Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дадонова Людмила Фёдоровна

Разработка урока по русскому языку. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urya_3_klass.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 3   УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

 Русский язык                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Дадонова Людмила Фёдоровна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3                                        г. Красноармейска                     Саратовской области»

 


Класс: 3

УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: 1 Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”;                                                               2 Развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их словарный запас.                                                                                                                                                                                                                                        3 Воспитывать любознательность.

Задачи:

  1. Самостоятельно определить тему и цель урока.
  2. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  3. Учиться работать в группе, самостоятельно.
  4. Формировать интерес к учению.

Оборудование:

  1. Мультимедиа, презентация «Учимся обозначать звук [ы]                             после звука [ц]»
  2. «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /[С. В. Иванова,  А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.:  Вентана–Граф, 2013.
  3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.:  Вентана–Граф, 2013.
  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
  5. Карточки планирования УД
  6. Алгоритм
  7. Тесты

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мотивация на деятельность (2 слайд)

(Ученик читает слайд)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

-Перед началом работы вспомним правила посадки за партой.(3 слайд)

II  Минутка чистописания ( 3-5  слайд)

-Зачем мы проводим минутку чистописания?  (Ответы детей)                                                        -Назовите букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый.  (Буква Ц)

-Прописываем букву Ц по образцу. (Ц ц) D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\РАБОТА\ФГОС\ce3.jpg

На другой строчке слова: цифра // птенцы  // инфекц__ я  //

- Сами оцените свою работу, поставьте отметку за чистописание.

- Какой звук после ц в слове цифра? (Ы)

Какой буквой обозначили звук ы?    (и)

- Какой звук после ц в слове птенцы? (Ы)

Какой буквой обозначили звук ы?    (Ы)

III Сообщение темы урока ( 5  слайды)

 -Догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока?  

                                                                                     

   Постановка проблемы (6 слайд)

-Почему в слове цифра звук (ы) обозначили буквой и, а в слове птенцы звук (ы) обозначили буквой ы? Какую букву надо вставить в слове инфекц…я                и или ы? Вот проблема.

-Чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)

IV  Планирование учебной деятельности (7  слайд)

 

 -Давайте составим план изучения новой темы.                                                                 Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?

V  Изучение новой темы (8  слайд)

-Перед вами 3 столбика слов. Прочитайте:

цирк                                  синицы                          секция

циркуль                            скворцы                           акация

                                                                                 

-Где можно увидеть слона на мяче? (9 слайд)                                                                                        -Цирк В какой части слова орфограмма?

-Как называется этот инструмент, для чего он нужен? (циркуль)

-В какой части слова орфограмма? Что заметили?

-Найдите нужную схему на доске.

   Ци

-Прочитайте слова второго столбика.(синицы скворцы) (10 слайд)

-Покажите, где синица на слайде. Почему ей дали такое название «синица»?

-Синицы. В какой части слова орфограмма?

-Скворцы. В какой части слова орфограмма?

-Что заметили?

Найдите нужную схему.

    ц ы

 

- Назовите слово по картинке  (секция)(11 слайд)

 На что оканчивается это слово?

-Назовите это растение (акация)

-На что оканчивается это слово?

-Что заметили?

Звук [ы] какой буквой обозначается?

Найдите нужную схему.

  1. Формулируем правило. (12  слайд)

-Сформулируйте правило, когда после ц пишется и, а когда ы.                           (Дети формулируют правило)

  -Существуют слова-исключения (13  слайд)

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “цыц”!

- Кто изображены на слайде? (цыгане)

-Кто такие цыгане?

-Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»?                                -Проверим по толковому словарю.

Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (14 слайд)

-Давайте составим алгоритм   (15 слайд)

Физкультминутка (16   слайд)

Мы ребята – молодцы!

Укрепляем мышцы,

Разминаем пальцы,

Упражненье “Ножницы”,

Прыгаем на цыпочках,

Как цыплята пикаем.

-Делаем зарядку для глаз.

-Сделаем дыхательную зарядку.

  1. Закрепление  знаний    Коллективная работа (17   слайд)

Вставить пропущенные буквы и объяснить.

Ц.плёнок в ц.рке выступал,

Играл он на гитарах,

На мотоц.кле разъезжал,

И ц.фр он знал немало.

Он из ц.линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

 Где пишут цы и ци.

- Что на голове у цыплёнка? (цилиндр)

-Что такое цилиндр?

-Что вынимал цыплёнок из шляпы: конфеты или пряники? (морковь и огурец)

Вернёмся к слову ИНФЕКЦИЯ. Как напишем, зная правило?(18  слайд)

  1. Самостоятельная работа, самопроверка (19 слайд)

Печатная тетрадь№1 с. 33№1, 2, 3.

Проверка (цепочкой).

-Поставьте себе отметку за СР.

5.Тест

 Проверка и самооценка полученных  знаний ( 20-21  слайды)

ТЕСТ

1. В корне слова после Ц пишется:

        а) буква Ы,

        б) буква И.

2.  В окончании слова после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

         циркуль, циплёнок, цирк.

  1. Зачеркни лишнее слово:

         цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.

Домашнее задание (22 слайд)

Учебник с. 122 № 2,  №3(по желанию)

 ПТ с.34№4,5.

Рефлексия

-Чему учились на этом уроке?

-Достигли ли мы поставленной цели?  

- Какое настроение? (23 слайд)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Что изучаю?

Наблюдаю

Применяю

Проверяю

Оцениваю

Делаю вывод:

где ЦЫ?

где ЦИ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 ци

 цы

ция

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЦЫ ? ЦИ

1.  ци

2.  ц ы     

3. ция

4. Помни:

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «ЦЫЦ»!

ФИ…………………………………..                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                                                                                                                                               ТЕСТ

                                                                   

1.        В корне слова после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

2.  В окончании слова после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

         циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

         цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.

_____________________________________________________________

ФИ……………………………………        

     ТЕСТ

1.        В корне слова после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

2.  В окончании слова после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

         а) буква Ы,

         б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

         циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

         цыган, цыкнул, цыплёнок, цилиндр, на цыпочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...