Тема: Непроизносимые согласные.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Формирование представлений о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_s_tehnologiey_problemnogo_obucheniya.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Непроизносимые согласные.
Цель урока: формирование представлений о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока:
Обучающая: учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова.
Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку.
Формируемые УДД:
- Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
- Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.
Планируемый результат:
- Предметные: уметь правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова
- Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету русский язык, проверять задание и вносить корректировку.
- Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Технология деятельностного подхода.
Метод: проблемно- диалогический.
Оборудование : учебник: Л.Ф. Климанова, «Русский язык. 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки (у каждого ребенка).
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II.Актуализация знаний.
1. Словарная работа. Отгадайте загадки, отгадки запишите к себе в тетрадь.
Один человек у доски записывает словарные слова. Остальные работают в тетради.
1) Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней….(помидор)
2) Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я….(капуста)
3) В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дернешь за косу плутовку
И увидишь ты ….(морковку)
4) Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)
5) В темноте живу все лето,
Как солдат, в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)
6) Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу
«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)
- Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде.
2. Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, а ответ покажите на сигнальных карточках.
Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить.
III.Постановка учебной проблемы.
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки с новой строчки.
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью- наоборот. (Солнце)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании.
- Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (два)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)
- Кто не написал согласную? Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
IV. Постановка цели урока.
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.
- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться? (Учимся грамотно писать слова).
V. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
- Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
Капуста, капустница, капустный.
- Прочитайте слова «про себя», вслух.
- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).
- Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.
- Давайте рядом напишем транскрипцию слов. (по щелчку появляется транскрипция этих слов)
-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове)
- Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? (Корни пишутся одинаково)
- Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на стр. 117 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)
- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)
- Зная тему урока, давайте дополним цель урока
Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Работа в паре.
- упр. 225 (Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 225 учебника)
- Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их.
- Сравните слова первой группы со словами второй группы. Найдите общую часть.
- Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную.
- Давайте прочитаем получившиеся пары.
- Как называются такие пары? (однокоренные слова)
- Кто догадался в каком столбике проверочные слова? Почему? (отчетливо слышатся все звуки)
- А кто был внимательным, скажите, а когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
- Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Произношение с написанием не совпадает. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными
- Вот эти опасные сочетания
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
- Запишите их себе в тетрадь и запомните их.
- Попробуйте сделайте вывод: как же проверить написание непроизносимой согласной.
- А как вы думаете, Всегда ли в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример. (не всегда, например: опасный – опасен, ужасный – ужасен)
- А где можно проверить правильность наших выводов? (в учебнике)
- Откройте учебник на с. 119 и прочитайте обратите внимание.
- Теперь зная правило вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить? (Подобрать проверочные слова)
-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет)
– А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится).
- Давайте проверять.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
3.Составление алгоритма.
- А сейчас давайте составим алгоритм, который поможет нам при написании слов с непроизносимыми согласными.
(На доске и на парте шаги алгоритма в неправильном порядке)
(В ходе фронтальной работы составляется алгоритм проверки)
1.Произнести слово.
2. Определить место непроизносимого согласного звука в слове.
3.Подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчетливо.
4.Обозначить на письме звук буквой.
5.Написать слово
6.Подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый звук.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными.
1.Упр.228(с комментированием, с опорой на алгоритм.)
(Еще одна ловушка – не ко всем словам можно подобрать проверочные, как же быть, что это за слова – словарные, написание этих слов надо запомнить.)
2.Работа в группах.
- Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне.
Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.
VII. Самостоятельная работа.
- Я буду вам читать слова, а вы будете записывать только те, в которых есть непроизносимая согласная.
Честный, вкусный, местный, грустный, опасный, прекрасный, радостный, звездный, ненастный, поздний.
Самопроверка и самооценка.
- Сверьте с записью на доске. Если у вас все правильно поставьте «!», если 1- 2 ошибки –«+», более 2 ошибок – «-».
Встаньте те, у кого - «!» и «+». Молодцы!
- Тем, кто ошибся, что можно посоветовать (дома поработать с этими словами)
VIII. Рефлексия.
– Вспомните, какое у нас было затруднение. Удалось ли нам справиться с этим?
– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. Почему, как ты считаешь?
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и у кого не было ошибок в заданиях.
На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно.
– Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению и под ними, прикрепите на доску один из смайликов по очереди по рядам.
– А теперь в тетради с новой строчки посередине запишите выбранное вами слово. Объясните свой выбор. (Ответы учащихся).
И в конце нашего урока я хочу Вам пожелать:
Будьте ребята красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!
- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?
Молодцы! Спасибо за работу на уроке!
IX. Домашнее задание: выучить правило на с.118 - 119, упражнение 229.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"
Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....
Урок по теме "Непроизносимые согласные".
Тема: Непроизносимые согласные....
Презентация к уроку русского языка по теме "Непроизносимые согласные"
. Презентация по теме "Непроизносимые согласные" поможет учителю поставить учебную задачу на уроке и организовать ее решение....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"19.12.22
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"...
Урок - сказка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс
Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, п...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...