Конспект урока русский язык 2 класс. Ударение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить ударный и безударный слоги; определять постановку ударения на примере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.
Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; узнать какова роль ударения в речи.
Ход урока
Организационный этап.
1 слайд Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок.
Тихонечко садимся.
Чистописание
2 слайд -Откройте тетради, положите правильно, взяли в руки ручки. Запишите сегодняшнее число.
Пятнадцатое ноября
Классная работа
3 слайд – Посмотрите внимательно на доску, тут записаны 2 пословицы. Даша читает первую пословицу, Лиза читает вторую пословицу.
Люби дело - мастером будешь.
Ученику удача - учителю радость.
Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.
Запишите ее в тетрадь не торопясь, красиво и аккуратно. Проверка выбора пословицы.
- Поднимите руку, кто выбрал пословицу Люби дело - мастером будешь.
Наташа, почему ты выбрала эту пословицу. (ответ ребенка)
Поднимите руку, кто выбрал пословицу Ученику удача - учителю радость.
Таир, почему ты выбрал эту пословицу. (ответ ребенка)
Создание проблемной ситуации.
- Девиз у каждого есть, а тему урока поможет определить ваше умение отгадывать загадки.
Слушаем внимательно загадки. Записываем ответ в тетради и на доске открываем слайд.
Загадки.
1.Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
2. Если солнце не смеется, что с небес на землю льется Дождь)
3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)
4. Увидал в лесу
Ягодку красу
Тяжела корзина
Хороша…?(Рябина)
5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.
Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)
6.Синяя шуба весь мир накрыла. (Небо)
7. Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Иголка)
8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?
Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)
Возьмите в руки карандаш. Проверьте правильно ли вы записали все слова.
- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.
Этап целеполагания.
-Какое слово у вас получилось? Ударение
- Как вы считаете, какая тема нашего урока?
- Действительно, тема нашего урока «Ударение»
– Скажите, мы встречались уже с таким понятием, как ударение? (Да)
Кто может ответить на вопрос, что такое ударение?
(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)
Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?
(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)
Молодцы. Посмотрите, как много вы уже знаете про ударение.
- Сегодня мы с вами узнаем, какова роль ударения в русском языке. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
Слушаем внимательно первое задание.
Перед вами записаны слова. Спишите их, поставьте в них ударение.
Слайд
Портфель, шофёр, столяр, искра, хвоя.
- Скажите мне пожалуйста, как быть в таких случаях, когда не знаешь, как правильно поставить ударение? (Посмотреть в словаре).
– Откройте учебник на стр.142 , и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Оцените свою работу, если вы не допустили ошибок на полях поставьте +, если ошибки были, то -.
– Давайте произнесем эти слова с ударением. (произносят)
– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3, 4, 5 словах?
– Как можно назвать слог, на который падает ударение? (Ударным)
– Сколько таких слогов в слове? (Один)
– А как назвать слог, на который не падает ударение? (Безударным)
Хорошо. А теперь на следующей строчке со строчной буквы выпишите из этих слов только буквы, обозначающую ударный звук.
Е Ё Я И О
Давайте проверим Слайд
- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Молодцы
Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
Слайд
- На экране появляются слова (кружки).
- Ребята, у вас на партах лежат листок. Нарисуйте на нем предмет, который называет это слово.
- Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?
Потому что ударение падает на разные слоги.
Слайд
Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о кружках их которых мы пьем чай, а если поставить ударение на 2 слог, то говорится о кругах).
- - А теперь откройте учебник на стр.86 (Устно)
— Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского в упражнении 126.
Читает 1 ребенок
Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному?
Вы знаете, как называются такие слова (нет)
Слайд
-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).
Как вы думаете, какую роль играет ударение в речи?
-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.
Положите перед собой листок. Соедините картинки линиями, названия которых пишутся одинаково, а смысл слова меняется только при перестановке ударения.
Давайте их проговорим и соединим линиями между собой.
Атлас
Стрелки
Замок
Кружки
Гвоздики
Молодцы.
Кто прочитает следующее задание.
Спишите слова в тетрадь в 3 столбика, поставь ударение в словах.
Запишите эти слова в тетрадь в 3 столбика. 1 столбик – слова в которых один слог, 2 столбик – слова в которых два слога и 3 столбик – слова в которых 3 слога и поставьте в них ударение
буря, пурга, мел, солнце, рысь, холод, молоко, тропинка, подъём, пальчики, стебелёк, мёд, пружинка, кот.
К доске пойдут 3 человека. 1 будет записывать слова в 1 столбик. 2 человек во 2 столбик, 3 человек в 3 столбик. Есть желающие.
Молодцы. Садитесь.
Рефлексия учебной деятельности
Давайте подведем итог нашего урока.
Что же такое ударение?
(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)
Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?
(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)
– Как можно назвать слог, на который падает ударение?
(Ударным)
– А как назвать слог, на который не падает ударение?
(Безударным)
- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение?
(Нет буква Ё всегда ударная.)
Какую роль играет ударение в речи
-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.
Очень хочу посмотреть, как вы меня внимательно слушали сегодня на уроке. Ответьте на 3 вопроса, которые записаны у вас на листах.
Слог, на который падает ударение называется ____________________________________________________
Слог, на который ударение не падает называется _______________________________________________________
Выделение голосом одного из слогов в слове это - _______________________________________________________
Молодцы. Передаем листы с последних парт.
Записываем домашнее задание Д.М.стр.19 упр 6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_udarenie_1.docx | 293.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЙ СЛОГ
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить ударный и безударный слоги; определять постановку ударения на примере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.
Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; узнать какова роль ударения в речи.
Ход урока
Организационный этап.
1 слайд Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок.
Тихонечко садимся.
Чистописание
2 слайд -Откройте тетради, положите правильно, взяли в руки ручки. Запишите сегодняшнее число.
Пятнадцатое ноября
Классная работа
3 слайд – Посмотрите внимательно на доску, тут записаны 2 пословицы. Даша читает первую пословицу, Лиза читает вторую пословицу.
Люби дело - мастером будешь.
Ученику удача - учителю радость.
Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.
Запишите ее в тетрадь не торопясь, красиво и аккуратно. Проверка выбора пословицы.
- Поднимите руку, кто выбрал пословицу Люби дело - мастером будешь.
Наташа, почему ты выбрала эту пословицу. (ответ ребенка)
Поднимите руку, кто выбрал пословицу Ученику удача - учителю радость.
Таир, почему ты выбрал эту пословицу. (ответ ребенка)
Создание проблемной ситуации.
- Девиз у каждого есть, а тему урока поможет определить ваше умение отгадывать загадки.
Слушаем внимательно загадки. Записываем ответ в тетради и на доске открываем слайд.
Загадки.
1.Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
2. Если солнце не смеется, что с небес на землю льется Дождь)
3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)
4. Увидал в лесу
Ягодку красу
Тяжела корзина
Хороша…?(Рябина)
5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.
Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)
6.Синяя шуба весь мир накрыла. (Небо)
7. Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Иголка)
8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?
Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)
Возьмите в руки карандаш. Проверьте правильно ли вы записали все слова.
- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.
Этап целеполагания.
-Какое слово у вас получилось? Ударение
- Как вы считаете, какая тема нашего урока?
- Действительно, тема нашего урока «Ударение»
– Скажите, мы встречались уже с таким понятием, как ударение? (Да)
Кто может ответить на вопрос, что такое ударение?
(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)
Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?
(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)
Молодцы. Посмотрите, как много вы уже знаете про ударение.
- Сегодня мы с вами узнаем, какова роль ударения в русском языке. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
Слушаем внимательно первое задание.
Перед вами записаны слова. Спишите их, поставьте в них ударение.
Слайд
Портфель, шофёр, столяр, искра, хвоя.
- Скажите мне пожалуйста, как быть в таких случаях, когда не знаешь, как правильно поставить ударение? (Посмотреть в словаре).
– Откройте учебник на стр.142 , и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Оцените свою работу, если вы не допустили ошибок на полях поставьте +, если ошибки были, то -.
– Давайте произнесем эти слова с ударением. (произносят)
– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3, 4, 5 словах?
– Как можно назвать слог, на который падает ударение? (Ударным)
– Сколько таких слогов в слове? (Один)
– А как назвать слог, на который не падает ударение? (Безударным)
Хорошо. А теперь на следующей строчке со строчной буквы выпишите из этих слов только буквы, обозначающую ударный звук.
Е Ё Я И О
Давайте проверим Слайд
- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Молодцы
Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
Слайд
- На экране появляются слова (кружки).
- Ребята, у вас на партах лежат листок. Нарисуйте на нем предмет, который называет это слово.
- Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?
Потому что ударение падает на разные слоги.
Слайд
Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о кружках их которых мы пьем чай, а если поставить ударение на 2 слог, то говорится о кругах).
- - А теперь откройте учебник на стр.86 (Устно)
— Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского в упражнении 126.
Читает 1 ребенок
Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному?
Вы знаете, как называются такие слова (нет)
Слайд
-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).
Как вы думаете, какую роль играет ударение в речи?
-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.
Положите перед собой листок. Соедините картинки линиями, названия которых пишутся одинаково, а смысл слова меняется только при перестановке ударения.
Давайте их проговорим и соединим линиями между собой.
Атлас
Стрелки
Замок
Кружки
Гвоздики
Молодцы.
Кто прочитает следующее задание.
Спишите слова в тетрадь в 3 столбика, поставь ударение в словах.
Запишите эти слова в тетрадь в 3 столбика. 1 столбик – слова в которых один слог, 2 столбик – слова в которых два слога и 3 столбик – слова в которых 3 слога и поставьте в них ударение
буря, пурга, мел, солнце, рысь, холод, молоко, тропинка, подъём, пальчики, стебелёк, мёд, пружинка, кот.
К доске пойдут 3 человека. 1 будет записывать слова в 1 столбик. 2 человек во 2 столбик, 3 человек в 3 столбик. Есть желающие.
Молодцы. Садитесь.
Рефлексия учебной деятельности
Давайте подведем итог нашего урока.
Что же такое ударение?
(-Это выделение голосом одного из слогов в слове.)
Что нужно сделать, чтобы поставит ударение в слове?
(-Чтобы поставить ударение в слове его нужно позвать.)
– Как можно назвать слог, на который падает ударение?
(Ударным)
– А как назвать слог, на который не падает ударение?
(Безударным)
- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение?
(Нет буква Ё всегда ударная.)
Какую роль играет ударение в речи
-Ударение играет важную роль в нашей речи. Без ударения мы не смогли бы понимать произнесенные человеком слова и знать, что они обозначают.
Очень хочу посмотреть, как вы меня внимательно слушали сегодня на уроке. Ответьте на 3 вопроса, которые записаны у вас на листах.
Слог, на который падает ударение называется ____________________________________________________
Слог, на который ударение не падает называется _______________________________________________________
Выделение голосом одного из слогов в слове это - _______________________________________________________
Молодцы. Передаем листы с последних парт.
Записываем домашнее задание Д.М.стр.19 упр 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"
Разработка конспекта урока по русскому языку 1 класс включает цель, задачи, и полная разработка плана-конспекта...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект урока русского языка в 1 классе "Ударение"
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)
Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".
Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....