2 класс Тема:Что такое предложение?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кириллова Екатерина Павловна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 класс Тема:Что такое предложение?108.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Что такое предложение

УМК: Школа России

Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Предмет: Русский язык

Класс:

Учитель: Солодухина Нина Алексеевна

Студетнка: Кириллова Екатерина Павловна

Тема: Что такое предложение?

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: Содержательная: Расширение представлений о предложении и знаках препинания в  конце предложения.

Деятельностная: Формирование умения ставит нужные знаки препинания в конце предложения.

Дидактические задачи:

1.Учится определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

2.Учиться правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

3.Учиться формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);

4.Учиться составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

5.Учиться объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

6.Учиться составлять текст из разрозненных предложений, частей текста.

Развивающие:

1.Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

2.Учится распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

3.Учится проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

4. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

5.Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6.Учиться выстраивать последовательность выбранных действий;

7.Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Проявлять в себе проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  2. Проявлять в себе познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Определяет вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

2.Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

3.Формулирует простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);

4.Составляет предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

5.Объясняет своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

6.Составляет текст из разрозненных предложений, частей текста.

Личностные:

  1. Проявляет в себе проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  2. Проявляет в себе познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные

Познавательные:

1.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

2.Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

Коммуникативные:

1.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:

1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2.Выстраивает последовательность выбранных действий.

3.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

 

Оборудование : учебник,презентация, раздаточный материал.

Информационные ресурсы: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий]- 7-е изд.-М. : Просвещение, 2017.- С. 34-36: ил. – (Школа России).

План урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.1.Приветсвтиве

1.2Проверка готовности

1.3.Работа с пословицей

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Игра «Лови ошибку»

3. Выявление места и причины затруднений.

Формулирование проблемы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

4.1.Формулирование  темы урока

4.2.Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3. Формулирование задач урока

5. Реализация построенного проекта

5.1.Работа с форзацем

5.2. Наблюдение над языковым материалом  20 упражнения.

5.3. Словарная работа со словом Родина.

5.4. Составление предложений со словом Родина.

5.5. Самостоятельное формулирование понятия предложения на материале 21 упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.1.Работа с правилом.

6.2. Работа над знаками препинания в конце предложения.(работа в парах)

6.3.Запись предложений

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельная работа по карточкам

8. Включение в систему знаний и повторение.

8.1. Интонирование предложений ( упр.23)

8.2.Расстановка знаков препинания с объяснением.

8.3.Списывание текста.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Павловна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

1.2 Проверка готовности

-Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

1.3.Работа с пословицей

-Предлагаю вам прочитать пословицу.

«Грамоте учиться-всегда пригодится».

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Верно, поэтому я предлагаю вам постараться на уроке, чтобы узнать что-то новое.

Приветствуют учителя.

Объясняют смысл пословицы.

- Это значит что , любым знаниям можно найти применение, и в жизни они обязательно пригодятся. Перед человеком, который много учится, открыт мир, он может выбрать любой путь и использовать полученные знания.

Фронтальная

ПР7

Л

К1

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Игра « Лови ошибку»

- Ребята, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал прошлых уроков я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду вам назвать утверждение, если вы согласны с ним – хлопаете в ладоши, если считаете, что я говорю неверно, поднимаете руку и готовитесь исправить.

1)Текст- это высказывание, состоящие из двух или нескольких предложений.

2)Тема текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

-Почему?

3)Текст можно озаглавить.

4)Каждый текст состоит из основной части и концовки.

5)Текст состоит из предложений.

-Молодцы!

Хлопают в ладоши.

-Это утверждение неверно.

-Потому что, это главная мысль текста, а тема текста-это то, о ком или о чём говориться в тексте.

Хлопают в ладоши.

-Это утверждение неверно. Текст имеет начало, основную часть и концовку.

Хлопают в ладоши

Фронтальная

К1

ПР1.6

3. Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Формулирование проблемы урока

 - Ребята, мне прислали письмо и попросили вам его прочитать.

«Ребята, я Незнайка, учусь в школе, во втором классе как и вы!

Учительница дала задание составить предложение, и я выполнил его. Послушайте!

Горы, красиво, очень.

Вот какое у меня получилось предложение, а учительница сказала, что я выполнил задание неправильно. Почему?»

Ну что, ребята, правильно ли Незнайка выполнил задание, как вы считаете?

- Почему?

-Попробуйте вы составить предложение.

- Как вы думаете, мы должны научить Незнайку знаниям?

-Дети, что мы уже знаем о предложении?

-А всё ли мы знаем о предложении?

 

- Слова не связаны  между собой по смыслу.

Выходят к доске составляют предложение.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

К1

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.  Формулирование  темы урока

-Так какова же тема нашего урока?

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Какова будет цель нашего урока?

4.3. Формулирование задач урока

-Что мы должны узнать?

-Чему научиться?

4.4.Планирование деятельности

-Что мы будем делать что бы реализовать цель и задачи урока

-Тема нашего урока предложение.

- Расширение представлений о предложении и знаках препинания в  конце предложения.

- Учиться составлять предложения из слов.

- Учится определять вид предложения по цели высказывания

Фронтальная

Индивидуальная

К2

ПР1

5. Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с форзацем

-Ребята откройте учебники на странице 23.Прочтите название нового раздела.(Предложение)

-Кто изображён?(ежик)

-Прочитайте чему будете учиться?

5.2.Наблюдение над языковым материалом упражнения 20

-Ребята откройте учебники на странице 24 ,посмотрите задание упражнения 20.

-Прочтите задание (Какая группа слов составляет предложение?)

-Давайте прочитаем под номером 1, что тут записано?(Слова)

-Будет ли это являться предложением?(Нет )

-Докажи ,почему не будет? ( записаны через запятую, не имеют общего смысла)

-Давайте прочтём под номером 2.(Посмотрите запись с большой буквы, в конце стоит точка.)

-Будет ли это являться предложением?

-Почему?

-Верно, прочтите под номером 3.

-Будет ли это являться предложением?

-Какая  мысль выражена в нем?

5.3.Словарная работа со словом Родина

-Разгадайте ребус, написание какого слова мы должны запомнить сегодня на уроке.

-А почему слово Родина пишется то с большой ,то с маленькой буквы?

-Если мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране России, то будем писать с большой буквы.

-Если мы говорим о нашем городе, месте ,где мы родились и живём, то будем писать с маленькой буквы.

-Как вы думаете, какие места в этом слове опасны, где можно допустить ошибку?

-Опасные места в словах называются орфограммами

-Их нельзя проверить, поэтому эти слова называются словарными.  

-Давайте запишем слово родина в тетрадь, подчеркните орфограмму и  поставьте ударение.
Запомните, как пишется  слово Родина.
 

 

5.4.Составление предложений со словом Родина.

-Ребята, попробуйте придумать предложение со словом Родина.

-Докажи что это предложение.

-А какой знак препинания ты поставишь на конце своего предложения?

-А  попробуй произнести своё предложение с другой интонацией.

-Какой знак поставишь теперь?

5.5.Самостоятельное формулирование понятия предложения на материале 21 упражнения.

-Ребята, прочитайте задание упражнения двадцать первого, что нужно сделать?

- Посмотрите, какая замечательная иллюстрация дана в учебнике к этому стихотворению.

Перед нами возникает образ ночи, тишины, покоя вокруг. Вся природа заснула.

И только высоко в небе стоит полная луна. Она поглядывает на спящую природу и разливает на нее свой серебряный блеск.

Предположите о чём же  будет говориться в тексте этого упражнения.

-Определите сколько здесь предложений?(4) О чём сообщается в каждом из них?

-Как на письме обозначается начало и конец предложений?

-А как в устной речи отделяется одно предложение от другого?

-Ребята, из скольких слов может состоять предложение?

-Посмотрите, на первое предложение, из скольких слов оно состоит?

-Хорошо, давайте посмотрим второе предложение, сколько тут слов?

-Верно, предложение может состоять из разного количества слов, связанных между собой по смыслу.

-Ребята, сформулируйте правило. Что такое предложение?

 

- Нет

-Потому, что это не предложение, а набор слов. Предложение должно быть связано по смыслу.

-Нет законченного смысла.

-Да, будет. Слова  связаны между собой по смыслу, выражают законченную мысль.

