Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка урока "Имя существительное" 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя существительное »
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Дидактическая цель:
- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
- Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
- Развивать умение сравнивать и делать выводы.
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
- частично – поисковый
Дидактические средства:
- учитель – презентация;
- учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица
Оборудование:
- «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
- компьютер +проектор
Ход урока:
I. Оргмомент.
Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?
Запишите число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
- Запишите слова под диктовку.
Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.
- По какому признаку можно разделить эти слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)
IV. Cамоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.
- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.
(Слайд 2, 3)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4.) (Имя существительное)
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
V. Работа по теме.
На доске слова: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, уч..ник.
- Прочитайте слова.
На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)
-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.
Работа со словом из словаря
Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
- Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Запомните написания этого слова.
Работа по учебнику.
С.55 упр.93
ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.
Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.
Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.
Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ
Молоток, топор, пила - … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Яблоко, груша, слива -…ФРУКТЫ
Волга, Днепр, Сейм-…РЕКИ
Курск, Москва, Белгород-…ГОРОДА
- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.)
-На доске слова. Прочитайте.
Стол, книга, тетради, ручка, карандаши, пенал, краски.
-Чем они отличаются? (Единственное и множественное число).
-Приведите свои примеры. Запишите в два столбика.
- ФИЗМИНУТКА.
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)
- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.
(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
Работа по карточке
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте предложения самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы предложения стали понятными? (вставить пропущенные слова).
- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.
- Слова, какой части речи вы вставляли? (Существительные).
- Подчеркните главные члены.
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Первое - лисицы)
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным.
VIII. Рефлексия
- Выпишите имена существительные.
Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, холодный, простор, Москва.
- Какие слова выписали? Почему?
- Какие слова оказались лишними?
- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими новым словарным словом вы познакомились?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание. (Слайд 10.)
Упр. 96 (с. 56).
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .
Стучит по стволу дерева … .
Роль существительных в речи и предложении.
Карточки: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)
- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.
- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)
- Запишите первое предложение с комментированием.
- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)
- Третье предложение пишут по памяти
- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)
- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)
- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)
- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.
1. Весной животные любят греться на солнце.
2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
3. Только не спит в своей берлоге медведь.
(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)
- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).
- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
V. Итог. Рефлексия
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.
Урок с использованием групповых форм обучения....
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс
Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....
Методическая разработка конспект урока по русскому языку. Окончания существительных во множественном числе
Урок проведён с применением технологии "Критического мышления"...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)
Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России». На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать,...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Наблюдение над ролью существительного в тексте....
Конспект урока по русскому языку. Имя существительное
Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, ре...
Методическая разработка конспект урока по русскому языку. Окончания существительных во множественном числе
Урок проведён с применением технологии "Критического мышления"...