Технологическая карта по русскому языку "Что такое антонимы?"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта по русскому языку "Что такое антонимы?".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_chto_takoe_antonimy.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Что такое антонимы?

Цель урока: создание условий для формирования понятия «антонимы» и введение его в систему знаний.

Задачи урока:

Дидактическая:

  • Познакомить с термином «антоним»
  • Научить самостоятельно подбирать антонимы.

Развивающая:

  • Развивать умение доказывать, что данные пары являются антонимами.
  • Развивать письменную речь.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Воспитывать познавательный интерес к обучению.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы, индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Словесный, слово учителя

Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку.

Приложение 1.

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Чтение стихотворения со слайда

Самоконтроль

Р.: самоорганизация

К.: умение слушать

Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания по изучаемому разделу – имя прилагательное.

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с грамматическим заданием

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Словесн.: устная фронтальная проверка

Проводит орфографическую минутку.

Посредством выполнения задания актуализирует знания по прошлой теме «Что такое синонимы?».

Приложение 2.

Выполняют задания из орфографической минутки и орфографического диктанта.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят синонимы.

Фронтальная

Задание на слайде презентации, орфографическая минутка.

Самоконтроль

Закрепление знаний написания словарных слов.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

К: учет различных точек зрений.

 Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать умение понимать и определять учебную задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Практич.: работа с заданием, работа по карточкам.

Словес.: учебный диалог

Предлагает среди нескольких слов найти те, которые близкие по значению.

Постановка проблемы, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению.

Подводит к определению и постановки цели и задач.

Приложение 3.

Читают слова на слайде, находят синонимы.

Решают, что объединяет оставшиеся пары, какие они по значению.

Определяют тему урока, цель и задачи.

Фронтальная

Задание на слайде презентации.

Самоконтроль

Умение определять синонимы.

Умение находить синонимы среди нескольких слов.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Изучение нового материала

Познакомить с термином «антоним»

Практич.: выполнение упражнений в учебнике.

Словес.: учебный диалог

Разбор правила в учебнике.

Вопросы по правилу, изученному в учебнике.

Ознакомление со словарем антонимов в учебнике.

Устное выполнение задания: «Подбери пару».

Выполнение упражнения 73 в учебнике.

Приложение 4.

Изучают правило в учебнике

Отвечают на вопросы.

Ознакомление со словарем антонимов в учебнике.

Устно выполняют задание: «Подбери пару».

Выполнение упражнения 73 в учебнике совместно с учителем.

Фронтальная, индивидуальная.

Задание в учебнике

Самоконтроль

Подбирают пары антонимов.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: участие в учебном диалоге.

Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью.

5.Физкультминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, слово учителя

Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки.

Приложение 5.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтрль

Приобщение к здоровому образу жизни.

6.Закрепление знаний

Организация деятельности  с применением новых знаний

Словесный, слово учителя.

Практич.: выполнение заданий на карточке.

Организует групповую работу на карточках.

Приложение 6.

Групповая работа на карточках по теме урока.

Групповая, индивидуальная.

Задание на карточках.

Самоконтроль

Находят и выделяют антонимы.

Умеют различать синонимы и антонимы.

Находят в тексте пары антонимов.

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

7. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словес.: учебный диалог

Организует рефлексию

Приложение 7

Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Индивидуальная, фронтальная

Слайд презентации

Самоконтроль

Р.: анализ собственной работы.

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный, слово учителя.

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 8

Записывают д/з

Задают вопросы по его выполнению учителю.

Слушают инструктаж по выполнению.

Фронтальная

Задание в учебнике

Самоконтроль

готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Приложение 1.

- С улыбкой встретим новый день,

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Скажите ребята, как вы понимаете этот девиз?

На ваших столах лежат карточки «Светофор» с цветами, дальше мы будем с ними работать.

Приложение 2.

Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова, которые там записаны. (Ходить, шагать, бежать)

-Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

- Какие слова называются синонимами? (Слова близкие по значению, но разные по написанию)

Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой. Какой?

Устно подберите проверочные слова.

-Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.

Приложение 3.

Прочитайте слова со следующего слайда. (Метель, дети, вьюга, друг, ребята, враг)

-Найдите слова близкие по значению.

-Как они называются?

Синоним с древнегреческого языка означает:

син – один

оним – имя

-Какие слова еще остались у нас?

Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению?

А в греческом языке есть слово анти оно означает против.

- Как вы думаете, о каких же словах мы с вами будем говорить на уроке?

Правильно, молодцы. Тема нашего с вами сегодняшнего урока антонимы.

- Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке?

Узнаем:

- для чего нужны антонимы;

- какие слова называются антонимами.

Научимся:

- находить антонимы;

- подбирать антонимы;

- правильно употреблять антонимы в речи.

Приложение 4.

- Откройте учебник на 54 странице. И прочитайте для себя правило, которое расположено внизу. Каждый читает тихо и про себя.

- Кирилл, прочитай нам это правило вслух. Четко и громко, чтобы весь класс мог услышать.

- Как называются слова противоположные по значению?

- Что такое антонимы?

- А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет. Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним.

-Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный. Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению. Но не забывайте, отвечать вы должны по поднятой руке.

Белый-черный, грустный – веселый, лениться – трудиться, хвалить-ругать, север-юг, друг-враг.

Найдите упражнение 73. Прочитайте первое предложение.

- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения.

Слон большой, а мышка……..

Запишите первое не законченное предложение, и дополните его.

-Пишем в этой же строчке, отступаем от точки мизинец. Начинаем писать следующее предложение с заглавной буквы.

Работать трудно, а отдыхать …….

Так же сделайте и второе.

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

- Какой вывод можно сделать?  Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

Кто выполнил так же как на слайде, поднимите карточку с зеленым цветом. У кого были, затруднения поднимите желтый цвет.

Приложение 5.

- Давайте немного отдохнем.

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

Приложение 6.

Найдите страницу 57 в учебнике упражнение 75. Прочитайте задание для себя.

-Спишите, вставляя пропущенные слова. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Разделитесь на группы. Каждая группа получает по 3 пословицы.

Задание: Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение.

Пословицы на карточке для 1 группы:

1. Вместе тесно, а врозь скучно.

2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.

3. Ученье – свет, а неученье - тьма.

Пословицы на карточке для 2 группы:

1. Умел взять, умей и отдать.

2. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

3. Умей не только брать, но и отдавать.

Приложение 7.

-Какой новый термин вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое антонимы?

-Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи?

- Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой и вы успешно справились со всеми заданиями, то поднимите зеленую карточку «Светофора».

-Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку «Светофора».

-Если вы считаете, что было трудно и вам нужно еще поработать над этой темой, поднимите красную карточку «Светофора».

Приложение 8.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выучить правило, стр. 54 и выполнить упр. 74, стр.56. В упражнении необходимо подобрать к словам антонимы и записать полученные пары в тетрадь.

- Спасибо за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?

Технологическая карта по русскому языку 2 класс. Что такое имя существительное?...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...

Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"

Технологическая карта по русскому языку, 3 класс, "Что такое омонимы"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...