презентация по теме "Местоимение"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яг о да, в о рона, в а гон, ябл о ни, пр о стыня, а гр о ном, к о выль, к а мыш.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Дед посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
местоимение место имени
Гипотеза Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.
Я года, кор она , ваг он , ябл они , прос ты ня, агр оно м, ко вы ль, ка мы ш.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО,ОНИ- Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения.
Мама принесла его домой однажды вечером. Оно было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, он заснул прямо на полу у тёплого камина.
Прочитайте. Спишите, вставляя вместо точек местоимения. Подчеркните местоимение, которое вставили. «….. удавилась бы с тоски, Когда бы на …… Хоть чуть была похожа» «Да работала ль …. в лето?" - Говорит …. Муравей.
« Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее Хоть чуть была похожа.» «Да работала ль ты в лето?" - Говорит ей Муравей.
Тест 1. Найди «лишнее»: а) я б) ты в) как г) она
2. Найди признак личного местоимения: а) Называет предмет б) Указывает на предмет, не называя его в) Указывает на действие предмета г) Служит для связи слов в предложении
3. Местоимение бывает… а) 1,2,3 типа б) 1, 2, 3 лица в) 1,2,3 склонения г) 1,2,3 падежа
4.Сосчитай количество местоимений: Как, она, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они, оно. а) 4 б) 5 в) 8 г) 7
5. Как изменяется местоимение? а) по падежам б) по склонениям в) по лицам г) по числам
Проверь! в б б в а
Предварительный просмотр:
Местоимения
Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа
Ягода, корона, вагон, яблони, простыня, агроном, ковыль, камыш.
Проблемная ситуация. Редактирование текста. Прочитайте текст про одно из путешествий.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
-Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.
-Какую речевую ошибку вы заметили в данном тексте?(повтор слов)
Как её исправить? Давайте отредактируем (работа в парах на карточках)( показ слайда читают готовый текст). - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.
Сообщение темы и цели урока
- Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
Вместо какой части речи мы их употребили?
Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод 2.
(слайд)
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
4. Работа в тестом
- Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?
(текст написан на доске)
Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.
- О ком говорится в тексте?
- Видите, сколько у вас мнений
- а почему у вас не было однозначного ответа?
п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а сеть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.
Ребус
Возвращаемся к словарным словам. Найдите местоимения. На какие группы можно их разбить.
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?
Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Подведем итог: слова какой части речи могут заменять местоимения?
Какие морфологические признаки существительного вы знаете?
Неизменяемые признаки: одуш. – неодуш.; собст. – нариц.; склонение, род.
Изменяемые признаки: число, падеж.
- Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (предположение) (слайд)
Гипотеза:
Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.
- Какую проблему мы перед собой поставим?
Проблема: выяснить, какие морфологические признаки могут быть у местоимения? Изменяются ли местоимения по числам и падежам.
Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- На какой вопрос отвечает слово ласточка? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство:
- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 45.
(Чтение правила в учебнике).
- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?
Знакомство с личными местоимениями.
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.
(слайд)
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
Вывод 4 .
Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.
Рассматривание таблицы на экране. (1,2, 3 лицо)
Работа с учебникомупр3стр 46Выпишите только местоимения. Выпишите словосочетание со словом ему, Просклоняем это местоимение.Местоимения как и существительные изменяются по падежам.
Парная самостоятельная творческая работа.
- Ребята, вы хорошо усвоили, вместо каких частей речи употребляются местоимения, какова их роль в речи. Попробуйте применить свои знания практически. Игра в перволого «Рыбалка» (работа на макбуках)
Игра 4 лишнее.
Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной.
ЧЕЙ РЯД
БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?
Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.
Я остановился в недоумении.
Они тоже бывают разные.
Поздравляем вас с праздником.
Дружно пели мы песню.
Видел ли ты орла?
Друзья очень ценят тебя.
Вдруг она прыгнула в воду.
Закинул он невод в море.
Тут и выглянуло оно.
У него хороший голос.
Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
- Как называется часть речи с которой мы познакомились?
-Почему так называется эта часть речи?
-Как отличить местоимение от других частей речи?
Какова роль местоимения в нашей речи?
Возьмите карандаши и на полях нарисуйте смайлик (светофор)
- Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке рассмотрим личные местоимения.
Домашнее задание.
- выучить что такое местоимение.
- Стр. 49 упр. 9
- Оценивание учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...
презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...