Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 2023-2024 г.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №14
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 | ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 14 от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 «В» класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Разработчик: Леонтьева Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
г. Калининград
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимостиработы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых во 2 классе - 170 ч (5 часов в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание меставозможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
−максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
−учёт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач уроков, занятий;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
− реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление доброжелательной атмосферы;
− организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство общения;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
- определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
- находить однокоренные слова;
- выделять в слове корень (простые случаи);
- выделять в слове окончание;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Общие сведения о языке | 1 | https://resh.edu.ru/ | ||
2 | Фонетика и графика | 6 | https://resh.edu.ru/ | ||
3 | Лексика | 10 | https://resh.edu.ru/ | ||
4 | Состав слова | 14 | https://resh.edu.ru/ | ||
5 | Морфология | 19 | https://resh.edu.ru/ | ||
6 | Синтаксис | 8 | https://resh.edu.ru/ | ||
7 | Орфография и пунктуация | 50 | 7 | https://resh.edu.ru/ | |
8 | Развитие речи | 30 | https://resh.edu.ru/ | ||
Резервное время | 32 | 4 | https://resh.edu.ru/ | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 11 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира | 1 | 1неделя | ||
2 | Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков | 1 | 1неделя | ||
3 | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки | 1 | 1неделя | ||
4 | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 | 1неделя | ||
5 | Функции мягкого знака | 1 | 1неделя | ||
6 | Использование на письме разделительных ъ и ь | 1 | 2неделя | ||
7 | Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями | 1 | 2неделя | ||
8 | Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки | 1 | 2неделя | ||
9 | Резервный урок по разделу фонетика: чем различаются звуки и буквы | 1 | 2 неделя | ||
10 | Слово и его значение | 1 | 2 неделя | ||
11 | Значение слова в словаре | 1 | 3 неделя | ||
12 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 3 неделя | ||
13 | Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | 3 неделя | |
14 | Значение слова в словаре и тексте | 1 | 3 неделя | ||
15 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | 3 неделя | ||
16 | Синонимы | 1 | 4 неделя | ||
17 | Синонимы в тексте | 1 | 4 неделя | ||
18 | Антонимы | 1 | 4 неделя | ||
19 | Наблюдение за использованием антонимов | 1 | 4 неделя | ||
20 | Обобщение знаний по разделу «Лексика» | 1 | 4 неделя | ||
21 | Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем | 1 | 5 неделя | ||
22 | Резервный урок по разделу лексика | 1 | 5 неделя | ||
23 | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | 5 неделя | ||
24 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | 5неделя | ||
25 | Различение изменяемых и неизменяемых слов | 1 | 5неделя | ||
26 | Однокоренные (родственные) слова. Корень слова | 1 | 6 неделя | ||
27 | Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова | 1 | 6 неделя | ||
28 | Корень как часть слова | 1 | 6 неделя | ||
29 | Корень как общая часть родственных слов | 1 | 6неделя | ||
30 | Корень слова: обобщение знаний | 1 | 6неделя | ||
31 | Суффикс как часть слова | 1 | 7 неделя | ||
32 | Значения суффиксов | 1 | 7 неделя | ||
33 | Приставка как часть слова (наблюдение) | 1 | 7 неделя | ||
34 | Роль суффиксов и приставок | 1 | 7неделя | ||
35 | Состав слова: систематизация знаний | 1 | 7неделя | ||
36 | Состав слова: обобщение | 1 | 8 неделя | ||
37 | Проверочная работа по разделу «Состав слова» | 1 | 1 | 8 неделя | |
38 | Резервный урок по разделу состав слова: корни с чередованием согласных | 1 | 8 неделя | ||
39 | Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова | 1 |
| 8неделя | |
40 | Имя существительное как часть речи | 1 | 8неделя | ||
41 | Имя существительное: значение | 1 | 9 неделя | ||
42 | Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»), | 1 | 9 неделя | ||
43 | Имя существительное: изменение по числам | 1 | 9 неделя | ||
44 | Число имён существительных | 1 | 9неделя | ||
45 | Имя существительное: употребление в речи | 1 | 9неделя | ||
46 | Глагол как часть речи | 1 | 10 неделя | ||
47 | Глагол: значение | 1 | 10 неделя | ||
48 | Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. | 1 | 10 неделя | ||
49 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | 10 неделя | ||
50 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | 10неделя | ||
