Заглавная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во втором классе «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_2_klass_upotreblenie_propisnoy_bukvy_shkola_rossii.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.И. Подгайнова
г. Калининска Саратовской области»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе:
«Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Подготовила:
Проценко О.В.
ноябрь 2022 – 2023 уч. г.
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Проценко О.В.
Предметная область: русский язык.
УМК: «Школа России».
Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2017.
Дата проведения: 16.11.2022
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Тема: «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
Оборудование урока:
- Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2017;
- компьютер, проектор, экран;
- презентация по теме урока;
- карточки для работы в паре.
Сценарий урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Организационный момент | Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг друга понимать! (слайд 2) - Доброе утро, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. И, конечно, улыбнитесь друг другу и гостям. (учитель сажает детей) - А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям, будем толерантными друг к другу, ведь сегодня 16 ноября – это Международный день толерантности и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только посмотреть по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. - Давайте эти правила повторим. Не выкрикиваем! Не перебиваем друг друга! Мы слышим друг друга! Учимся работать сообща! (слад 3) | Приветствуют учителя. Выполняют задания. Повторяют правила работы на уроке. | Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
2. | Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания. Постановка учебной задачи Целеполагание: определение цели, постановка задач. | - А ещё, ребята, давайте вспомним, как нужно работать, чтобы получить результат. Повторяем то, что важно для урока. Определяем основной вопрос урока. Открываем новые знания. Применяем новые знания. - Каждый себе говорит: -наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод (слайды 4 и 5) - Традиционно первый этап урока – это чистописание. - Отгадайте загадку и узнайте, какую букву мы будем писать на чистописании: Знает каждый ученик: Эта буква, как турник — Перекладина, две ножки. Есть в словах «Птенец» и «Плошка», А еще «Пенал», «Панно» Начинаются с нее. - Как называется эта буква? (слайд 6) - Какой звук обозначает буква пэ? Дайте характеристику звуку. - Из каких элементов состоит заглавная буква? - Из каких состоит строчная буква п? - Откройте тетради, положите их правильно, найдите новую строчку после «Классной работы» и пишем вместе со мной буквы: Пп Па па По по Пу пу Пе пе Пя пя Пы пы - Одну и туже букву можно писать и как большую (заглавную), и как маленькую (строчную). - Для чего это нужно? