Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Попова Юлия Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.

 Тип: Изучение нового материала.

Задачи:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
  • учить работать с фразеологическим словарём;
  • развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним.  

 

Планируемые результаты:

Предметные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; 

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять текст по рисунку и данному фразеологизму

 Метапредметные: 

 • понимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока;

 • находить информацию в словаре;

 • вести диалог в процессе решения поставленных задач;

 • оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Литературное чтение (обогащение словарного запаса), окружающий мир (история)

Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная.

Учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014;

Слайды презентации с фразеологизмами (проектор, ноутбук)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

I этап. Организация на работу.

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания

- Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку

II этап. Актуализация знаний.

    Организую деятельность учащихся в тетрадях – записать под диктовку словарные слова с выделением непроверяемых орфограмм: хозяин, шофёр, библиотека, прекрасный, календарь, шёл, север, месяц, горизонт, багаж, человек, каникулы, пожалуйста, жёлтый.

      Организую взаимопроверку в парах.

- Ответьте на вопросы:

 1.Объясните лексическое значение любого из слов.

 2.К каким словам можно подобрать синонимы, антонимы?

      Записывают слова, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы.

      Осуществляют взаимопроверку в парах.

      Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

III этап. Мотивация познавательной деятельности

Проблемная ситуация.

- Послушайте отрывок из «Дневника фокса Микки» (учебник, стр.49 упр. 74).

- Ответьте на вопросы:

1.Что в тексте показалось вам забавным?

2.Почему фокс Микки не понял выражение «глаза на лоб полезли»?

3.Как называется устойчивое выражение, которое вызвало удивление собаки?

- Какая тему урока у нас сегодня? Найдите в учебнике и проверьте высказанное предположение, поставьте учебную задачу и определите цель урока.

Слушают чтение учителя.

Выделяют выражение «глаза на лоб полезли», объясняют        его значение, уточняют название – фразеологизм.

Находят тему урока в учебнике (с. 49), проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: вспомнить, что такое фразеологизмы, определяют цели урока: учиться находить фразеологизмы, объяснять их значение и употреблять в речи.

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

 - Иногда мы в речи употребляем фразеологизм «перемывать косточки». Ответьте на вопрос:

         -Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

  - Прочитайте 1 абзац в рубрике «Вспомните!» (учебник, с. 49) Так что же такое фразеологизм?

- Правильно мы делали, когда разбирали отдельно каждое слово во фразеологизме  «перемывать косточки»?

     В чём же смысл всего выражения?

Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно уходит к славянам. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен. Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента.

Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Они вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (в прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

Так и получается, что В Киевской Руси выражение «перемывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова».  Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие, т.е. за его спиной.

- Прочитайте текст на экране(слайд), найти фразеологизмы о глазах, выпишите их в тетрадь. Объясните устно их значение.

      Чтобы вырасти в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: с глаз долой!»

  - Сделайте вывод о значении фразеологических оборотов.

 - Мы вспомнили об устойчивых сочетаниях слов, которые называются  в русском языке фразеологизмами. Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли».

  - Воспроизведите в памяти другие известные фразеологизмы с опорой на иллюстрации, которые вы увидите на экране (слайды).

 - Прочитайте текста  в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 49) о фразеологизме во весь опор.

- Когда так говорят?

- У этого фразеологизма есть много синонимов. Посмотрите на экран (слайд)

   Слушают учителя

   

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы.

 

   

Слушают чтение учителя.

     

 

Самостоятельно читают текст, записывают фразеологизмы в тетрадь, слушают объяснение одноклассников.

   

Делают вывод, что фразеологизмы делают нашу речь богаче.

    

Называют фразеологизмы.

Отвечают на вопрос

Читают близкие по значению фразеологизмы и составляют и записывают предложение с одним из них.

Физкультминутка. (слайд)

Закончите и изобразите фразеологизм  (мимикой, движениями):

Голоден как …волк

Хитёр как …лиса

Труслив как …заяц

Здоров как …бык

Надут как …индюк

Упрям как …осел

- Выполнить устные задания упр. 75, индивидуально - письменное задание.

 

- В нашем учебнике на стр.157 есть фразеологический словарь.    Индивидуальное задание: найти в словаре значение фразеологизмов смешинка в рот попала, ушки на макушке.

- Откройте свои словарики и запишите новое слово ещё (употребляется в значении: 1) опять, 2) до сих пор.

Фразеологизмы, включающие слово ещё: Ещё бы! (в значении: конечно, безусловно); Ещё какой! (в значении: такой замечательный, такой удивительный).

  Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизм-антоним к словосочетанию во весь дух.

Находят и читают значение фразеологизмов.

Записывают слово ещё с выделением орфограмм и фразеологизмы с этим словом.

V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

- Составьте одно предложение по рисункам (упр. 76). Запишите его, потом зачитаем.

Домашнее задание: выписать из словаря фразеологизмов учебника  (с.157) три понравившихся устойчивых сочетаний с толкованием их значений.

   Рассматривают рисунки, соотносят их со значением данных фразеологизмов.

 Записывают предложение, затем зачитывают.

 Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию.

VI этап. Подведение итогов.

Ответьте  на вопросы:

- Что важного и интересного узнали о фразеологизмах?

- Где можно узнать толкование фразеологизмов?

Оцените результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы (слайд):

 Ни шатко ни валко, не покладая рук, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица, через пень колоду, рука об руку.

    Отвечают на вопросы учителя.

Выбирают фразеологизмы со значением «трудиться» или «бездельничать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...