Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологизмы | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы. | Тип: Изучение нового материала. |
Задачи:
| |
Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним. |
Планируемые результаты: | ||
Предметные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор»; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; • работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове; • составлять текст по рисунку и данному фразеологизму | Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить информацию в словаре; • вести диалог в процессе решения поставленных задач; • оценивать результаты своей деятельности | Личностные: • осознавать богатство и образность русского языка; • осознавать важность различных форм учебного сотрудничества |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (обогащение словарного запаса), окружающий мир (история) | Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная. | Учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014; Слайды презентации с фразеологизмами (проектор, ноутбук) |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формирование универсальных учебных действий | |
I этап. Организация на работу. | |||
Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания - Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! | Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку | ||
II этап. Актуализация знаний. | |||
Организую деятельность учащихся в тетрадях – записать под диктовку словарные слова с выделением непроверяемых орфограмм: хозяин, шофёр, библиотека, прекрасный, календарь, шёл, север, месяц, горизонт, багаж, человек, каникулы, пожалуйста, жёлтый. Организую взаимопроверку в парах. - Ответьте на вопросы: 1.Объясните лексическое значение любого из слов. 2.К каким словам можно подобрать синонимы, антонимы? | Записывают слова, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы. Осуществляют взаимопроверку в парах. Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга. | ||
III этап. Мотивация познавательной деятельности | |||
Проблемная ситуация. - Послушайте отрывок из «Дневника фокса Микки» (учебник, стр.49 упр. 74). - Ответьте на вопросы: 1.Что в тексте показалось вам забавным? 2.Почему фокс Микки не понял выражение «глаза на лоб полезли»? 3.Как называется устойчивое выражение, которое вызвало удивление собаки? - Какая тему урока у нас сегодня? Найдите в учебнике и проверьте высказанное предположение, поставьте учебную задачу и определите цель урока. | Слушают чтение учителя. Выделяют выражение «глаза на лоб полезли», объясняют его значение, уточняют название – фразеологизм. Находят тему урока в учебнике (с. 49), проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: вспомнить, что такое фразеологизмы, определяют цели урока: учиться находить фразеологизмы, объяснять их значение и употреблять в речи. |
IV этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
- Иногда мы в речи употребляем фразеологизм «перемывать косточки». Ответьте на вопрос: -Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова? - Прочитайте 1 абзац в рубрике «Вспомните!» (учебник, с. 49) Так что же такое фразеологизм? - Правильно мы делали, когда разбирали отдельно каждое слово во фразеологизме «перемывать косточки»? В чём же смысл всего выражения? Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно уходит к славянам. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен. Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента. Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Они вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (в прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой. Так и получается, что В Киевской Руси выражение «перемывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие, т.е. за его спиной. - Прочитайте текст на экране(слайд), найти фразеологизмы о глазах, выпишите их в тетрадь. Объясните устно их значение. Чтобы вырасти в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: с глаз долой!» - Сделайте вывод о значении фразеологических оборотов. - Мы вспомнили об устойчивых сочетаниях слов, которые называются в русском языке фразеологизмами. Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли». - Воспроизведите в памяти другие известные фразеологизмы с опорой на иллюстрации, которые вы увидите на экране (слайды). - Прочитайте текста в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 49) о фразеологизме во весь опор. - Когда так говорят? - У этого фразеологизма есть много синонимов. Посмотрите на экран (слайд) | Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы.
Слушают чтение учителя.
Самостоятельно читают текст, записывают фразеологизмы в тетрадь, слушают объяснение одноклассников.
Делают вывод, что фразеологизмы делают нашу речь богаче.
Называют фразеологизмы. Отвечают на вопрос Читают близкие по значению фразеологизмы и составляют и записывают предложение с одним из них. | ||
Физкультминутка. (слайд) Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями): Голоден как …волк Хитёр как …лиса Труслив как …заяц Здоров как …бык Надут как …индюк Упрям как …осел | |||
- Выполнить устные задания упр. 75, индивидуально - письменное задание.
- В нашем учебнике на стр.157 есть фразеологический словарь. Индивидуальное задание: найти в словаре значение фразеологизмов смешинка в рот попала, ушки на макушке. - Откройте свои словарики и запишите новое слово ещё (употребляется в значении: 1) опять, 2) до сих пор. Фразеологизмы, включающие слово ещё: Ещё бы! (в значении: конечно, безусловно); Ещё какой! (в значении: такой замечательный, такой удивительный). | Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизм-антоним к словосочетанию во весь дух. Находят и читают значение фразеологизмов. Записывают слово ещё с выделением орфограмм и фразеологизмы с этим словом. | ||
V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
- Составьте одно предложение по рисункам (упр. 76). Запишите его, потом зачитаем. Домашнее задание: выписать из словаря фразеологизмов учебника (с.157) три понравившихся устойчивых сочетаний с толкованием их значений. | Рассматривают рисунки, соотносят их со значением данных фразеологизмов. Записывают предложение, затем зачитывают. Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию. | ||
VI этап. Подведение итогов. | |||
Ответьте на вопросы: - Что важного и интересного узнали о фразеологизмах? - Где можно узнать толкование фразеологизмов? Оцените результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы (слайд): Ни шатко ни валко, не покладая рук, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица, через пень колоду, рука об руку. | Отвечают на вопросы учителя. Выбирают фразеологизмы со значением «трудиться» или «бездельничать» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.
Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию н...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".
Технологическая карта урока, карточки с заданиями....
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».
Урок выстроен в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....
технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"
технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова»....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...