План-конспект урока. СУФФИКСЫ В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisaniya_bezudarnyh_suffiksov_glagola_v_forme_proshedshego_vremeni.docx | 82.63 КБ |
pravopisaniya_bezudarnyh_suffiksov_glagola_v_forme_proshedshego_vremeni.pptx | 323.03 КБ |
algoritm.docx | 300.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 4 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 1 ч. Стр. 117-121)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 4 класс
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени и закрепления первичных умений проверки правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени; обучению находить безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени, проверять правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.
Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять интерес к изучению русского языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают в паре, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач.
Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают об орфограмме с непроизносимым согласным звуком в корне; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, оценочный лист, критерии оценок, карточки для рефлексии.
Содержательный компонент урока:
I. Организационно-мотивационный момент
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Альгирдовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку. Я вижу, что все вы готовы к уроку, начнём!
У.: Сегодня мы с вами будем играть в игру «Умники и умницы». Это интеллектуальная игра в которой за ваши ответы на вопросы дается награда и медаль. Медаль за ответ на очень сложный вопрос, а награда за ответ на вопрос среднего уровня. Все вопросы, которые я вам буду задавать уже разделены на группы. Начнем нашу игру.
II. Постановка учебной задачи
У: Наше первое задание сложного уровня. Внимательно посмотрите на доску. Звал, к…рмить, в тетрад…, чист…л.
У.: Какое задание можно предложить, используя эти слова?
О.: Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово.
У.: Выполняем всё по порядку. Найдите лишнее слов?
О.: В тетради.
У.: Почему? Докажите.
О.: В тетради- существительное, а остальные слова глаголы.
У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму.
О.: В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.
У.: Какое из оставшихся слов лишнее?
О.: Кричать.
У.: Почему? Ведь слово кричать - это глагол.
О.: Кричать- это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.
У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму.
О.: Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик.
У.: Какие слова остались?
О.: Звал, чистил.
У.: Что общего в этих словах?
О.: Это глаголы прошедшего времени.
У.: По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
О.: По вопросам и наличию суффикса - л.
У.: Есть ли орфограмма в первом слове?
О.: Нет.
У.: Есть ли орфограмма во втором слове?
О.: Да.
У.: Какая орфограмма?
О.: Безударный гласный.
У.: В какой части слова ?
О.: В суффиксе.
У.: Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.
О.: -объясняют какую букву они вставили-
У.: Объясните, как проверить данную орфограмму.
О.: Возникает затруднение.
У.: Как вы думаете, какова тема урока?
О.: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
У.: Верно. За это сложное задание я могу дать медали –таким-то людям-. Вы хорошо отвечали на вопросы и сами узнали тему урока.
У.: Подумайте, что мы узнаем на сегодняшнем уроке?
О.: Мы узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.
У.: Верно. Чему мы на учимся?
О.: Научимся применять это правило.
У.: Молодцы. За это не столь сложное задание я даю награду –таким-то людям-. Вы верно ответили на вопросы.
III. Учебное действие
Восприятие
У: На ваших словах лежат карточки с правилом. Прочитайте их.
О.: -читают правило-
У.: Это правило вам нужно будет запомнить. Обратите внимание на доску. Прочитаем алгоритм цепочкой друг да другом.
О.: Алгоритм для правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Определи и выдели суффикс глагола прошедшего времени.
4. Выдели безударную гласную в суффиксе.
5. Поставь глагол в начальную форму (Что делать? Что сделать?).
6. Выясни какой суффикс стоит перед суффиксом -ть-.
7. Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, который стоит перед -ть- в начальной форме.
8. Вставь гласную в суффикс.
9. Проверь правильность выполнения задания.
10. Исправь ошибку, если ты её допустил.
Осмысление
У: Хорошо. Для выполнения задания воспользуемся этим алгоритмом. –Оля- выйдет к доске и выполнит задание, остальные будут работать в своих тетрадях. Для начала запишите число, классная работа. –Оля-, выходи к доске. Первое слово разберем все вместе, следующие 4 Оля записывает на доске сама, вы, ребята, пишите самостоятельно с тетради. Проверим.
У.: Оля, присаживайся, дальше работу выполняем самостоятельно. Оля получает медаль, за верно выполненное задание у доски.
О.: Выполняют самостоятельно.
Нет ошибок | 2 б. |
1-2 ошибки | 1 б. |
Больше 3 ошибок | 0 б. |
У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой два.
Запоминание
У.: Прочитаем еще раз алгоритм.
О.: -Ваня-, прочитай алгоритм.
У: Поднимите руку, кто сможет рассказать нам что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную в суффиксе глагола в форме прошедшего времени.
О.: -рассказывают алгоритм несколько человек-
У.: Верно, молодцы. Первому человеку я даю медаль, а остальным награду.
Применение знаний на практике
У.: За этот урок вы уже достаточно много получили медалей и наград, но это еще не все. Нас ждут еще задания. Откройте учебник на стр. 111. Выполним задание № 234.
У.: Прочитайте задания и выполните его.
О.: «выполняют задание»
У.: Проверим задание, -Миша-, прочитай что у тебя получилось.
О.: -Читает выполненное задание-
У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой три.
У.: Миша, получает медаль.
Нет ошибок | 2 б. |
1-2 ошибки | 1 б. |
Больше 3 ошибок | 0 б. |
У.: Перейдем к следующему заданию по карточкам. Выполним его устно. Начинаем читать цепочкой друг за другом, проговаривая алгоритм выполнения задания вслух.
Вставь суффиксы перед суффиксом -л-.
Услыш__л новость, пове__ло холодом, выполн__л задание, ненавид__л врага, отрез__л веточку, стро__л дом, засе__л поле, повес__л занавески, зала__ла собака, покрас__л стену, высто__л под порывами ветра, вым__л руки, расстав__л тарелки, выглад__л рубашку, начист__л ботинки, украс__л комнату, выл__л воду, радов__лся хорошей погоде, увид__л приятеля, прикле__л листок, брызг__лся водой, раста__л снег.
У.: Молодцы! Кто ответил верно ставим в оценочный лист напротив 4 задания +. Каждый, кто выполнил это задание верно получит награду.
IV. Действие контроля и самоконтроля
У.: Ребята, на доске задание. Выполните его самостоятельно.
Вставь пропущенные буквы.
Насып__л ─ _________________ .
Кле__ла ─ __________________ .
Увид__л ─ __________________ .
Се__ла ─ ____________________ .
Обид__л ─ __________________ .
Раста__л ─ __________________ .
Хлоп__л ─ ___________________ .
О.: Выполняют задание.
У.: Проверим. –Катя- Прочитай что у тебя получилось.
О.: -Катя- читает выполненное задание.
У.: Молодец, ты получаешь медаль. Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой пять.
Нет ошибок | 3 б. |
1-2 ошибки | 2 б. |
3-4 ошибки | 1 б. |
Больше 4 ошибок | 0 б. |
V. Действие оценки и самооценки
У.: Ребята, теперь, когда мы выполнили все наши задания. Посчитаем по нашим оценочным листам баллы и сами выставим себе отметки.
У.: Подпишите ваш оценочный лист и сдайте его мне в конце урока.
Общее количество баллов | Отметка |
7 б. | «5» |
6-5 б. | «4» |
4-3 б. | «3» |
У.: Какая тема нашего сегодняшнего урока?
О: Тема урока – правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
У: Посмотрите на слова помощники. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока?
О: Сегодня на уроке мы узнали, алгоритм правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени и научились применять этот алгоритм.
У.: Вернемся к тому слову, которое вызвало у нас затруднение. Кто помнит это слово, поднимите руку.
О.: Это слово чистил.
У.: Верно, сейчас мы сможем вставить пропущенную букву?
О.: Да!
У.: Какую же букву мы вставим?
О.: Букву «И»
У.: Верно. Сегодня мы хорошо поработали. Все показали себя умниками и умницами. Если вы считаете также, то поднимите руку и покажите класс.
О.: -Выполняют-
У.: Ребята, я вижу, что вы все считаете также, всем спасибо. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звал, к… рмить , в тетрад …, чист…л.
Звал, к… рмить , чист…л.
Звал, чист…л.
Правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
Мы узнаем о … Мы будем учиться…
Алгоритм для правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Определи и выдели суффикс глагола прошедшего времени. 4. Выдели безударную гласную в суффиксе. 5. Поставь глагол в начальную форму (Что делать? Что сделать?). 6. Выясни какой суффикс стоит перед суффиксом - ть - . 7. Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс , который стоит перед - ть - в начальной форме. 8. Вставь гласную в суффикс. 9. Проверь правильность выполнения задания. 10. Исправь ошибку, если ты её допустил.
Насып__л ─ _________________ . Кле __ла ─ __________________ . Увид __л ─ __________________ . Се__ла ─ ____________________ . Обид__л ─ __________________ . Раста __л ─ __________________ . Хлоп__л ─ ___________________ .
Мы узнали о … Мы научились…
Предварительный просмотр:
Алгоритм правописания безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени
- Прочитайте слово, определив место предполагаемой орфограммы.
- Поставьте ударение.
- Определите и выделите суффикс глагола прошедшего времени.
- Выделите безударную гласную в суффиксе.
- Поставьте глагол в начальную форму.
- Выясните какой суффикс стоит перед суффиксом -ть-.
- Перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, который стоит перед -ть- в начальной форме.
- Вставьте гласную в суффикс.
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Исправьте ошибки, если вы их допустили.
Пример: чи́ст?л – чистить – чистил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"
Предмет: Русский языкУМК «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Размы...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...