Открытый урок "Имена Собственные" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Елена Владимировна

Технологическая карта урока, презентация и вспомогательный материал для урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_otkrytomu_uroku.docx32.88 КБ
Файл dlya_raboty_v_gruppah.docx11.63 КБ
Файл rabota_v_parah.docx11.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта


1. Класс: 1 Дата: ____________ Предмет: русский язык  № урока:

2. Тема урока: знакомство с именами собственными. Отличие имя собственного от нарицательного.

3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок № в теме «_________»

Цель урока: создание условий для формирования знаний о правилах употребления заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с именами собственными и нарицательными; выявить отличия имени собственного от нарицательного.

2. Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.

3. Отрабатывать навыки каллиграфического письма и правильного написания изученных орфограмм.

4. Развивать память, разговорную и письменную речь детей, их творческие способности.

5. Воспитывать организованность, аккуратность, уважительное отношение к труду.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

1. Лента букв.

2. Презентация.

3. Карточки для работы в группах и в паре.

4. Смайлики.

                   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

 (формирование универсальных учебных действий)

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

 

Ребята, а какое сейчас время года на улице?

А с каким цветом у Вас ассоциируется это время года? Что происходит в природе?

Показ презентации для психологического настроя на урок «Зеленый цвет»

Беседа об эмоциональном настрое на урок:

-Какое настроение у вас вызвал просмотр этой презентации?

 Зеленый цвет - символом весны, душевного покоя. Доказано, то зеленый цвет успокаивает человека.

Кроме того, повышает работоспособность, внутреннюю гармонию.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

С весной.

Природа пробуждается, все зеленеет.

Просматривают презентацию.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Коммуникативные: учатся  совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2.Этап актуализации знаний.

Вспомните правила посадки (Слайд 2)

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Куда? Это вы узнаете чуть позже. Вы любите путешествовать?

-Кто уже путешествовал? Куда?

-На чем можно путешествовать?

-Путешествовать можно и пешком, и на каком – нибудь транспорте.

-А на каком транспорте мы отправимся в путешествие вы узнаете, если отгадаете загадку:

Сам - колесами кручу.

Сам - по улицам качу.

За виражом - вираж

И в гараж. ( Машина )

 — Верно. Машина.  (*слайд 3)

— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.

   Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник — наблюдений-это тетрадь.  А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

  (Учитель демонстрирует дневник наблюдений.)

Чтобы писать красиво, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Мы для пальчиков гимнастику начнем, упражнения для пальцев проведем, укрепляем мышцы пальцев, кисти рук, чтобы каждый пальчик стал нам верный друг»

 — Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число.

  (Дети записывают число)

 — Скорее в путь, мои друзья.

- А вот и первая остановка. Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес.  На деревьях здесь растут необычные «плоды».

Что это?

- А что общего у всех букв волшебного леса?

- Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах?

Какие буквы в русском алфавите не бывают заглавными?

-Почему?

Минутка чистописания.

- На какие 2 группы вы бы раздели все буквы (слайд 4)

- Назовите буквы на дереве, которые обозначают гласный звук.

- Назовите буквы на дереве, которые обозначают согласные звуки –

- Какая буква из согласных «лишняя» и почему?

- На письме чем отличается заглавная и прописная буквы?

- Вспомните, из скольких элементов состоит буква. Назовите эти элементы.

- Я напомню вам как будем писать. (слайд 5)

- Напоминаю про посадку, как положим тетрадь.

Давайте откроем дневник наблюдений- тетрадь, и красиво пропишем заглавную  букву Ш.

Посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, куда же мы сегодня отправимся?

А в какой стране находится Простоквашино? (Россия)

Словарная работа: давайте вспомним, как пишется слово «Россия»

Составьте предложение с этим словом. (выделение орфограмм)

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадку.

Разминают пальчики.

Это буквы.

- Все они заглавные.

Пишутся в начале предложений. С большой буква пишутся имена людей.

- ы, ,ь,ъ

Потому что нет слов,которые бы начинались с этих букв.

На гласные и согласные.

А, О, У

Б, Г, Д, Ш.

Буква Ш. Она обозначает глухой звук, а остальные буквы обозначают звонкие звуки.

Размером: заглавная всегда пишется на вспомогательной и рабочей строке.)

Наклонная линия с закруглением в право.

Прописывают букву в тетради.

Просмотр отрывка мультфильма.

1 ученик пишет на доске, выделяет орфограммы.

Мы живем в России. (1 ученик записывает на доске)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание на протяжении всего урока;

Регулятивные:  

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- уметь оценивать правильность выполнения собственных действий;

- осуществлять самоконтроль;

- понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные:

-уметь высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других;

- излагать свои мысли в устной форме.

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы).

3.Этап постановки цели и задач урока.

- Ребята, а кто живет в Простоквашино?

- А какие из перечисленных вами слов будут писаться с заглавной буквы и почему?

- Кто догадался, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? ( слайд 6)

- Какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться?

кот Матроскин, пес Шарик, дядя Федор.

Матроскин, Шарик, Федор

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

формулировать тему, ставить проблему,

формировать умение 

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

соотносить то,

что известно и

что предстоит узнать.  

Коммуникативные :

уметь слушать и

понимать речь других.

4.Этап усвоения новых знаний.

 - Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник»?

-  Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому – то другому?

- Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали «собственное имя».

Прочитайте предложения (слайд 7)

У меня есть шарик. У меня есть Шарик.

- Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?

- Существует правило.

Все собственные имена пишутся с заглавной буквы.

- Значит при письме написание заглавных букв опасное место и нужно быть внимательным. Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е.Измайлов.

- Что вы узнали о заглавной букве из этого стихотворения?

- Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте разделимся на группы и повторим правила работы в группе.

Работа в группах.

- Исправьте ошибки в телеграмме.

       шарик с матроскиным поругались. Вещи делят скоро печь пилить начнут.

печкин из простоквашино

 

Проверка по слайду 8.

- Сколько ошибок исправили? Какая группа нашла все ошибки?

- Какой можем сделать вывод?

- Ребята, все слова, которые Вы исправили – это имена собственные. Они так называются потому, что это чье- то собственное имя. На письме они выделяются заглавной буквой. Этим они и отличаются от всех остальных слов, которые называются нарицательными.

Вывод по слайду 9.

Отвечают на вопросы учителя.

Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.

Выполняют задание.

Читает подготовленный ученик

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Делятся на группы.

Повторяют правила работы в группе:

- работать в коллективе, не перебивать, не спорить, а доказывать свою точку зрения, говорить вполголоса.

Осуществляют проверку по образцу.

Делают вывод.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строить речевое высказывание в устной форме о написании имен собственных.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Динамическая пауза

Электронная физминутка

Выполнение движений под музыку

Личностные УУД: осуществлять профилактику переутомления, ориентироваться на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

5.Этап первичной проверки понимания.

- Выпишите из телеграммы только имена собственные. (1 ученик у доски)

Межпредметная связь: какие животные встретились нам в Простоквашино?

К какой группе они относятся? Почему?

- Ребята а для чего нам в жизни пригодится изучаемая тема?

По одному ученику выходят к доске.

Кот, собака, Галчонок.

Кот и собака – это звери, так как их тело покрыто шерстью, а галчонок – это птица, так как тело покрыто перьями.

Ответы детей.

Личностные.

осознавать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, ценности

совместной деятельности;  

Коммуникативные:

вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклас-сниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимают слушание учителя и одноклассников как способ получения информации.

6.Этап закрепления.

- Ребята, а кто написал Простоквашино?

- Его написал Эдуард Николаевич Успенский.

Советский и российский писатель, драматург и сценарист, автор детских книг, телеведущий. Среди популярных персонажей, придуманных им, - крокодил Гена и Чебурашка, пёс Шарик и кот Матроскин, дядя Фёдор, почтальон Печкин, братья Колобки, гарантийные человечки.

-А мы с вами приехали в гости к коту Матроскину.

Он просит помочь ему.

Слова написаны в два столбика. Нужно прочитать и соединить линиями слова из первого столбика со словами из второго столбика.

 

Поработаем в парах.

 -Что значит работать в паре, как будем работать.

отчество                                                    Ростов-на-дону

река                                                           Эдуард

фамилия        Николаевич

город        Дон

кличка        Шарик

имя        Успенский

Проверка по слайду 9.

Участвуют в беседе.

Повторяют правила работы в паре.

Выполняют совместно задание.

 Осуществляют проверку, делают вывод.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осознанно читать задание и строить ответы.

Коммуникативные:

-уметь  высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других;

- излагать свои мысли в устной форме.

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

7. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше путешествие.(слайд 10)

- Какая тема была на уроке?

- Достигли мы цели?

- Оцените себя, как вы работали, были ли у вас затруднения

Отвечают на вопросы учителя

На полях дети рисуют лесенку и смайлики определенного цвета.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения. Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.



Предварительный просмотр:

       шарик с матроскиным поругались. Вещи делят скоро печь пилить начнут.

печкин из простоквашино

       шарик с матроскиным поругались. Вещи делят скоро печь пилить начнут.

печкин из простоквашино

       шарик с матроскиным поругались. Вещи делят скоро печь пилить начнут.

печкин из простоквашино

       шарик с матроскиным поругались. Вещи делят скоро печь пилить начнут.

печкин из простоквашино



Предварительный просмотр:

отчество                                       Краснодар

река                                                      Иван

фамилия        Александрович

город        Волга

кличка        Шарик

имя        Шапкин

отчество                                       Краснодар

река                                                      Иван

фамилия        Александрович

город        Волга

кличка        Шарик

имя        Шапкин

отчество                                       Краснодар

река                                                      Иван

фамилия        Александрович

город        Волга

кличка        Шарик

имя        Шапкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Праздник "Открытие недели начальных классов"

В данной разработке представлены стихи, песни, частушки, сценки. объединенные тематикой изучения предметов начальной школы. В параде школьных наук представлены основные предметы начального цикла...

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Сценарий линейки открытия недели начальных классов

Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы.       ...

1 сентября. Открытие 3-го класса.

Классный час разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100"....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...