Однокоренные (родственные) слова. Корень слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гарничева Анна Витальевна

Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.10_rus.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с понятиями «родственные слова», «корень слова» и «однокоренные слова»,
  • формировать умение использовать при анализе термин «корень слова» и его символическое изображение;
  • находить родственные слова на основе общей части – корня слова;
  • выделять корень слова.

Развивающие:

  • продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;
  • продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;
  • формулировать тему, цель урока.

Воспитательные:

  • расширение кругозора;
  • увеличение словарного запаса;
  • продолжение воспитания в умении работать в паре;

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее

лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных

слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем;

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному

образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Проверка домашнего задания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

II. Минутка чистописания

На доске запись: Ум да разум надоумят сразу.

—Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с

любым заданием.)

—Внимательно спишите эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

—Послушайте небольшое стихотворение, оно записано у каждого из вас на

листочках.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

—Кому, кроме отца, сын мог написать письмо?

—Кто из вас писал кому-нибудь письмо? Кому?

—Сын, брат, дочь, братья, сестры, родители, дедушка, бабушка — как их всех вместе назвать одним словом? (Семья.)

—Кем приходятся друг другу члены одной семьи? (Родственниками.)

—В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама — на бабушку. Вы похожи на своих родителей. Как вы думаете, бывают ли родственные отношения между словами?

Целеполагание.

—Оказывается, и в русском языке есть тоже родственники. Это родственные слова. Определите тему урока? Обратимся к учебнику. Мы будем работать с родственными словами.

Вывешивается карточка «Родственные слова».

—У вас на парте есть листочки с этим стихотворением. В парах попробуйте

найти в нем родственные слова и подчеркните их.

—Назовите слова, которые вы подчеркнули.

—Многие из вас подчеркнули слова сын, отец, дочка. В жизни отец, сын, дочь — самые близкие люди — родственники, но в русском языке эти слова, обозначающие членов семьи, родственными не являются.

Поставьте перед собой цель на урок.

— Составим план нашей работы. Чтобы находить родственные слова, что

сначала мы должны узнать? (Что такое родственные слова)

—Узнав, что такое родственные слова, мы будем тренироваться в определении родственных слов. Чтобы узнать, научились ли мы это делать, будем выполнять проверочные задания.

В ходе обсуждения на доске появляется план:

1. Узнать, какие слова называются родственными.

2. Потренироваться находить родственные слова.

3. Проверить, чему научились.

IV. Восприятие и первичное осознание нового материала.

1. Введение понятия «родственные слова».

—К нам в гости пришла семья родственных слов. Отгадайте загадки и узнаете их.

В воде я живу, без воды пропаду. (Рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая, ну-ка, в сказку загляни! (Рыбка)

Сначала рыбку половили, потом ушицу мы сварили,

И вплоть до самого утра мы просидели у костра.

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, была хорошая... (рыбалка).

—Давайте разбираться, почему названные вами слова можно назвать

родственными словами.

Рыба и рыбак. Какое слово появилось в русском языке раньше? Почему? Кто

такой рыбак? (Слово рыбак можно объяснить при помощи слова рыба.)

—Если одно слово образовалось от другого, как бы родилось от него, то как можно назвать эти слова? (Родственные.)

—Рыбка. Что обозначает это слово? (Маленькая рыба.)

—С помощью какого слова мы его объяснили? Значит, от какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Слово рыбка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Рыбалка. Что обозначает это слово? (Ловля рыбы.) С помощью какого слова мы его объяснили? От какого слова оно образовалось? Сделайте вывод.

(Раз слово рыбалка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Что же общего мы нашли у всех этих слов?

(Образовались от одного слова — рыба; можно объяснить их значение с помощью слова рыба.)

—Если все эти слова можно объяснить с помощью одного слова, что вы скажете про значение, про смысл всех этих слов? (Значение имеет что-то общее, слова похожи по смыслу.)

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

Вывешивается карточка: «Похожи по смыслу».

—Запишите эти слова в тетради в столбик.

2. Введение понятия «корень слова»

—Посмотрите внимательно на записанные вами родственные слова. Заметили ли вы у них что-нибудь интересное? (У слов есть общая часть с одинаковым значением.)

—Эта общая часть с одинаковым значением в родственных словах называется корень. Как вы думаете, почему эта часть так называется?

—Вы уже умеете выделять в слове основу и окончание. А как выделить корень? Подумайте в группах, как можно выделить корень в слове рыба.

Группам раздаются листочки, на которых написано слово рыба.

Группы вывешивают свои варианты на доску, проводится обсуждение.

—Корень, найденный в слове, обозначается дугой. Выделите корень в записанных родственных словах.

3. Введение понятия «Однокоренные слова»

—Как вы думаете, в этой семье родственных слов есть еще родственники?

Как называют жену рыбака? (Рыбачка.)

—Запишите это слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово словам

рыба, рыбак, рыбалка, выделите корень.

—Как называется крупная рыба? (Рыбина.)

—Запишите слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово к уже

названным, выделите корень.

—Как называется суп из рыбы? (Уха.)

—Можно ли это слово назвать родственным словом рыба, рыбачка и т.д.

Выделите корень. Похож ли этот корень на корень, выделенный в записанных вами словах? (Нет.)

—У родственных слов должен быть одинаковый корень.

Вывешивается таблица «Одинаковый корень».

—Если у родственных слов один и тот же корень, как бы вы назвали эти

слова по-другому? (По-другому они называются однокоренными словами.)

Вывешивается таблица «Однокоренные слова».

V. Первичная проверка понимания усвоенного.

—В каждую семью иногда приходят гости. Вот и к нашим родственным

словам тоже пришли гости. Ваша задача — найти гостей. Каждая группа будет работать со своей семьей родственных слов. Главное слово семьи вы узнаете, если разгадаете загадки.

1 группа.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной... (медведь).

2 группа.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она — краса!

Плутовка рыжая ... — (лиса).

3 группа.

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки.

Убегают от бабуси.

Кто скажите это? (Гуси.)

Каждая группа получает свой листок - «домик» с записанными в нем родственными словами (медвежий, лисий, гусыня и т.д.).

При проверке группа называет отгаданное главное слово и из предложенных в «домике» родственные слова.

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

По табличкам на доске ученики дают определение родственным словам.

Физкультминутка.

Игра «Поймай словечко»

—Я буду называть слова, если они родственные, вы «ловите» его, хлопая над головой руками, если не родственные — приседаете.

—Почему же некоторые слова вы «не ловили», ведь они были похожи по звучанию?

VI. Индивидуальная самостоятельная работа

—Предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу.

Есть задания попроще — на зеленых листках, а есть посложнее —на голубых листках. Выберите себе листочек и выполняйте задание на них.

Зеленый листок

В каждой строчке найдите «лишнее» слово и зачеркните его.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисѐнок.

Волк, волна, волчонок.

Голубой листок

Подбери родственные слова к данному слову.

Гриб.

Маленький гриб

_____________.

Тот, кто любит собирать грибы,

____.

Приготовленный из грибов (какой?)

____________________.

Часть гриба под землей

—_________.

—Проверяем выполнение самостоятельного задания (взаимопроверка).

Если успеем, то работа с учебником

Оцените свою работу.

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

—Какую цель мы ставили в начале уроке?

—Какие слова называются родственными?

Дерево успеха «Яблоня».

Домашнее задание c. 77 правило, упр.51 с. 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Тема : Однокоренные родственные слова. Корень слова.

открытый урок по русскому языку  в 3 классе....

Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...

Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.Цель и задачи урока:Цель: научить находить в родственных слов...