонимами? (Слова близкие по значению, но разные по написанию)
Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой. Какой?
Устно подберите проверочные слова.
-Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.
Приложение 3.
Прочитайте слова со следующего слайда. (Метель, дети, вьюга, друг, ребята, враг)
-Найдите слова близкие по значению.
-Как они называются?
Синоним с древнегреческого языка означает:
син – один
оним – имя
-Какие слова еще остались у нас?
Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению?
А в греческом языке есть слово анти оно означает против.
- Как вы думаете, о каких же словах мы с вами будем говорить на уроке?
Правильно, молодцы. Тема нашего с вами сегодняшнего урока антонимы.
- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?
Узнаем:
- для чего нужны антонимы;
- какие слова называются антонимами.
Научимся:
- находить антонимы;
- подбирать антонимы;
- правильно употреблять антонимы в речи.
Приложение 4.
- Откройте учебник на 54 странице. И прочитайте для себя правило, которое расположено внизу. Каждый читает тихо и про себя.
- Кирилл, прочитай нам это правило вслух. Четко и громко, чтобы весь класс мог услышать.
- Как называются слова противоположные по значению?
- Что такое антонимы?
- А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет. Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним.
-Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный. Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению. Но не забывайте, отвечать вы должны по поднятой руке.
Белый-черный, грустный – веселый, лениться – трудиться, хвалить-ругать, север-юг, друг-враг.
Найдите упражнение 73. Прочитайте первое предложение.
- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения.
Слон большой, а мышка……..
Запишите первое не законченное предложение, и дополните его.
-Пишем в этой же строчке, отступаем от точки мизинец. Начинаем писать следующее предложение с заглавной буквы.
Работать трудно, а отдыхать …….
Так же сделайте и второе.
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?
- Какой вывод можно сделать? Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.
Приложение 5.
- Давайте немного отдохнем.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
Приложение 6.
Найдите страницу 57 в учебнике упражнение 75. Прочитайте задание для себя.
-Спишите, вставляя пропущенные слова. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Разделитесь на группы. Каждая группа получает по 3 пословицы.
Задание: Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение.
Пословицы на карточке для 1 группы:
1. Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.
3. Ученье – свет, а неученье - тьма.
Пословицы на карточке для 2 группы:
1. Умел взять, умей и отдать.
2. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
3. Умей не только брать, но и отдавать.
Приложение 7.
-Какой новый термин вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое антонимы?
-Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи?
- Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой и вы успешно справились со всеми заданиями, то поднимите зеленую карточку «Светофора».
-Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку «Светофора».
-Если вы считаете, что было трудно и вам нужно еще поработать над этой темой, поднимите красную карточку «Светофора».
Приложение 8.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выучить правило, стр. 54 и выполнить упр. 74, стр.56. В упражнении необходимо подобрать к словам антонимы и записать полученные пары в тетрадь.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Что такое обращение"
Урок усвоения новых знаний по теме "Обращение"....
Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?
Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"
Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Что такое глагол?
Русский язык 2 класс. Что такое глагол?...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...
Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"
Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...