51 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 11 неделя | ||
52 | Имя прилагательное: значение | 1 | 11 неделя | ||
53 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 11 неделя | ||
54 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | 11неделя | ||
55 | Предлог. Отличие предлогов от приставок | 1 | 11неделя | ||
56 | Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 1 | 12 неделя | ||
57 | Части речи: систематизация знаний | 1 | 12 неделя | ||
58 | Диктант по разделу: «Части речи» | 1 | 1 | 12 неделя | |
59 | Резервный урок по разделу морфология: части речи. Работа над ошибками | 1 | 12неделя | ||
60 | Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных | 1 | 12неделя | ||
61 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте | 1 | 13 неделя | ||
62 | Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте | 1 | 13 неделя | ||
63 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте | 1 | 13 неделя | ||
64 | Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание | 1 | 13неделя | ||
65 | Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание | 1 | 13 неделя | ||
66 | Предложение как единица языка | 1 | 14 неделя | ||
67 | Предложение и слово | 1 | 14 неделя | ||
68 | Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 1 | 14 неделя | ||
69 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | 14неделя | ||
70 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 14неделя | ||
71 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения | 1 | 15 неделя | ||
72 | Связь слов в предложении | 1 | 15 неделя | ||
73 | Предложение: систематизация знаний | 1 | 15 неделя | ||
74 | Резервный урок по разделу синтаксис: связь слов в предложении | 1 | 15неделя | ||
75 | Полугодовая контрольная работа | 1 | 1 | 15неделя | |
76 | Повторение алгоритма списывания текста. Работа над ошибками | 1 | 16 неделя | ||
77 | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 | 16 неделя | ||
78 | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 | 16 неделя | ||
79 | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 | 16неделя | ||
80 | Перенос слов по слогам | 1 | 16 неделя | ||
81 | Перенос слов по слогам: закрепление | 1 | 17 неделя | ||
82 | Повторение изученных правил (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) | 1 | 17 неделя | ||
83 | Употребление прописной и строчной буквы | 1 | 17 неделя | ||
84 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 17неделя | ||
85 | Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных | 1 | 17неделя | ||
86 | Прописная буква в именах собственных: географические названия | 1 | 18 неделя | ||
87 | Объяснительный диктант на изученные правила (гласные после шипящих, прописная буква) | 1 | 1 | 18 неделя | |
88 | Единообразное написание гласных в корне. Работа над ошибками | 1 | 18неделя | ||
89 | Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 | 18неделя | ||
90 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | 18неделя | ||
91 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 19 неделя | ||
92 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | 19 неделя | ||
93 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление | 1 | 19неделя | ||
94 | Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова | 1 | 19неделя | ||
95 | Непроверяемые гласные в корне слова | 1 | 19неделя | ||
96 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова | 1 | 20 неделя | ||
97 | Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) | 1 | 1 | 20 неделя | |
98 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | 20 неделя | ||
99 | Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова | 1 | 20неделя | ||
100 | Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова | 1 | 20неделя | ||
101 | Способы проверки согласных в корне слова | 1 | 21 неделя | ||
102 | Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова | 1 | 21неделя | ||
103 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | 21неделя | ||
104 | Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | 21неделя | ||
105 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 | 21неделя | ||
106 | Наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных | 1 | 22 неделя | ||
107 | Наблюдение за правописанием суффиксов имён прилагательных | 1 | 22неделя | ||
108 | Наблюдение за правописанием приставок | 1 | 22неделя | ||
109 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове | 1 | 22неделя | ||
110 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове | 1 | 22неделя | ||
111 | Проверочная работа по теме: « Изученные орфограммы в корне слова» | 1 | 1 | 23 неделя | |
112 | Работа над ошибками | 1 | 23неделя | ||
113 | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 | 23неделя | ||
114 | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление | 1 | 23неделя | ||
115 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | 23неделя | ||
116 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком | 1 | 24 неделя | ||
117 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 | 24неделя | ||
