Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку (1 класс)

Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моркинская средняя общеобразовательная школа №1

Учитель начальных классов: Гранатова Елизавета Михайловна

Категория: высшая

Формирование УУД на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Знания или умения нужны школьнику в XXI веке?

Важнейшей задачей современной системы образования по ФГОС является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений ) т.п

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11 На уроке осуществляется личностное воздействие «учитель – ученик»

Я работала по Образовательной системе «Школа 2100». Вся Образовательная система основывается на деятельностном подходе в обучении. В этом плане мне было проще переходить на новые стандарты, чем учителям, обучающим по традиционной системе.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Отработка регулятивных умений начинается с умения сформулировать главную задачу и тему урока, с умения планировать работу на уроке, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану, а также - осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). К познавательным УУД относится умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

К коммуникативным УУД относятся умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учащиеся проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

На обобщающих уроках я использую вопросники. Работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов. Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, сделала вывод, что:

  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  • растет самокритичность;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • возрастает сплоченность класса;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Список использованной литературы:

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  2. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО "

Интерактивное творчество учителя безгранично. Важно только направить его в нужное русло для достижения поставленной цели....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...

Развитие УУД на уроках математики начальной школы в условиях реализации ФГОС

 Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окру...

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...