-Начало предложение с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

-Интонацией , паузами.

-Из одного.

-Два слова.

-Предложение- это слово или несколько слов которые выражают законченную мысль, связанны между собой по смыслу. В письменной речи предложение начинается с большой буквы , а в конце ставится точка.

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

ПР2.3

Л2

П1

П2

Р1

К1

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


6.1.Работа с правилом.

-Посмотрите, на правило на странице 24. Прочитайте его и перескажите друг другу.

6.2.Работа над знаками препинания в конце предложения.(работа в парах)
-Ребята, а сейчас отгадайте мои  загадки

На странице я стою,

всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу-

 Разогнуться не могу.

 Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.(вопросительный знак)

Узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный,
Веселый, добрый знак!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение

(восклицательный знак)

Потеряла хвостик запятая

И кто она теперь такая?( точка)

-Ребята как мы назовём все эти знаки?

 прочитайте самостоятельно текст упражнения 22. Составьте по этому тексту несколько вопросов для своего соседа по парте.

-Какой вопрос ты составил?

6.3.Запись предложений( из упр.22)

-Ребята, запишите себе в тетради выделенные предложения.

-Прочитайте первое предложение.

-Почему в первом предложении в конце поставили точку.https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/QjrHoefcSXw3k6gAiTMKhvp58LYVCb0axsJzPu/slide-5.jpg

-Прочитайте втрое предложение. Почему на конце поставили вопросительный знак?

-Прочитайте третье предложение. Почему на конце поставили восклицательный знак?

 

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

-Когда ставится точка?

-Когда ставится вопросительный знак?

-Когда ставится восклицательный знак?

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Л2

П1

П2

Р1

Р3

К1

ПР1

ПР2

ПР3

ПР4

Пр5

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 7.1.Самостоятельное чтение предложений ( работа по карточкам)

-Ребята, прочитайте предложения на карточках, выберите из предложенных вариантов нужный знак.

Наступила золотая осень (. ! ?)

Осенью бывают тёплые и солнечные дни( . ? !)

А вы были в лесу осенью(! ? .)

Самостоятельно  выбирают знаки препинания.

Индивидуальная

ПР3

ПР2

ПР5

ПР7

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1.Интонирование предложений ( упр.23)

-Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте первое предложения с интонацией.

-Ты пойдёшь сегодня в театр?

-Какой знак стоит в конце?

-С какой интонацией ты прочитал?

-Хорошо, прочитай второе предложение.

-Хорошо в лесу весной!

-Какой знак стоит в конце?

-С какой интонацией ты прочитал?

-Хорошо, давайте прочитаем третье предложение.

-Мне подарили щенка.

-Какой знак стоит в конце?

-С какой интонацией ты прочитал?

-Молодец.

-Сейчас мы потренируемся читать предложения с нужной интонацией.

8.2.Работа над упражнением 23-ем.

-Ребята, прочитайте задание упражнения двадцать третьего, что нужно сделать?

-Сколько тут предложений?

-Посмотрите, какой знак стоит в конце первого предложения? Мы гуляли в осеннем лесу.

-С какой интонацией прочитаем?

-Какой знак стоит в конце второго предложения? До чего красиво здесь!

-Как читать будем?

-Посмотрите, знак в конце третьего предложения. А вы были в осеннем лесу?

-С какой интонацией прочитаем?

-Вопросительный.

-С вопросительной.

-Восклицательный.

- С восхищением.

-Точку.

-С повествовательной.

-Прочитать предложения так, как подсказывают знаки препинания.

-3.

-точка.

-С повествовательной.

-Восклицательный.

- С восхищением.

-Вопросительный.

-С вопросительной интонацией.

Фронтальная

Индивидуальная

ПР3

П2

Р2

К1

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Какова была цель нашего урока ?

-Что вы нового узнали на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

 -Поднимите весёлый смайлик кто доволен своей работой и грустный ,если не довольны.

Самооценка деятельности на уроке.

Фронтальная

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Внеурочная деятельность. Курс "Земля-наш дом" 2 класс. Тема: "Что такое экология?"

Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы по курсу "Земля-наш дом" 2 класс....

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...