План-конспект урока. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Предлоги. Правописание предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi._pravopisanie_predlogov.docx | 27.42 КБ |
predlogi._pravopisanie_predlogov.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
УМК: «Школа России»
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 ч.)
Целевой компонент урока:
Тема урока: Предлоги. Правописание предлогов.
Цель: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правилах написания предлогов со словами и закрепления первичных умений проверки написания предлогов со словами.
Задачи:
Дидактические: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правилах написания предлогов со словами; обучению правильному написанию предлогов со словами, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.
Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формируют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формируют положительное отношение к процессу познания, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формируют устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формируют самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умеют осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений, сравнивать, обобщать, делать выводы
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умеют ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.
Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают об орфограмме раздельного написания предлогов со словами; выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Основные образовательные ресурсы урока: Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 ч., компьютер, проектор, оценочные листы.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сабрина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Не будем мы лениться, а будем мы трудиться.
У: Почему нам нельзя лениться, а нужно трудиться?
О: Чтобы получить новые знания…
У: Для того, чтобы наш урок прошёл успешно, какими нам нужно быть?
О: Внимательными, активными…
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Восприятие
Учитель вызывает трёх обучающихся со словами на карточках : «я» ,«иду», «школу». Ученики встают рядом, образуя незаконченное предложение «я иду школу».
У: Ребята, какого слова не хватает в предложении? Назовите его.
О: «в»
У: Ребята, вы знаете, как называются такие слова?
О: Нет.
У: Сегодня на уроке мы поговорим об этих словах. Прежде чем определить тему нашего урока, внимательно послушайте сказку.
У: Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они такими добрыми, что мирили и связывали слова друг с другом. Без предлогов не могло существовать даже самое маленькое предложение.
Предлоги очень любили помогать другим словам, связывать их. Несмотря на это, сами предлоги жили со словами отдельно. Они любили находиться в одиночестве.
Так предлоги стали отдельными словами.
С тех пор решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении, и с другими словами пишется всегда раздельно.
У: О каких словах эта сказка? Как они называются?
О: Эта сказка о предлогах.
У: Что вы узнали из этой сказки о предлогах?
О: Предлог служит для связи слов в предложении и пишется с другими словами раздельно.
У: Кто догадался, какова тема нашего урока?
О: Предлоги.
У: Верно. Тема урока : Предлоги. Правописание предлогов.
У: Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: узнаем, познакомимся, будем учиться.
Узнаем, какие слова являются предлогами
Познакомимся с правописанием предлогов со словами
Будем учиться находить предлоги в тексте и правильно их употреблять и писать
IV. Открытие новых умений, знаний
Осмысление
У: В русском языке очень много предлогов и они занимают четвертое место по частоте употребления. «Предлог» в переводе с греческого языка означает «перед словом». Посмотрите, какие бывают предлоги (на слайде). Прочитайте их.
У: Вставьте вместо точек подходящий предлог из тех, что вы видите на изображении.
1. Паша пошёл … лес. (в)
2. Хлеб лежит … столе. (на)
3. Корабль плывёт … реке. (по)
У: Ребята, что предлоги помогли сделать со словами?
О: Предлоги помогли связать слова.
У: Верно.
У: Выполняйте все мои команды.
Положите ручку в книгу. Под книгу. На книгу. Около книги. Возьмите ручку и положите её книгу.
У: Почему вы не выполняете? Куда надо положить предмет?
О: Вы не назвали предлог «на». Ручку нужно положить на книгу.
У: Сделаем вывод. Каждый предлог имеет своё значение. Что нам помогает понять предлог?
О: Предлог помогает понять, где находится предмет.
У: В учебнике на странице 109 найдите определение в рамочке и прочитайте его.
У: Что такое предлог?
О: Предлог– это часть речи.
У: Для чего служат предлоги?
О: Предлоги служат для связи слов в предложении.
У: С какой частью речи используются предлоги?
О: С существительными.
У: Перед какой частью речи предлоги не ставятся?
О: Перед глаголами.
У: Прочитайте правило вверху на странице 110.
О: Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.
У: А как же доказать, что предлог с другим словом пишется раздельно? Найдите ответ на этот вопрос на странице 111.
О: Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Запоминание
У:Сделаем вывод. Что мы можем сказать о предлогах?
У:Что такое предлог?
О: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
У: Какие предлоги мы знаем?
О: в, с, за, на, около…
У: Для чего предлоги служат?
О: Предлоги служат для связи слов в предложении.
У: Как пишутся предлоги со словами?
О: Предлоги со словами пишутся раздельно.
У: Как доказать, что предлог с другим словом пишется раздельно?
О: Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
У: Игра « Услышь предлог». Сейчас я буду читать слова, если вы услышите предлог, хлопните в ладоши.
