Тема: Непроизносимые согласные.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Лисицина Эльвира Александровна

Формирование представлений о непроизносимых  согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Непроизносимые согласные.

Цель урока: формирование представлений о непроизносимых  согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока:

Обучающая: учить  детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова.

Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому  языку.

Формируемые УДД:

  • Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.
  • Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат:

  • Предметные:  уметь правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова
  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету русский язык, проверять задание и вносить корректировку.
  • Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : учебник: Л.Ф. Климанова, «Русский язык. 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки (у каждого ребенка).

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

II.Актуализация знаний.

1. Словарная работа. Отгадайте загадки, отгадки запишите к себе в тетрадь.

Один человек у доски записывает словарные слова. Остальные работают в тетради.

1) Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор)


2) Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста)


3) В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

4) Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец)


5) В темноте живу все лето,

Как солдат, в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель)


6) Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)


- Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде.

2. Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, а ответ покажите на сигнальных карточках.

Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить.

III.Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки с новой строчки.

Ну-ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет

Летом светит очень ярко

Осенью- наоборот. (Солнце)

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел

Стало очень …..(грустно)

Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании.

- Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

- Кто не написал согласную? Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

IV. Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться? (Учимся грамотно писать слова). 

V. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Капуста, капустница, капустный.

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).

- Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов. (по щелчку появляется транскрипция этих слов)

-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове)

- Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? (Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на стр. 117 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова) 

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Работа в паре.

упр. 225 (Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 225 учебника)

- Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их.

- Сравните слова первой группы со словами второй группы. Найдите общую часть.

- Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную.

- Давайте прочитаем получившиеся пары.

- Как называются такие пары? (однокоренные слова)

- Кто догадался в каком столбике проверочные слова? Почему? (отчетливо слышатся все звуки)

- А кто был внимательным, скажите, а когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

- Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Произношение с написанием не совпадает. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными

- Вот эти опасные сочетания

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

- Запишите их себе в тетрадь и запомните их.

- Попробуйте сделайте вывод: как же проверить написание непроизносимой согласной.

- А как вы думаете, Всегда ли в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример. (не всегда, например: опасный – опасен, ужасный – ужасен)

- А где можно проверить правильность наших выводов? (в учебнике)

- Откройте учебник на с. 119 и прочитайте обратите внимание.

- Теперь зная правило вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить? (Подобрать проверочные слова)

-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет)

– А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится).

- Давайте проверять.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

3.Составление алгоритма.

- А сейчас давайте составим алгоритм, который поможет нам при написании слов с непроизносимыми согласными.

(На доске и на парте шаги алгоритма в неправильном порядке)

(В ходе фронтальной работы составляется алгоритм проверки)

1.Произнести слово.

2. Определить место непроизносимого согласного звука в слове.

3.Подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчетливо.

4.Обозначить на письме звук буквой.

5.Написать слово

6.Подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый звук.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными.

1.Упр.228(с комментированием, с опорой на алгоритм.)

(Еще одна ловушка – не ко всем словам можно подобрать проверочные, как же быть, что это за слова – словарные, написание этих слов надо запомнить.)

2.Работа в группах.

- Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне.

Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.

VII. Самостоятельная работа.

- Я буду вам читать слова, а вы будете записывать только те, в которых есть непроизносимая согласная.

Честный, вкусный, местныйгрустный, опасный, прекрасный, радостныйзвездный, ненастный, поздний.

Самопроверка и самооценка.

- Сверьте с записью на доске. Если у вас все правильно поставьте «!», если 1- 2 ошибки –«+», более 2 ошибок – «-».

Встаньте те, у кого - «!» и «+». Молодцы!

- Тем, кто ошибся, что можно посоветовать (дома поработать с этими словами)

VIII. Рефлексия.

– Вспомните, какое у нас было затруднение. Удалось ли нам справиться с этим?

– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. Почему, как ты считаешь?
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и у кого не было ошибок в заданиях.

На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно.

– Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению и под ними, прикрепите на доску один из смайликов по очереди по рядам.
– А теперь в тетради с новой строчки посередине запишите выбранное вами слово. Объясните свой выбор. 
(Ответы учащихся).

И в конце нашего урока я хочу Вам пожелать:

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

IX. Домашнее задание: выучить правило на с.118 - 119, упражнение 229.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

Урок по теме "Непроизносимые согласные".

Тема: Непроизносимые согласные....

Презентация к уроку русского языка по теме "Непроизносимые согласные"

. Презентация по теме "Непроизносимые согласные" поможет учителю поставить учебную задачу на уроке и организовать ее решение....

Урок - сказка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс

 Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, п...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...