Одушевленные и неодушевленные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хайруллина Рузиля Васигатовна

Обьяснение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель:

формировать умение изменять имя существительное по числам;

определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

развивать навыки грамотного письма; способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи, внимания, памяти, мышления.

Задачи:

- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся.

- формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой.

- формировать логическое мышление детей, опирающиеся на образное логическое мышление.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, коллективные.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технологии.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке. Проверить всё ли есть на партах.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.

-Русский язык очень богат на правила. Вы изучили много орфограмм. Мы проверим ваши знания, но начала, сделаем упражнение для хорошей работы головного мозга. (Потереть носик ладошкой , потереть влево 5 раз, вправо-5 раз)

-Молодцы. Теперь разминка для ума. Отвечаем очень быстро!

«Доскажи словечко по сказкам»

  1. Ковер…(самолет)
  2. Гадкий…(утенок)
  3. Дикие …(лебеди)
  4. Снежная…(королева)
  5. Три…(поросенка)
  6. Красная…(шапочка)

- Скажите что общего у этих слов на доске?

- Нельзя ли эти слова разделить на два столбика.

-Сформулируйте тему урока.

(Одушевленные и неодуш. имена существительные)

Богатство и красоту ,эти понятия нам дает наш русский язык.

(слайд 1)

III. Чистописание.

Упражнения для рук.

а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.

б) Изображаем замочек (открывается и закрывается)

Молодцы!

-Теперь записываем число и классную работу в тетради.

Рр     Россия ,Родина ,дорогая

 (Жду, когда пропишут, при этом слежу за осанкой, за положением тетради) Положите ручки, все смотрим на меня

(слайд 2)

- А теперь посмотрите и распределите слова  в два столбика

-Объясните правописание этих слов.

-Что вы можете сказать об этих словах?

http://tumutuver.science/pic-www.uchportal.ru/_ld/244/18153903.png

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его.

Чтение правила по учебнику с.12

-Похвалите себя аплодисментами за эту работу.

-Как вы сможете найти лишнее слово в каждой строчке?

(слайд3)

       ( слайд4)

Алгоритм:

Нахожу имя существительное

Ставлю в начальную форму

Кто? Что?

Обозначает …

Одушевлённое, неодушевлённое

- Оказывается имя существительное очень хитрая часть речи.

-А почему? Вы не знаете?

Слайд6

Физминутка

В понедельник я купался

(изобразить плавание)

А во вторник рисовал,

(изобразить рисование)

В среду долго умывался,

(изобразить умывание)

А в четверг в футбол играл.

( бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал,

(прыжки на месте)

Очень долго танцевал.

(покружиться)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

(хлопки в ладошки)

1) Письменная работа по учебнику

Упражнение 18. ( работа у доски)

Посмотрели упр.17  стихотворение А. С. Пушкина, прочитайте.

-Какое настроение вызвало стихотворение?

-Что представили?

-Легко ли будет выполнить задание?

-В чём трудность?

-Когда жил Пушкин?

Не понятен смысл некоторых слов.

В 18 веке, находят пояснение в учебнике об устаревших словах.

(слайд 6)

Слайд 7

-Давайте поиграем с устаревшими словами. Найдите у устаревших слов- их обозначения

Слайд 8

Работа по карточкам

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, ученик, машина  помидор, пшеница, учение, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

 

Проверка задания.

- А сейчас ребята, мы с вами поиграем.

- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное.

1.  Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

(Неодушевленное существительное)

2.  В самолет меня не сажают.

Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.)

(Одушевленное существительное)

3.  Махнула птица крылом

Закрыла свет одним пером. (Ночь.)

(Неодушевленное существительное)

4.  Кто сказал бы: «купил печку «На «Жигули» денег не хватило»? (Емеля.)

(Одушевленное существительное)

5.  Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел.)

(Неодушевленное существительное)

6.  Какого мальчика звали Дядя? (Федор)

(Одушевленное существительное)

7.  Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,

Вроде в тельняшке, копыта и хвост. (Зебра.)

(Одушевленное существительное)

- Молодцы! Вы хорошо справились с загадками!

Самостоятельная работа учащихся.

- А теперь откройте страницу 12 и найдите упр.17.

Работаем самостоятельно.

Проверка задания.

II. Итог урока. Рефлексия.

Итог и рефлексия

Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог.

-Каков был главный вопрос нашего урока?

- Нашли ответ на него?

-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить

Красный- неуверенность, сомнения

Желтый-   радость, успешность        

Зеленый-  уверенность, спокойствие

IΧ. Домашнее задание.       упр.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....