118 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация | 1 | 24неделя | ||
119 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение | 1 | 24неделя | ||
120 | Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | 24неделя | ||
121 | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | 25 неделя | ||
122 | Контрольный диктант | 1 | 1 | 25 неделя | |
123 | Работа над ошибками | 1 | 25неделя | ||
124 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 25неделя | ||
125 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 |
| 25неделя | |
126 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 26 неделя | ||
127 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 26неделя | ||
128 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | 26неделя | ||
129 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа | 1 | 26неделя | ||
130 | Резервный урок по разделу орфография. | 1 | 26неделя | ||
131 | Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос | 1 |
| 27 неделя | |
132 | Контрольное списывание. Словарный диктант | 1 | 1 | 27неделя | |
133 | Работа над ошибками | 1 | 27неделя | ||
134 | Выбор языковых средств для выражения собственного мнения | 1 | 27неделя | ||
135 | Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. | 1 | 27неделя | ||
136 | Диалогическая форма речи | 1 | 28 неделя | ||
137 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 1 | 28неделя | ||
138 | Составление устного рассказа по репродукции картины | 1 | 28неделя | ||
139 | Составление устного рассказа по репродукции картины | 1 | 28неделя | ||
140 | Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы | 1 | 28неделя | ||
141 | Текст | 1 | 29 неделя | ||
142 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли | 1 | 29неделя | ||
143 | Тема текста | 1 | 29неделя | ||
144 | Основная мысль | 1 | 29неделя | ||
145 | Заглавие текста | 1 | 29неделя | ||
146 | Подбор заголовков к предложенным текстам. | 1 | 30 неделя | ||
147 | Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам | 1 | 30неделя | ||
148 | Последовательность частей текста (абзацев). | 1 | 30 неделя | ||
149 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений | 1 | 30неделя | ||
150 | Самостоятельная работа. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений | 1 | 1 | 30 неделя | |
151 | Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 | 31 неделя | ||
152 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев | 1 | 31неделя | ||
153 | Текст-описание | 1 | 31 неделя | ||
154 | Особенности текстов-описаний | 1 | 31неделя | ||
155 | Текст-повествование | 1 | 31неделя | ||
156 | Особенности текстов-повествований | 1 | 32 неделя | ||
157 | Различение текстов-описаний и текстов-повествований | 1 | 32неделя | ||
158 | Текст-рассуждение | 1 | 32 неделя | ||
159 | Особенности текстов-рассуждений | 1 | 32неделя | ||
160 | Знакомство с жанром поздравления | 1 | 32неделя | ||
161 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | 33 неделя | ||
162 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | 33 неделя | ||
163 | Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста | 1 | 33 неделя | ||
164 | Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста | 1 | 33 неделя | ||
165 | Резервный урок по разделу развитие речи: пишем текст по предложенному плану | 1 | 33 неделя | ||
166 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 34 неделя | |
167 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание | 1 | 34 неделя | ||
168 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование | 1 | 34 неделя | ||
169 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-рассуждение | 1 | 34 неделя | ||
170 | Резервный урок по разделу развитие речи: подробное изложение текста | 1 | 34 неделя | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 11 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2частях), 2класс "Издательство "Просвещение"- учебник+ электронное приложение.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы 2 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Образовательная платформа: Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/, https://www.youtube.com, https://nsportal.ru.
Яндекс. Учебник
Учи.ру
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com детей и родителей (1-4 класс) База разработок для учителей начальных классов http://pedsovet.su 1-4 класс
Раздел начальная школа: Архив учебных программ. http://www.rusedu.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://kopilurokov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...
Рабочая программа по литературе, 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...
Рабочая программа по ИЗО, 2 класс, 2023-2024 г.
По новым ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку на 2023-2024 год
Рабочая программа 1 класс по русскому языку....
Рабочая программа по технологии 1 класс 2023-2024 учебный год
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а такж...
Рабочая программа по математике 1 класс 2023-2024 учебный год
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевы...