"Методика использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО "
статья по теме
Интерактивное творчество учителя безгранично. Важно только направить его в нужное русло для достижения поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Данный вид обучения обладает следующими чертами:
- это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
- это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
В 2012 году я, приняв первый класс, приступила к реализации стандартов второго поколения. Изучив результаты готовности детей к обучению в школе, ориентируясь на современные требования к образованию, пришла к выводу, что в данных условиях необходимо применение современных образовательных технологий
Наиболее приемлемым для реализации указанных задач является интерактивное обучение. Интерактивность технологий формирует устойчивую мотивацию к учению, которая позволяет развить потенциальные возможности всех участников процесса. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Использование интерактивных методов обучения для развития самостоятельности и активности учащихся, объясняется следующими причинами: учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом; с группой;
создавая различные ситуации, решая их, накапливают новую информацию и умение; учатся обмениваться информацией; организация малых групп, позволяет активизировать пассивных учащихся; учащиеся учатся оценивать свою работу и работу окружающих, делиться впечатлениями.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Я на своих уроках использую работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. (Н-р что такое существительное, почему происходит листопад или что вы знаете о водоемах).
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. (Н-р почему желтеют листья?).
«Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание. ( В чем польза и вред комаров?)
«Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Н-р «Барби самая популярная кукла в мире», « Моя кисуня», «Жевательная резинка – польза или вред?
Иногда на обобщающих уроках я использую такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. (Особенно интересен метод на уроках самопознания, когда говорим с детьми о добре, любви).
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
материалы для семинара...
Использование образовательных технологий на уроках в начальной школы в условиях реализации ФГОС
Данное выступление об использовании образовательных технологий в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края...
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.Пере...
Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе
Интерактивная модель обучения ставит своей целью такую организацию учебного процесса, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Взаимодействие осуществляется на уровне «равный — ра...