Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 3 УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» Русский язык Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]» |
Дадонова Людмила Фёдоровна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области» |
Класс: 3
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: 1 Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”; 2 Развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их словарный запас. 3 Воспитывать любознательность.
Задачи:
- Самостоятельно определить тему и цель урока.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Учиться работать в группе, самостоятельно.
- Формировать интерес к учению.
Оборудование:
- Мультимедиа, презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
- «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /[С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана–Граф, 2013.
- С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Карточки планирования УД
- Алгоритм
- Тесты
Ход урока
- Организационный момент
-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мотивация на деятельность (2 слайд)
(Ученик читает слайд)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
-Перед началом работы вспомним правила посадки за партой.(3 слайд)
II Минутка чистописания ( 3-5 слайд)
-Зачем мы проводим минутку чистописания? (Ответы детей) -Назовите букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый. (Буква Ц)
-Прописываем букву Ц по образцу. (Ц ц)
На другой строчке слова: цифра // птенцы // инфекц__ я //
- Сами оцените свою работу, поставьте отметку за чистописание.
- Какой звук после ц в слове цифра? (Ы)
Какой буквой обозначили звук ы? (и)
- Какой звук после ц в слове птенцы? (Ы)
Какой буквой обозначили звук ы? (Ы)
III Сообщение темы урока ( 5 слайды)
-Догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока?
Постановка проблемы (6 слайд)
-Почему в слове цифра звук (ы) обозначили буквой и, а в слове птенцы звук (ы) обозначили буквой ы? Какую букву надо вставить в слове инфекц…я и или ы? Вот проблема.
-Чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)
IV Планирование учебной деятельности (7 слайд)
-Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?
V Изучение новой темы (8 слайд)
-Перед вами 3 столбика слов. Прочитайте:
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
-Где можно увидеть слона на мяче? (9 слайд) -Цирк В какой части слова орфограмма?
-Как называется этот инструмент, для чего он нужен? (циркуль)
-В какой части слова орфограмма? Что заметили?
-Найдите нужную схему на доске.
Ци |
-Прочитайте слова второго столбика.(синицы скворцы) (10 слайд)
-Покажите, где синица на слайде. Почему ей дали такое название «синица»?
-Синицы. В какой части слова орфограмма?
-Скворцы. В какой части слова орфограмма?
-Что заметили?
Найдите нужную схему.
ц ы
|
- Назовите слово по картинке (секция)(11 слайд)
На что оканчивается это слово?
-Назовите это растение (акация)
-На что оканчивается это слово?
-Что заметили?
Звук [ы] какой буквой обозначается?
Найдите нужную схему.
- Формулируем правило. (12 слайд)
-Сформулируйте правило, когда после ц пишется и, а когда ы. (Дети формулируют правило)
-Существуют слова-исключения (13 слайд)
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “цыц”!
- Кто изображены на слайде? (цыгане)
-Кто такие цыгане?
-Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»? -Проверим по толковому словарю.
Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (14 слайд)
-Давайте составим алгоритм (15 слайд)
Физкультминутка (16 слайд)
Мы ребята – молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы,
Упражненье “Ножницы”,
Прыгаем на цыпочках,
Как цыплята пикаем.
-Делаем зарядку для глаз.
-Сделаем дыхательную зарядку.
- Закрепление знаний Коллективная работа (17 слайд)
Вставить пропущенные буквы и объяснить.
Ц.плёнок в ц.рке выступал,
Играл он на гитарах,
На мотоц.кле разъезжал,
И ц.фр он знал немало.
Он из ц.линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.
- Что на голове у цыплёнка? (цилиндр)
-Что такое цилиндр?
-Что вынимал цыплёнок из шляпы: конфеты или пряники? (морковь и огурец)
Вернёмся к слову ИНФЕКЦИЯ. Как напишем, зная правило?(18 слайд)
- Самостоятельная работа, самопроверка (19 слайд)
Печатная тетрадь№1 с. 33№1, 2, 3.
Проверка (цепочкой).
-Поставьте себе отметку за СР.
5.Тест
Проверка и самооценка полученных знаний ( 20-21 слайды)
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
- Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.
Домашнее задание (22 слайд)
Учебник с. 122 № 2, №3(по желанию)
ПТ с.34№4,5.
Рефлексия
-Чему учились на этом уроке?
-Достигли ли мы поставленной цели?
- Какое настроение? (23 слайд)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Что изучаю? |
Наблюдаю |
Применяю |
Проверяю |
Оцениваю |
Делаю вывод: где ЦЫ? где ЦИ? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ци |
цы |
ция |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЦЫ ? ЦИ
1. ци
2. ц ы
3. ция
4. Помни:
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «ЦЫЦ»!
ФИ………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.
_____________________________________________________________
ФИ……………………………………
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
урок интеграции православия в предмет...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
Разработка урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...