Рабочая программа по ИЗО, 2 класс, 2023-2024 г.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Леонтьева Наталья Васильевна

По новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_2v_klass_2023-2024.docx96.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №14

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения учителей начальных классов

Протокол № 1

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета школы

Протокол № 1  от

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора  

МАОУ СОШ № 14

от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 2 «В» класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

     Разработчик: Леонтьева Наталья Васильевна,

 учитель начальных классов

г. Калининград

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

                Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

                Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.         В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

           МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей во 2 классе обязательно.

При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                

                Модуль «Графика»

                Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.

                Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.

                Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.

                Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).

                Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.

Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.

                Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графических произведений анималистического жанра.

 Модуль «Живопись»

 Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета.

Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.

Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.

Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.

                Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.

Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.

Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.

Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).

                Модуль «Скульптура»

                Лепка из пластилинов или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.

                Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.

                Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.

                Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

                Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др.

                Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).

Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.

Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.

Поделки из подручных нехудожественных материалов.

Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов).

                Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.

Модуль «Архитектура»

Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.

Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел —параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой).

.

Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).

                Модуль «Восприятие произведений искусства»

                Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

                Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.

                Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).

                Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.

Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.

                Модуль «Азбука цифровой графики»

                Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе).

                Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.

                Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).

                Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).

                Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

учёт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач уроков, занятий;

 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;

 реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление доброжелательной атмосферы;

 организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

                Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:                        уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

                ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;

                духовно-нравственное развитие обучающихся;        мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;

                позитивный опыт участия в творческой деятельности;        интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                1.Овладение универсальными познавательными действиями

                Пространственные представления и сенсорные способности:

                характеризовать форму предмета, конструкции;

                выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

                сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

                находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

                сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

                анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;         обобщать форму составной конструкции;

                выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

                абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;

                соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;         

                выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

                Базовые логические и исследовательские действия:

                проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

                проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

                проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

                использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

                анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

                формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

                использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
        
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
                
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;

                ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Работа с информацией:

использовать электронные образовательные ресурсы;

                уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;        

                выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;                                        анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;                

                самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;                

                осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные

художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

                соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

                2.Овладение универсальными коммуникативными действиями

                Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

                понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

                вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

                находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

                демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

                анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

                признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

                взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

                3.Овладение универсальными регулятивными действиями

        Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

                внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;                 соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

                уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

                соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Модуль «Графика»

         Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.

        Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии.         Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как    необходимой композиционной основы выражения содержания.

        Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).

Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.

                   Модуль «Живопись»

                  Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.

                  Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.

                  Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета.

                  Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).

                  Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.

                Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий,«глухой» и мрачный и др.

Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.

Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.

                Модуль «Скульптура»

                Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).                 Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.

                Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).

                

                Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

                Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.

Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).

                Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.

Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).

                Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.

Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.

Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.

                Модуль «Архитектура»

                Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.

                Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.

                Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.

Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.

 Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к
архитектурным постройкам.

                Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.

                Модуль «Восприятие произведений искусства»

                Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.

                Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.

Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).

Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).

Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).

Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).

Модуль «Азбука цифровой графики»

 Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или

другом графическом редакторе).

                Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.

Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева).

                Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта.

Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографи

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Графика

1.1.

Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитиенавыковлинейногорисунка.

0.25

Осваивать приёмы работы графическими материалами и навыки линейного рисунка.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.2.

Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.

0.25

Выполнить пастелью рисунок на заданную тему, например, «Букет цветов» или «Золотой осенний лес».;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.3.

Ритм пятен: знакомство с основами композиции.

Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.

0.5

Исследовать (в игровой форме) изменение содержания изображения в зависимости от изменения расположения пятен на плоскости листа.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.4.

Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций.

Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц.

0.5

Выполнить рисунки разных видов птиц, меняя их пропорции (например, рисунки цапли, пингвина и др.).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.5.

Рисунок с натуры простого предмета.

0.5

Выполнить простым карандашом рисунок с натуры простого предмета (например, предметов своего письменного стола) или небольшого фрукта.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.6.

Расположение предмета на листе бумаги. Определение
формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.

0.5

Приобретать и тренировать навык штриховки.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

1.7.

Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанре.

0.5

Осваивать навык внимательного разглядывания объекта.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

Итого по модулю 1

3

Модуль 2. Живопись

2.1.

Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета.

1

Осваивать навыки работы с цветом, смешение красок и их наложения.;

Тестирование;

resh.edu.ru

2.2.

Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью.

0.5

Осваивать особенности и выразительные возможности работы кроющей краской «гуашь».;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.3.

Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.

0.5

Осваивать навыки работы с цветом, смешение красок и их наложения.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.4.

Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмыработыакварелью.

0.5

Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.5.

Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст).

0.5

Сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.6.

Цвета тёмный и светлый (тональные отношения).

0.5

Сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.7.

Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.

0.5

Осваивать смешение цветных красок с белой и с чёрной для изменения их тона.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.8.

Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональнаявыразительностьцвета.

1

Осваивать эмоциональное звучание цвета: цвет звонкий, яркий, глухой. Приобретатьнавыкиработы с цветом.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.9.

Изображение природы (моря) в разных контрастных
состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя).

1

Рассматривать и характеризовать изменения цвета при передаче контрастных состояний погоды на примере морских пейзажей И. К. Айвазовского и других известных художников-маринистов (по выбору учителя).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.10.

Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовского.

1

Запоминать и узнавать известные картины художника И. К. Айвазовского.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

2.11.

Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образмужской илиженский.

1

Выполнить красками рисунки контрастных сказочных персонажей, показывая в изображении их характер (добрый или злой, нежный или грозный и т. п.).;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru

Итого по модулю 2

8

Модуль 3. Скульптура

3.1.

Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного
художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

3.2.

Способ лепки в соответствии с традициями промысла.

2

Выполнить задание: лепка фигурки сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

3.3.

Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения.

1

Осваивать приёмы передачи движения и разного характера движений в лепке из пластилина.;

Тестирование;

resh.edu.ru

Итого по модулю 3

4

Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство

4.1.

Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в
условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др.

2

Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях и др.) с рукотворными произведениями декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё и др.).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

4.2.

Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.

1

Выполнить эскиз геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

4.3.

Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.

1

Выполнить эскиз геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

4.4.

Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух,
каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Поделки из подручных нехудожественных материалов.

1

Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек по мотивам народных художественных промыслов (по выбору учителя с учётом местных
промыслов).;

Самооценка с
использованием

«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru

4.5.

Декор одежды человека. Разнообразие украшений.

Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения.

2

Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам, когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

4.6.

Назначение украшений и их значение в жизни людей.

1

Учиться понимать, что украшения человека всегда
рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, представления о красоте.;

Тестирование;

resh.edu.ru

Итого по модулю 4

8

Модуль 5. Архитектура

5.1.

Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой
бумаги, разные варианты складывания, закручивания,
надрезания. Макетированиепространствадетскойплощадки.

0.25

Осваивать приёмы объёмного декорирования предметов из бумаги.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

5.2.

Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой).

0.75

Макетировать из бумаги пространство сказочного игрушечного города или детскую площадку.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

5.3.

Образ здания. Памятники отечественной и
западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания.

0.25

Рассуждать, объяснять связь образа здания с его
конструкцией и декором. Рассматривать, исследовать, характеризовать конструкцию архитектурных построек (по фотографиям в условиях урока).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

5.4.

Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя).

0.75

Выполнять творческие рисунки зданий (по воображению и представлению, на основе просмотренных материалов) для сказочных героев с разным характером, например, для добрых и злых волшебников;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

Итого по модулю 5

2

Модуль 6. Восприятие произведений искусства

6.1.

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

0.25

Рассматривать, анализировать детские рисунки с точки зрения содержания, сюжета, настроения, расположения на листе, цвета и других средств художественной
выразительности и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

6.2.

Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставлениеих с
рукотворными произведениями.

0.75

Анализировать структуру, цветовое состояние, ритмическую организацию наблюдаемого природного явления.;

Самооценка с
использованием

«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru

6.3.

Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.).

1

Приобретать опыт эстетического наблюдения
и художественного анализа произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву, роспись по ткани и др.), их орнаментальной
организации.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

6.4.

Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде.

1

Анализировать структуру, цветовое состояние, ритмическую организацию наблюдаемого природного явления.;

Тестирование;

resh.edu.ru

6.5.

Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.

1

Запоминать имена художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи;

Устный опрос

resh.edu.ru

6.6.

Произведения анималистического жанра в графике: В. В.

Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики.

1

Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов: И.

И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И.

Куинджи, Н. П. Крымова (и других по выбору учителя); художников-анималистов: В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина; художников В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса (и других по выбору учителя).;

Устный опрос

resh.edu.ru

Итого по модулю 6

5

Модуль 7. Азбука цифровой графики

7.1.

Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе).

0.5

Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или в другом графическом редакторе).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

7.2.

Компьютерные средства изображения. Работа с
геометрическими фигурами. Трансформация и копированиегеометрических фигур в программе Paint.

0.5

Осваивать приёмы трансформации, копирования
геометрических фигур в программе Paint и построения из них простых рисунков или орнаментов.;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

7.3.

Освоение инструментов традиционного рисования
(карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»).

1

Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) художественные инструменты и создавать простые рисунки или композиции (например, «Образ дерева»).;

Устныйопрос;

resh.edu.ru

7.4.

Освоение инструментов традиционного рисования в
программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета».

1

1

Создавать в программе Paint цветные рисунки с наглядным контрастом тёплых и холодных цветов (например, «Костёр в синей ночи» или «Перо жар-птицы»).;

Тестирование;

resh.edu.ru

7.5.

Художественная фотография. Расположение объекта в кадре.

Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока
ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

1

Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра фотографии;

Самооценка с
использованием

«Оценочного
листа»;

resh.edu.ru

Итого по модулю 7

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,

Формы

контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Красота природных форм в искусстве графики

1

Устный опрос;

2.

Загадки белого и чёрного

1

Устный опрос;

3.

Братья наши меньшие

1

Устный опрос;

4.

Цвета основные и составные.

1

Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;

5.

Разноцветные краски осени.

1

Устный опрос;

6.

Осеннее многоцветье

1

Устный опрос;

7.

В мастерской художника гжели

1

Устный опрос;

8.

Цвета радуги

1

Устный опрос;

9.

Измени яркий цвет белилами

1

Устный опрос;

10.

Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.

1

Устный опрос;

11.

Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый —тихий.

1

Устный опрос;

12.

Изображение природы (моря) в разных
контрастных состояниях погоды

1

Устный опрос;

13.

Произведения художника-мариниста И. К.
Айвазовского.

1

Устный опрос;

14.

Изображение сказочного персонажа с ярко
выраженным характером.

1

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

15.

Лепка из пластилина или глины игрушки —
сказочного животного

1

Устный опрос;

16.

Лепка из пластилина животного с передачей характерной пластики движения.

1

Тестирование;

17.

Народный орнамент. Узоры-символы.

1

Устныйопрос;

18.

Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.

1

Устныйопрос;

19.

Красный цвет в природе и искусстве

1

Устныйопрос;

20.

Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.

1

Устныйопрос;

21.

В мастерской мастера-игрушечника

1

Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;

22.

Русское поле. Воины-богатыри.

1

Устныйопрос;

23.

Русский народный костюм.

1

Устныйопрос;

24.

Самоцветы земли и мастерство ювелиров

1

Устныйопрос;

25.

Храмы Древней Руси

1

Устныйопрос;

26.

Русский изразец в архитектуре

1

Устный опрос;

27.

Фантазируй волшебным мазком

1

Устный опрос;

28.

Чудо палехской сказки

1

Самооценка с
использованием «Оценочного
листа»;

29.

Цвет и настроение в искусстве

1

Устныйопрос;

30.

Весна разноцветная

1

Устныйопрос;

31.

Компьютерные средства изображения.

1

Устныйопрос;

32.

Промежуточная аттестация Освоение инструментов
традиционного рисования

1

1

Тестирование;

33.

Освоение инструментов традиционного рисования

1

Устныйопрос;

34.

Художественная фотография.

1

Устныйопрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 2 класс/Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2015.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М.: Детская литература, 2012.

2. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – СПб., 2014.

3. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! –СПб., 2012.

4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2016.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Компьютер.

2. Магнитная доска.

3. Проектор

4. Краски акварельные, краски гуашевые, бумага А4, бумага цветная, фломастеры,

восковые мелки, кисти беличьи № 5, 10, 20, кисти щетина № 3, 10, 13, ёмкости для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебных предметов НОО 2023-2024 учебный год

Рабочие программы учебных предметов НОО 2023-2024 учебный год....

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год

Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по русскому языку (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочая программа по окружающему миру (2023-2024 учебныйгод) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочая программа по литературному чтению (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....

Рабочие программы 1 -4 класс 2023-2024 год

Рабочие программы 1 класс УМК " Школа России" 2023-2024 год....