Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставки и предлога"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
На изучение данной темы отводится 3 часа. Этот урок включен в раздел «Правописание частей слова».
Цель учителя – организация работы на уроке по развитию умения распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Словесные – учебный диалог;
2. Наглядные – демонстрация слайдов;
3. Практические – упражнения, практическая работа, игра;
4. Метод самостоятельной работы –выполнение заданий по изученной теме;
5. Метод контроля и самоконтроля – устного и письменного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_pristavki_i_predloga.doc | 926.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Предметные:
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать и формулировать понятия.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Ход урока.
(Слайд 2)
II. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- И пусть наш урок пройдет под девизом:
Не говори: « Не умею»,
А говори: «Научусь!»
- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.
(Слайд 3)
II. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
У: Открываем тетради. Пишем число, классная работа.
(Слайд 4)
У: Ребята, начнём с минутки чистописания. Обратите внимание на доску. Пропишите данные буквы и сочетание букв правильно, красиво..
От по за с под
III. Постановка темы и целей урока.
1. Подготовительное упражнение
У: Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?
Д: Приставками.
У: Ребята, а что называется приставкой?
Д: Приставка- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словами пишется слитно.
У: Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ и запишите эти слова. (СЛАЙД 4)
Д: Отлет, полет, залет, слет, подлет. (проверка) (Слайд 5)
У: Посмотрите ещё раз на эти сочетания букв. Могут ли они превратиться в отдельные слова?
Д: Могут, если их употребить как предлоги.
У: Придумайте слова с данными предлогами. (устно)
У: Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?
Д: Предлоги со словами пишутся раздельно.
Д: От дома , по улице, за деревом, с другом, под партой.
(Слайд 6) (проверка)
У: Посмотрите на свои записи. Какой вывод мы можем сделать?
Д : Одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.
2. Постановка темы и целей урока.
У: Попробуем определить тему урока. О чем мы будем говорить на уроке?
Д: О приставках и предлогах.
(Слайд 7)
У: Верно. Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.
У: Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?
Д: Потому что можем допускать ошибки на письме.
У: Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться?
Д: Как отличить приставку от предлога? (СЛАЙД 7)
IV. Повторение необходимых знаний для дальнейшей работы.
У: 1. Давайте для начала сравним эти понятия. В этом нам помогут донесения разведчиков. А разведчиками будем мы с вами.
Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. У каждой группы есть свой конверт. Вы должны собрать определение из слов, находящихся в конверте. Чья группа сделает быстрее, поднимает руки.
(Дети делятся на группы)
Игра «Разведчики»
1 «группа разведчиков» – собирает донесение о предлоге
2 «группа разведчиков» – собирает донесение о приставке
- Слова на карточках: часть, часть, слова, речи, служит, служат, для связи слов в предложении, для образования новых слов,
- Группы составляют свои донесения.
У: Все разведчики справились с работой. Давайте расшифруем донесения. О чём идёт речь в донесении?
(Коллективная проверка донесений)
(Слайд 8)
2. Составление таблицы для сравнения
ПРЕДЛОГ | ПРИСТАВКА |
⮚ часть речи ⮚ служит для связи слов в предложении ⮚ пишется отдельно | ⮚ часть слова ⮚ служит для образования новых слов ⮚ пишется слитно |
3. Анализ полученных результатов.
У: Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?
Д: Есть.
У: В чем же трудность?
Д: Они похожи по написанию и отличать будет сложно.
4. Индивидуальная работа по карточкам
Запишите двустишие, раскрывая скобки. Докажите, в каком слове за – приставка, а в каком – предлог.
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за)печь.
(Взаимопроверка)
V. Составление алгоритма действий.
У: Чтобы у нас с вами не было трудностей при написании приставки и предлога, давайте выполним данное задание 1. Определить, где приставка, а где предлог?
(в)скочил (в)кроватке, (на)рисовал (на)доске,
(до)писал (до)точки, (с)летел (с)дерева
(Слайд 9)
У: Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?
1 шаг.
Д: Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)
2 шаг.
У: Как проверить существительные?
Д: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.
(Слайд 10)
У: У нас получилась вот такая инструкция «Как при письме отличить предлог от приставки?»
(Появляется слайд )
Такие памятки вы получаете в подарок. Надеюсь, они не раз выручат вас при написании слов.
(Детям раздаются памятки.)
(Слайд 11)
САМ ☺ ИНСТРУКЦИЯ «Как при письме отличить предлог от приставки?» Предлоги пишутся отдельно, приставки пишутся слитно. 1. Определи часть речи. Помни, что предлоги перед глаголами не пишутся. (Побежать, вскочить, перепрыгнуть) 2. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово или вопрос. (По (большой) дороге, в (какой? )большой) дом) |
(Слайд 12)
VI. Физкультминутка.
У: А сейчас отдохнём. (Упражнение для глаз.)
VII. Закрепление алгоритма действий.
(Слайд 13-14)
1. Самостоятельная работа
У: В продолжение нашей работы я предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание.
Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
(Проверка)
VII. Итог урока.
У: Чему мы научились на уроке?
Д: Отличать приставку от предлога.
У: Что общего между приставкой и предлогом?
Д: Они одинаково произносятся.
У: Чем отличаются приставка от предлога?
Д: Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Приставка-часть слова, предлог-часть речи.
У: У какой части речи не бывает предлогов?
Д: У глаголов.
Д\з: Составьте несколько предложений на тему «Зима», используя данные сочетания букв и буквы.
Выставление оценок
(Слайд 17)
(Слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".
Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....
Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...
Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...
Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Раздельное написание предлогов со словами». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложения с предлогами, пра...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Как пишутся приставки? Приставки группы -О и группы - А".
Данная презентация поможет организовать работу на уроке русского языка по теме "Как пишутся приставки? Приставки группы - О, приставки группы - А"....
Урок русского языка, 3 класс, тема:«Правописание приставок и предлогов.»
Познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать....