Технологическая карта урока по русскому
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Антонимы" с ипользованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta_po_russkomu.docx | 854.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. 3 класс.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умений находить и использовать антонимы.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):
Обучающая:
формирование представления:
- о роли антонимах в речи;
формирование умения:
- подбирать и правильно употреблять антонимы в текстах;
- исправлять текст, изобилующий повторами, обращаясь к антонимам;
Развивающие:
развивать умения:
- самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
- способствовать развитию речи;
Воспитательные: содействие формированию:
- интереса к родному языку;
- умения слушать и слышать учителя и одноклассников;
Методы обучения: системно-деятельностный, словесный, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Технические средства обучения:
- компьютер, интерактивная доска, медиапроектор;
- презентация к уроку для организации контроля.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | -Добрый день, ребята! -Начинается урок. Не ленись, не зевай, Смело руку поднимай, На вопросы отвечай! - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. | - Добрый день! Пишут число, классная работа | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей, проверить готовность к уроку | ||
Слайд №1 Работа с эпиграфом к уроку | - Ребята, давайте оценим свое настроение. Если у вас хорошее, солнечное настроение покажите солнце, если волнуетесь, то красный кружок, если у вас нет настроения работать,поднимите синий кружок. - Девизом нашего урока я взяла следующие слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». -Как вы понимаете эти слова? - Какие правила нужно соблюдать на уроке? | Создать позитивное настроение | |||||
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально,1 ученик у доски, остальные в тетради) Слайд №1 На доске прикрепляется карточка со словом СЛОВО | -Ребята, на уроках русского языка мы учимся грамотно и красиво писать. Давайте проведем минутку чистописания. В тетрадях по образцу напишите буквы Н,н и слово начало. -Сделайте звуковой анализ этого слова. -К доске выходит . - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. - Прочитай,…, эти слова. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Давайте, ребята вместе прочитаем. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? -Какой раздел мы изучаем? - Чем мы занимаемся на уроках этого раздела? - Чем богат и могуч русский язык? | Учащиеся каллиграфически правильно пишут буквы и слово, делают звуковой анализ. 1 ученик делает звуковой анализ с объяснением Читают хором Раздел «Слово, слово, слово…» Мы открываем тайны языка Своими словами | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно распологать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв и слов, сделать полный звуковой анализ. | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии | ||
Словарная работа На доску прикрепляется карточка со словом осина Однозначное (карточка) Работа со словарями Многозначное (карточка) Синонимы (карточка) | - Мы с вами уже многое знаем о словах. Чтобы вспомнить все, что вы знаете, я вам предлагаю отгадать загадки. -Что за дерево стоит – -Напишите отгадку, поставьте ударение, найдите и подчеркните орфограмму. -На какую тему данная орфограмма? -Правильно! Их нужно запомнить. -А что вы можете сказать о слове осина? Сколько у него значений? - Белые цветочки вечером на небе расцветают, -Что вы можете сказать о данном слове? Как можно проверить букву е?(звЁзды) –Сколько значений у этого слова? -Почему вы так решили? -Ребята откуда можно посмотреть значения слов? -Ребята, в мире очень много словарей. Но самыми значительными считаются толковые словари. Перед вами несколько толковых словарей русского языка. В них содержатся толкование многих слов. -В нашем учебнике тоже есть толковый словарь, откройте 138 стр. найдите значения слова звезда. - Первое значение читает -Второе значение- -Третье значение – -Сколько значений у этого слова? -Значит, какое это слово? -Какие слова называются многозначными? -В языке родном, богатом Много сходных слов, ребята. Как врача назвать иначе? -Запишите эти слова. -На какой слог падает ударение? -Какие буквы запомнили в этих словах? -Можно ли к слову лекарь подобрать проверочное слово? -Как называются такие слова? –Почему вы так решили? -Какие же вы молодцы! Эти темы мы с вами изучили. А если и дальше правильно ответите на мой вопрос, то сможете назвать тему нашего урока. | Осина Звезда Работа со словарем Из толкового словаря Многозначное Доктор, лекарь лекарство | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы, определять значение слов, повторяют и закрепляют пройденный материал | Развивать грамотность, орфографическую зоркость. | |||
Постановка учебной задачи | Чтение учителем стихотворения. Формулирование темы и целей урока (фронтально) Антонимы (карточка красным выделенная) | -Ребята, послушайте стихотворение. Добрый – злой, - Вам понравилось стихотворение? -Чем? -Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению) - Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока. - Что хотите узнать об антонимах? -Чему будете учиться на уроке? Ребята, сейчас посмотрим на экран и выполним задание, внимательно его прослушав. Сайт «Играемся» Игры на логику и мышление "Противоположности" Игра 1 https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-protivopolozhnosti - А для чего мы изучаем эту тему? - Где нам пригодятся эти знания? | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. Будем говорить о словах, противоположных по значению. Антонимы Узнаем, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи? Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи. На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам. Речь будет богатой, в общении что-то уточнять, дополнять нам нужны эти слова. | Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; - самостоятельно ставить новые учебные цели. Коммуникативные: - формулировать и аргументировать свою точку зрения; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные: - давать определение понятию «Слова – антонимы»; - осуществлять сравнение понятий для правильного ответа; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего и поискового чтения. | |||
Этап выявления места и причины затруднений | Индивидуальная работа Физминутка | - Ребята, а теперь откроем учебники. Стр.54, упр.71 -Давайте сделаем вывод. -Давайте ещё раз докажем, что выделенные слова являются антонимами. - Какие слова называются антонимами? - Были ли трудности во время работы? Какие? - Чему научились, выполняя данное задание? - Ребята, а теперь поиграем в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. А вы ответите («конец»)! -Молодцы! Отдохнули, тихонечко садимся на свои места. | Глубокий пруд Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный. У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы. Кислое яблоко Горькое лекарство Противоположные по значению слова называются антонимами. | ||||
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Работа в паре Слайд 2. | - Ребята, посмотрите все на экран. Вы должны в паре, совещаясь, подобрать к словам из первого столбика, подходящие к нему антонимы из второго столбика. Понравившиеся 3 пары слов запишите в тетради.
- А теперь проверим. -Встаньте, у кого не было ошибок. -Поднимите правую руку, у кого была одна или две ошибки. - Поднимите левую руку у кого больше двух ошибок. - Были ли трудности во время работы? Какие? -Давайте сделаем вывод. Чему научились, выполняя данное задание? -Какие слова называются антонимами? | Работают в паре, читают задание и текст Определяют места затруднения, фиксируют какого именно знания или умения не хватает | ||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа в группе Проверка по эталону Слайд 6 | - А сейчас поработаем в группе. -Каждый участник группы должен найти и подчеркнуть антонимы к выделенным словам. Из первой строчки первый участник подчеркивает и передает карточку второму. Второй выполняет задание и передает третьему, третий- четвертому, а пятую строчку выполняете вместе. День- утро, вечер, ночь. Глубокий- низкий, мелкий, большой. Умный- красивый, хороший, глупый. Здоровье- болезнь, беда, веселье. Говорить - сказать, молчать, молвить. | Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач; - отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Познавательные: - давать определение понятию «слова – антонимы»; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего чтения. | Регулятивные: - умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; - осуществлять познавательную рефлексию | |||
Этап включения в систему знаний и повторения | Фронтальная работа | - Посмотрите на экран. - Кого вы видите? Чем они отличаются? -Что вы можете сказать о данных словах? - Я предлагаю вам прочитать одно стихотворение, которое вам поможет запомнить антонимов. Минус – плюс, Огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны. | Котёнка и льва Котёнок маленький, добрый, лев -большой, злой 1 ученик читает, вместе 2 раза. | ||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Рефлексия Оценивание Игра «Да-нет» | -Какую тему мы сегодня изучили? -Я узнал- -Я научился- -Мне было интересно- - Я понял- -Теперь я могу- -Мне было трудно- -Мне захотелось- - Ребята, перед вами лежат билеты на выход, их нужно заполнить. Ответы пишете в виде слов да или нет. Сперва подпишите их. 1. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. (да) 2. Белый, беленький- это антонимы. (нет) 3. Лук, иголка, звезда –многозначные слова.(да) 4. Слова огонь-вода являются антонимами.(да) 5. Слово язык однозначное слово.(нет) 6. Напишите синоним слова дети. | Делают выводы. Анализируют свою работу. | Регулятивные: - формирование основ самооценивания, саморефлексии. | |||
Домашнее задание | Найти одну загадку с антонимами и записать в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "
к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные ...
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.
Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...