( На у, кошка, по, без, под, за, в, книга, от , торт, из, снег, об)
Применение знаний на практике
У: Для того, чтобы выполнить задание, мы будем использовать памятку.
- Прочитай слово с предполагаемым предлогом.
- Примени правило:
- вставь между предполагаемым предлогом и словом вопрос или другое слово.
- если можно поставить вопрос или другое слово, то пишем раздельно, если нет – слитно.
3. Запиши слово, подчеркни орфограмму.
4. Проверь правильность выполненного задания.
5. Исправь ошибки, если ты их допустил.
О: (читают памятку цепочкой)
У: Посмотрите на слова, которые выведены на доске. Чтобы знать, как они правильно пишутся, обратимся к памятке. (Один обучающийся работает у доски, остальные – на местах).
У: Прочитайте слово. Как мы его напишем? Рассуждаем по алгоритму.
О: Подружка. Нельзя вставить другое слово, значит пишем слитно.
У: Верно. Остальные слова записывайте самостоятельно, пользуясь памяткой.
У: Проверим задание. У кого так же, поднимите руку.
Запишите баллы в свой оценочный лист.
Без ошибок или 1 ошибка – 4б
2 ошибки – 2 балла
3-4 ошибки – 0 баллов
У: Обратите внимание на слайд. Выпишите слова со скобками, раскрывая их. Используйте памятку.
(В)лесах цветет орешник. (По)опушкам лесов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе гнездо на высоком дереве.
Проверка выполненного задания
Без ошибок– 5б
1-2 ошибки – 4б
3 ошибки – 3б
Больше 3 ошибок – 0б
VI. Итог урока.
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде : узнали, познакомились, учились.
Узнали, какие слова являются предлогами
Познакомились с правописанием предлогов со словами
Учились находить предлоги в тексте и правильно их употреблять и писать
Рефлексия
У: Закончите одно из предложений
(Слайд)
На уроке я…..
Я научился……
Мне было…..
Мне надо ещё…
Общее количество баллов | Отметка |
9-8 | «5» |
7-5 | «4» |
4-3 | «3» |
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроке нужно быть: активными внимательными дружелюбными аккуратными радостными
Предлоги. Правописание предлогов
Задачи урока Узнаем, какие слова являются предлогами Познакомимся с правописанием предлогов с другими словами Будем учиться находить предлоги в тексте и правильно их употреблять и писать
Запомни! Нужно помнить, что предлоги Все такие недотроги – Со словами непременно Они пишутся РАЗДЕЛЬНО!
Что мы знаем о предлогах? Что такое предлог? Какие предлоги мы знаем? Для чего предлоги служат? Как пишутся предлоги со словами? Как доказать, что предлог с другим словом пишется раздельно?
Алгоритм раздельного написания предлогов с другими словами Прочитай слово с предполагаемым предлогом. Примени правило: вставь между предполагаемым предлогом и словом вопрос или другое слово. если можно поставить вопрос или другое слово, то пишем раздельно, если нет – слитно. 3. Запиши слово, подчеркни орфограмму. 4. Проверь правильность выполненного задания. 5. Исправь ошибки, если ты их допустил.
Что пишем слитно, а что - раздельно? (По)дружка, (по)морю; (за)рекой, (за) нятие ; (в)лес, (в)лез. Подружка, по морю, за рекой, занятие, в лес, влез.
Без ошибок или 1 ошибка 4 балла 2 ошибки 2 балла 3-4 ошибки 0 баллов
Раскрой скобки (В)лесах цветет орешник. (По)опушкам лесов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе гнездо на высоком дереве.
Без ошибок 5 баллов 1-2 ошибки 4 балла 3 ошибки 3 балла Больше 3х ошибок 0 баллов
Как мы выполнили задачи урока? Узнали, какие слова являются предлогами Познакомились с правописанием предлогов с другими словами Учились находить предлоги в тексте и правильно их употреблять и писать
Закончи одно из предложений : Я узнал…. Я учился…. Мне было….. Мне надо ещё….
Общее количество баллов Отметка 9-8 «5» 7-5 «4» 4-3 «3» 2-0 Старайся лучше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "Правописание предлогов и приставок"
Русский язык 3 классУчитель МБОУ СОШ №6, Аверина Любовь ВладимировнаТема: Правописание предлогов и приставок.Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.Формировать умения правильно уп...
Урок "Правописание предлогов и приставок" 3 класс
Разработка урока поможет подвести итог по теме "Приставки и предлоги" в 3 классе.Урок постреен на основе внедрения ФГОС в начальной школе....
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
урок "Правописание предлогов и приставок"
Презентация к уроку русского языка "Правописание предлогов и приставок"...
Конспект урока "Правописание предлогов с именем существительным" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложе...