«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»
статья по русскому языку
Отметим, что наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников, существуют и авторские технологии по формированию навыка письма.
В своем выступлении мне хотелось сделать попытку для сравнения методики Н.Г.Агарковой, М.М.Бехруких, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, с тем чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_i_korrektsiya_narusheniy_grafo-motornyh_deystviy_pisma.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»
«Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма»
Отметим, что наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников, существуют и авторские технологии по формированию навыка письма.
В своем выступлении мне хотелось сделать попытку для сравнения методики Н.Г.Агарковой, М.М.Бехруких, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, с тем чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Я выясняла, что методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся "письмо с секретом" В.А.Илюхиной. Она выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "поворот на месте" (закруглить), "крючок до середины", "секрет", "закрыть секрет", "рельсы".
Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память.
Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям.
Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко их усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Также я рассмотрела технологию обучения письму Е.Н.Потаповой, которая основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами).
Проблему развития каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста разработана в методике Н.А.Федосовой, которая основана на следующих компонентах:
- развитие тактильной памяти (работа с карточками - образцами для обвода);
- закрепление знаний, умений, навыков письма (работа с кальками).
Методика В.А.Илюхиной "письмо с секретом" дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.
Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальный подход к решению проблемы развития каллиграфического навыка у детей.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.
Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге. из каких зрительных элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы.
Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных.
Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.
На основании изученной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке.
Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую.
Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.
Изученные мной методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы:
1) в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендовавшие себя исторически;
2) методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком;
3) имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
4) предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
Список используемой литературы
- Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. № 12. С. 12-14
- Корнеев А. А., Кричевец А. Н., Бабаева Ю. Д. и др. Анализ эффективности методик обучения письму. // Школа здоровья. -2012. -N 4. - C. 44-50
- Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. – Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997. – С. 326-332.
Илюхина В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. М, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....
Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
Письмо букв одно из самых первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе тщательно учить детей правильно организовывать свои действия, пока они еще не осложнены орфографией. В начале обучен...
Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...
Предупреждение и коррекция нарушений графо-моторных действий письма
В этой статье автор дает некоторые рекомендации по данной теме из своего опыта и из различных методик выявления и коррекции нарушений моторного компонента письма. А так же делится некоторыми способами...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...
Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....