План-конспект урока. СУФФИКСЫ В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 4 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 ч. Стр. 117-121)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4 класс

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени и закрепления первичных умений проверки правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени; обучению находить безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени, проверять правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять интерес к изучению русского языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают в паре, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач.

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают об орфограмме с непроизносимым согласным звуком в корне; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, оценочный лист, критерии оценок, карточки для рефлексии.

Содержательный компонент урока:

I. Организационно-мотивационный момент

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Альгирдовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём!

У.: Сегодня мы с вами будем играть в игру «Умники и умницы». Это интеллектуальная игра в которой за ваши ответы на вопросы дается награда и медаль. Медаль за ответ на очень сложный вопрос, а награда за ответ на вопрос среднего уровня. Все вопросы, которые я вам буду задавать уже разделены на группы. Начнем нашу игру.

II. Постановка учебной задачи

У: Наше первое задание сложного уровня. Внимательно посмотрите на доску. Звал, к…рмить, в тетрад…, чист…л.

У.: Какое задание можно предложить, используя эти слова?

О.: Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово.

У.: Выполняем всё по порядку. Найдите лишнее слов?

О.: В тетради.

У.: Почему? Докажите.

О.: В тетради- существительное, а остальные слова глаголы.

У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму.

О.: В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.

У.: Какое из оставшихся слов лишнее?

О.: Кричать.

У.: Почему? Ведь слово кричать - это глагол.

О.: Кричать- это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.

У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму.

О.: Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик.

У.: Какие слова остались?

О.: Звал, чистил.

У.: Что общего в этих словах?

О.: Это глаголы прошедшего времени.

У.: По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?

О.: По вопросам и наличию суффикса - л.

У.: Есть ли орфограмма в первом слове?

О.: Нет.

У.: Есть ли орфограмма во втором слове?

О.: Да.

У.: Какая орфограмма?

О.: Безударный гласный.

У.: В какой части слова ?

О.: В суффиксе.

У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.

О.: -объясняют какую букву они вставили-

У.: Объясните, как проверить данную орфограмму.

О.: Возникает затруднение.

У.: Как вы думаете, какова тема урока?

О.: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

У.: Верно. За это сложное задание я могу дать медали –таким-то людям-. Вы хорошо отвечали на вопросы и сами узнали тему урока.

У.: Подумайте, что мы узнаем на сегодняшнем уроке?

О.: Мы узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.

У.: Верно. Чему мы на учимся?

О.: Научимся применять это правило.

У.: Молодцы. За это не столь сложное задание я даю награду –таким-то людям-. Вы верно ответили на вопросы.

III. Учебное действие

Восприятие

У: На ваших словах лежат карточки с правилом. Прочитайте их.

О.: -читают правило-

У.: Это правило вам нужно будет запомнить. Обратите внимание на доску. Прочитаем алгоритм цепочкой друг да другом.

О.: Алгоритм для правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1.        Прочитай слово.

2.        Поставь ударение.

3.        Определи и выдели суффикс глагола прошедшего времени.

4.        Выдели безударную гласную в суффиксе.

5.        Поставь глагол в начальную форму (Что делать? Что сделать?).

6.        Выясни какой суффикс стоит перед суффиксом -ть-.

7.        Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, который стоит перед -ть- в начальной форме.

8.        Вставь гласную в суффикс.

9.        Проверь правильность выполнения задания.

10.        Исправь ошибку, если ты её допустил.  

Осмысление

У: Хорошо. Для выполнения задания воспользуемся этим алгоритмом.    –Оля- выйдет к доске и выполнит задание, остальные будут работать в своих тетрадях. Для начала запишите число, классная работа. –Оля-, выходи к доске. Первое слово разберем все вместе, следующие 4 Оля записывает на доске сама, вы, ребята, пишите самостоятельно с тетради. Проверим.

У.: Оля, присаживайся, дальше работу выполняем самостоятельно. Оля получает медаль, за верно выполненное задание у доски.

О.: Выполняют самостоятельно.

Нет ошибок

2 б.

1-2 ошибки

1 б.

Больше 3 ошибок

0 б.

У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой два.

Запоминание

У.: Прочитаем еще раз алгоритм.

О.: -Ваня-, прочитай алгоритм.

У: Поднимите руку, кто сможет рассказать нам что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную в суффиксе глагола в форме прошедшего времени.

О.: -рассказывают алгоритм несколько человек-

У.: Верно, молодцы. Первому человеку я даю медаль, а остальным награду.

Применение знаний на практике

У.: За этот урок вы уже достаточно много получили медалей и наград, но это еще не все. Нас ждут еще задания. Откройте учебник на стр. 111. Выполним задание № 234.

У.: Прочитайте задания и выполните его.

О.: «выполняют задание»

У.: Проверим задание, -Миша-, прочитай что у тебя получилось.

