Фрагмент урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
План-конспект фрагмента урока русского языка, 2 класс
Тема: Безударные гласные в корне слова
Организационно-мотивационный этап
Мотивация:
У.: Ребята, на слайде вы видите пословицу. Верно ли она звучит?
Без лени не выловишь и рыбку из пруда.
О: Нет.
У: Как же должна звучать эта пословица?
О.: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: Если трудиться, то всё получится
У.: Верно! Ребята, пусть это будет девизом на нашем уроке. На сегодняшнем уроке нам пригодится труд.
Постановка учебных задач
Восприятие
У.: Ребята, послушайте историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Коля принесет мяч», – сказал товарищам Саша. Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, теперь не получится поиграть в футбол.
У.: Ребята, о чём эта история?
О.: О том, что мальчик Коля принес не мяч, а меч, Ребята расстроились, что не получится поиграть.
У.: Почему же так получилось?
О.: Саша ошибся в написании слова.
У.: Произнесите слово «мячом», какой звук мы слышим в корне слова?
О.: Е.
У.: Какой это звук?
О.: Гласный.
У.: Этот звук находится под ударением?
О.: Нет.
У.: Исходя из этого, какую орфограмму не знал Саша?
О.: Правописание безударных гласных в корне слова.
У.: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.: «Правописание безударных гласных в корне слова»
У.: Да, так и звучит тема нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?
О.: Узнаем, как проверять безударную гласную в корне слова.
Будем учиться правильно подбирать проверочные слова и писать безударные гласные в корне слова.
У.: Верно.
Учебное действие
Осмысление
У.: Для начала определим, какие гласные требуют проверки: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
О.: А, И, Е, О, Я.
У.: Верно. Буква Ё всегда находится под ударением, а потому проверки не требует, в выборе остальных букв вы не ошибетесь, даже если звуки находятся в безударной позиции. Например: экран, пюре, кусты, рыбак.
У: На доске записано слово: г...ра. Прочитайте его.
О.: Гора.
У.: Какой звук слышен в корне слова?
О.: А.
У.: Измените форму слова так, чтобы на гласную в корне ставилось ударение.
О.: Горы.
У.: Какой слышен звук?
О.: О.
У.: Подберите однокоренное слово, чтобы на гласную в корне ставилось ударение.
О.: Горка.
У.: Какой слышен звук?
О.: О.
У.: Значит, какая гласная буква должна стоять в корне слова?
О.: О.
У.: Проверим. Правильно, в корне слова будет буква «о». Какой вывод мы можем сделать?
О.: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова необходимо изменить форму слова так, чтобы на нее падало ударение, либо подобрать однокоренное слово.
У.: Обратимся к правилу в учебнике. Прочитайте его.
У.: Правильный ли мы сделали вывод? Кто согласен, поднимите руку.
Запоминание
У.: Верно, ребята!
У.: Посмотрите, на доске вы видите 6 слов. Прочитайте их
с...стра л...сты
з...леный н...га
сн...говик з...ма
У.: Вам необходимо вставить правильные безударные гласные в корне слова. С этим заданием нам поможет памятка «Как проверить написание слова с безударным гласным звуком в корне».
1. Внимательно прочитай слово.
2. Поставь в слове ударение.
3. Определи корень слова.
4. Определи место предполагаемой орфограммы.
5. Примени правило: чтобы проверить написание слова с безударным гласным звуком в корне, надо:
а) или изменить форму слова
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
6. Выполни самопроверку.
7. Проведи работу над ошибками, если ошибся – исправь.
Выполняют задание
Применение на практике
У.: Рассмотрите рисунки (озеро, свисток, коза, цветок, река, кормушка). Запишите название предмета, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук. Как вы будете проверять её написание?
О.: Изменим форму слова или подберем однокоренное.
У.: Пользуясь алгоритмом, допишите необходимый безударный гласный звук в корне. Запишите слово, которым вы проверяли безударный гласный звук.
Выполняют задание
У.: Прочитайте цепочкой по одному слову, вместе с проверочным словом. Поставьте «+» рядом с правильно записанным словом. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
О.: Озеро – озёра, свисток – свист, коза – козы, цветок – цвет, река – реки, кормушка – корм.
У.: Следующее задание выполняется в парах. У одного из вас таблица, а у второго слова, в которых пропущен безударный гласный в корне. Прочитайте названия столбцов в таблице.
О.: «О» в корне слова, «А» в корне слова.
У.: Вам необходимо записать слова, вместе с проверочными, в таблицу, в левый столбец все слова с гласной «о» в корне слова, в правом столбце «а» в корне слова. Выполняем задание.
«О» в корне слова | «А» в корне слова |
ук...лоть, вр...чи, пр...сить, гр...чи, п...руса, г...лубка,п...стух, гр...за, стр...на, в...лна
У.: Проверьте выполненное задание, поставьте «+» напротив правильных слов.
«О» в корне слова | «А» в корне слова |
Уколоть | Врачи |
Просить | Грачи |
Голубка | Паруса |
Гроза | Пастух |
Волна | Страна. |
У.: Поставьте «+» рядом с правильно записанным словом. Критерии на доске. Впишите количество баллов в оценочные листы.
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
Действие оценки и самооценки
У.: Сейчас мы поработаем в группах. Я даю каждой группе карточку с предложениями, в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.
В л..су зв…рьки готовятся к з…ме. |
Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно. |
Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном. |
У.: Передайте цепочкой свои работы другой группе и проверьте ответы на слайде. Рядом с каждым словом поставьте + или – простым карандашом. Посчитайте количество плюсов.
Критерии на доске перед вами
Нет ошибок | 5 баллов |
1-2 ошибки | 4 балла |
3 ошибки | 3 балла |
Больше 3 ошибок | 0 баллов |
У.: Критерии на слайде. Поставьте себе в оценочный лист
Действие контроля и самоконтроля
У.: С какой орфограммой мы работали?
О.: Мы работали с орфограммой «Безударные гласные в корне слова»
У.: Какие задачи мы ставили перед собой?
О.: Узнали, как проверять безударную гласную в корне слова.
Учились правильно подбирать проверочные слова и писать безударные гласные в корне слова.
У.: Подсчитайте ваши баллы. Сложите количество баллов за 1 упражнение и за 2 упражнение. Критерии на слайде. Поставьте общую отметку в свой оценочный лист.
Отметка «5» | 9-10 баллов |
Отметка «4» | 7-8 баллов |
Отметка «3» | 5-6 баллов |
Старайся! | Менее 5 баллов |
У.: Выберите изображение и закончите предложение:
Мне было интересно...
У меня получилось...
Я доволен / не доволен своей работой на уроке.
У.: Урок окончен! Мне было приятно работать с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учителя ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. Фрагмент урока русского языка с использованием ИКТ (4класс)
Повторение правил написания орфограмм в корне слова....
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме "Работа слов в предложении и тексте"
Фрагмент урока русского языка....
фрагмент урока русского языка 2 класс
"Единственное и множественное число имён существительных".Фрагмент урока и презентация...
Фрагмент урока русского языка
mdТема урока: Первое и второе спряжение глаголов. Грамматическая разминка.А теперь грамматическая разминка, в процессе которой мы повторим части речи.. Внимание на экран....
Фрагмент урока русского языка "Суффиксы ик, ек"
В материале представлен этап постановки учебной задачи по изучению правописания суффиксов -ик-, -ек- в соответствии с требованиями ФГОС...
Педагогические «находки» (из опыта работы) Фрагмент урока русского языка. Тема урока: «Гласные после шипящих ш, ж, ч, щ»
Фрагмент урока русского языка. 3 класс...
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...