Фрагмент урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Махнева Виктория Сергеевна

Фрагмент урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_rus.docx208.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект фрагмента урока русского языка, 2 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова

Организационно-мотивационный этап

Мотивация:

У.: Ребята, на слайде вы видите пословицу. Верно ли она звучит?

Без лени не выловишь и рыбку из пруда.

О: Нет.

У: Как же должна звучать эта пословица?

О.: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Если трудиться, то всё получится

У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке. На сегодняшнем уроке нам пригодится труд.  

Постановка учебных задач

Восприятие

У.: Ребята, послушайте историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Коля принесет мяч», – сказал товарищам Саша. Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, теперь не получится поиграть в футбол.

У.: Ребята, о чём эта история?

О.: О том, что мальчик Коля принес не мяч, а меч, Ребята расстроились, что не получится поиграть.

У.: Почему же так получилось?

О.: Саша ошибся в написании слова.

У.: Произнесите слово «мячом», какой звук мы слышим в корне слова?

О.: Е.

У.: Какой это звук?

О.: Гласный.

У.: Этот звук находится под ударением?

О.: Нет.

У.: Исходя из этого, какую орфограмму не знал Саша?

О.: Правописание безударных гласных в корне слова.

У.: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: «Правописание безударных гласных в корне слова»

У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?

О.: Узнаем, как проверять безударную гласную в корне слова.

      Будем учиться правильно подбирать проверочные слова и писать безударные гласные в корне слова.

У.: Верно.

Учебное действие

Осмысление

У.: Для начала определим, какие гласные требуют проверки: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.

О.: А, И, Е, О, Я.

У.: Верно. Буква Ё всегда находится под ударением, а потому проверки не требует, в выборе остальных букв вы не ошибетесь, даже если звуки находятся  в безударной позиции. Например: экран, пюре, кусты, рыбак.

У: На доске записано слово: г...ра. Прочитайте его.

О.: Гора.

У.: Какой звук слышен в корне слова?

О.: А.

У.: Измените форму слова так, чтобы на гласную в корне ставилось ударение.

О.: Горы.

У.: Какой слышен звук?

О.: О.

У.: Подберите однокоренное слово, чтобы на гласную в корне ставилось ударение.

О.: Горка.

У.: Какой слышен звук?

О.: О.

У.: Значит, какая гласная буква должна стоять в корне слова?

О.: О.

У.: Проверим. Правильно, в корне слова будет буква «о». Какой вывод мы можем сделать?

О.: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова необходимо изменить форму слова так, чтобы на нее падало ударение, либо подобрать однокоренное слово.

У.: Обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте его.

У.: Правильный ли мы сделали вывод? Кто согласен, поднимите руку.

Запоминание

У.: Верно, ребята!

У.: Посмотрите, на доске вы видите 6 слов. Прочитайте их

с...стра       л...сты

з...леный    н...га

сн...говик   з...ма

У.: Вам необходимо вставить правильные безударные гласные в корне слова. С этим заданием нам поможет памятка «Как проверить написание слова с безударным гласным звуком в корне».

1. Внимательно прочитай слово.

2. Поставь в слове ударение.

3. Определи корень слова.

4. Определи место предполагаемой орфограммы.

5. Примени правило: чтобы проверить написание слова с безударным гласным звуком в корне, надо:

а) или изменить форму слова

б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

6. Выполни самопроверку.

7. Проведи работу над ошибками, если ошибся – исправь.

Выполняют задание

Применение на практике

У.: Рассмотрите рисунки  (озеро, свисток, коза, цветок, река, кормушка).  Запишите название предмета, пропуская букву, обозначающую безударный  гласный звук. Как вы будете проверять её написание?

О.: Изменим форму слова или подберем однокоренное.

У.: Пользуясь алгоритмом, допишите необходимый безударный гласный звук в корне. Запишите слово, которым вы проверяли безударный гласный звук.

Выполняют задание

У.: Прочитайте цепочкой по одному слову, вместе с проверочным словом. Поставьте «+» рядом с правильно записанным словом. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

О.: Озеро – озёра, свисток – свист, коза – козы, цветок – цвет, река – реки, кормушка – корм.

У.: Следующее задание выполняется в парах.  У одного из вас таблица, а у второго слова, в которых пропущен безударный гласный в корне. Прочитайте названия столбцов в таблице.

О.: «О» в корне слова, «А» в корне слова.

У.: Вам необходимо записать слова, вместе с проверочными, в таблицу, в левый столбец все слова с гласной «о» в корне слова, в правом столбце «а» в корне слова. Выполняем задание.

«О» в корне слова

«А» в корне слова

ук...лоть, вр...чи, пр...сить, гр...чи, п...руса, г...лубка,п...стух, гр...за, стр...на, в...лна

У.: Проверьте выполненное задание, поставьте «+» напротив правильных слов.

«О» в корне слова

«А» в корне слова

Уколоть

Врачи

Просить

Грачи

Голубка

Паруса

Гроза

Пастух

Волна

Страна.

У.: Поставьте «+» рядом с правильно записанным словом. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

Действие оценки и самооценки         

У.: Сейчас мы поработаем в группах. Я даю каждой группе карточку с предложениями, в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

В л..су   зв…рьки   готовятся  к  з…ме.

Белка  сушит на  в…твях  д…ревьев  гр…бы.  Мышка   зап…сает з…рно.

Ёжик ут…пляет   гн…здо.   Зм…я   нашла  укромное м…стечко  под  бр…вном.

У.: Передайте цепочкой свои работы другой группе и проверьте ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов.

Критерии на доске перед вами

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

Больше 3 ошибок

0 баллов

У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист

Действие контроля и самоконтроля

У.: С какой орфограммой мы работали?

О.: Мы работали с орфограммой «Безударные гласные в корне слова»

У.: Какие задачи мы ставили перед собой?

О.: Узнали, как проверять безударную гласную в корне слова.

      Учились правильно подбирать проверочные слова и писать безударные гласные в корне слова.

У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.

Отметка «5»

9-10 баллов

Отметка «4»

7-8 баллов

Отметка «3»

5-6 баллов

Старайся!

Менее 5 баллов

У.: Выберите изображение и закончите предложение:

Мне было интересно...

У меня получилось...

Я доволен / не доволен своей работой на уроке.          

У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока русского языка 2 класс

"Единственное и множественное число имён существительных".Фрагмент урока и презентация...

Фрагмент урока русского языка

mdТема урока: Первое и второе спряжение глаголов.     Грамматическая разминка.А теперь грамматическая разминка, в процессе которой мы повторим части речи.. Внимание на экран....

Фрагмент урока русского языка "Суффиксы ик, ек"

В материале представлен этап постановки учебной задачи по изучению правописания суффиксов -ик-, -ек- в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...