О.: -Читает выполненное задание-

У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой три.

У.: Миша, получает медаль. C:\Users\1684456\Downloads\2022-02-18_02-02-04.png

Нет ошибок

2 б.

1-2 ошибки

1 б.

Больше 3 ошибок

0 б.

У.: Перейдем к следующему заданию по карточкам. Выполним его устно. Начинаем читать цепочкой друг за другом, проговаривая алгоритм выполнения задания вслух.

Вставь суффиксы перед суффиксом -л-.

Услыш__л новость, пове__ло холодом, выполн__л задание, ненавид__л врага, отрез__л веточку, стро__л дом, засе__л поле, повес__л занавески, зала__ла собака, покрас__л стену, высто__л под порывами ветра, вым__л руки, расстав__л тарелки, выглад__л рубашку, начист__л ботинки, украс__л комнату, выл__л воду, радов__лся хорошей погоде, увид__л приятеля, прикле__л листок, брызг__лся водой, раста__л снег.

У.: Молодцы! Кто ответил верно ставим в оценочный лист напротив 4 задания +.  Каждый, кто выполнил это задание верно получит награду.

IV. Действие контроля и самоконтроля

У.: Ребята, на доске задание. Выполните его самостоятельно.

Вставь пропущенные буквы.

Насып__л ─ _________________ .

Кле__ла ─ __________________ .

Увид__л ─ __________________ .

Се__ла ─ ____________________ .

Обид__л ─ __________________ .

Раста__л ─ __________________ .

Хлоп__л ─ ___________________ .

О.: Выполняют задание.

У.: Проверим. –Катя- Прочитай что у тебя получилось.

О.: -Катя- читает выполненное задание.

У.: Молодец, ты получаешь медаль. Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой пять.

Нет ошибок

3 б.

1-2 ошибки

2 б.

3-4 ошибки

1 б.

Больше 4 ошибок

0 б.

V. Действие оценки и самооценки

У.: Ребята, теперь, когда мы выполнили все наши задания. Посчитаем по нашим оценочным листам баллы и сами выставим себе отметки.

У.: Подпишите ваш оценочный лист и сдайте его мне в конце урока.

Общее количество баллов

Отметка

7 б.

«5»

6-5 б.

«4»

4-3 б.

«3»

У.: Какая тема нашего сегодняшнего урока?

О: Тема урока – правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

У: Посмотрите на слова помощники. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока?

О: Сегодня на уроке мы узнали, алгоритм правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени и научились применять этот алгоритм.

У.: Вернемся к тому слову, которое вызвало у нас затруднение. Кто помнит это слово, поднимите руку.

О.: Это слово чистил.

У.: Верно, сейчас мы сможем вставить пропущенную букву?

О.: Да!

У.: Какую же букву мы вставим?

О.: Букву «И»

У.: Верно. Сегодня мы хорошо поработали. Все показали себя умниками и умницами. Если вы считаете также, то поднимите руку и покажите класс.

О.: -Выполняют-

У.: Ребята, я вижу, что вы все считаете также, всем спасибо. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Звал, к… рмить , в тетрад …, чист…л.

Слайд 3

Звал, к… рмить , чист…л.

Слайд 4

Звал, чист…л.

Слайд 5

Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

Слайд 6

Мы узнаем о … Мы будем учиться…

Слайд 7

Алгоритм для правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Определи и выдели суффикс глагола прошедшего времени. 4. Выдели безударную гласную в суффиксе. 5. Поставь глагол в начальную форму (Что делать? Что сделать?). 6. Выясни какой суффикс стоит перед суффиксом - ть - . 7. Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс , который стоит перед - ть - в начальной форме. 8. Вставь гласную в суффикс. 9. Проверь правильность выполнения задания. 10. Исправь ошибку, если ты её допустил.

Слайд 8

Насып__л ─ _________________ . Кле __ла ─ __________________ . Увид __л ─ __________________ . Се__ла ─ ____________________ . Обид__л ─ __________________ . Раста __л ─ __________________ . Хлоп__л ─ ___________________ .

Слайд 9

Мы узнали о … Мы научились…



Предварительный просмотр:

Алгоритм правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

  1. Прочитайте слово, определив место предполагаемой орфограммы.
  2. Поставьте ударение.
  3. Определите и выделите суффикс глагола прошедшего времени.
  4. Выделите безударную гласную в суффиксе.
  5. Поставьте глагол в начальную форму.
  6. Выясните какой суффикс стоит перед суффиксом -ть-.
  7. Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, который стоит перед -ть- в начальной форме.
  8. Вставьте гласную в суффикс.
  9. Проверьте правильность выполнения задания.
  10. Исправьте ошибки, если вы их допустили.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fb2/00007159-db8a60a4/img17.jpg

Пример:  чи́ст?л – чистить – чистил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"

Предмет: Русский языкУМК  «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала     Тема: Размы...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...