Развитие речи младших школьников.
статья по русскому языку (1 класс)

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие познавательной активности и самостоятельности в  большой  степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями, навыками. Поговорим же о развитии речи младших школьников . Остановимся более подробно на работе со словарем, работе по развитию связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

         Развитие речи младших школьников. Работа со словарем.

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие познавательной активности и самостоятельности в  большой  степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями, навыками.

Так как средством обучения и источником  информации в процессе обучения является речь, то без определенной речевой подготовки,  развитых речевых умений и навыков, школьник не сможет  успешно обучаться в школе . Наиболее важной является практическая сторона : ученик должен воспринимать и понимать речь взрослых, обладать навыками полноценного и достаточно быстрого чтения , притом, как вслух, так и про себя, уметь грамотно говорить и писать, т.е . выражать свои знания, мысли, чувства устно и письменно.

Работа над словарем.

Одним из этапов работы по развитию речи учащихся является работа со словарем. Богатство словаря - признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение. Словарная работа в школе особенна тем, что она проводится на всех уроках, в процессе всей деятельности учителя. Учащиеся пополняют свой словарный запас, связанный и с математикой, и с изобразительным искусством,  с общественной жизнью, с играми, спортом, изучением природы. Таким образом, к окончанию начальной школы словарь  школьника пополняется и увеличивается в 1,5-2раза. Так как большинство новых слов ученик начальной школы узнает на уроках чтения и русского языка, то для расширения словарного запаса школьника на каждый урок надо планировать  ознакомление учащихся с 3-4 новыми словами.

 При подготовке к урокам русского языка, когда вводятся новые словарные слова целесообразно познакомить  детей со значением слова, его происхождением. Такая работа помогает  не только введению нового слова, но и его правильному  написанию детьми впоследствии.

Например: Слово «лопата».  Раньше было слово «лопа»- то же , что рука, ладонь. От  него и образовалось  лопата – « похожая на ладонь».

  Слово «платок». В основе этого слова лежит древнерусское слово плать, что означает «кусок материи».

При подготовке к урокам чтения следует выделить  слова, которые пополнят словарь школьника в результате прочтения произведения, работы над ним. Обдумать разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета, действия, обозначаемого словом. Так во 2 классе при изучении русской народной сказка «Лиса и тетерев» я показываю изображения этих животных. Спрашиваю: Кто это? (лиса, тетерев)  А какая в сказках лиса? ( хитрая, умная, обманщица)  Кто такой тетерев? (большая лесная птица).  Объясняю значение слов аршин, четверть.

Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Например, слово ежели будет понятно из предложения : Если ты не будешь внимательно слушать, то не сможешь выполнить задание.

Есть слова, с которыми легче ознакомить  детей через анализ их морфологической структуры и словообразования. Например, местный житель- тот, кто живет в этом месте.

Работа над связной речью.

В начальной школе используются различные виды работ, направленные на развитие связной речи:

- полные ответы на заданные вопросы

- устные ответы учащихся на заданные темы, рассказы по картине

- анализ прочитанных произведений

-заучивание наизусть

-ведение читательских дневников и рабочих тетрадей

- разыгрывание сказок, басен и т.п.

-диалоги

-словесные рисования

-письменные сочинения, творческие работы

- написание записок, писем, телеграмм

Развивая связную речь ученика ,учитель должен привить учащимся ряд  конкретных умений:

- осмыслить тему

- составить план

- собрать необходимый материал

-составить текст

Конечно же, научить всем этим умениям одновременно невозможно. На каждом уроке шаг за шагом  учащиеся осваивают тот или иной вид текста, обучаются тому или иному умению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....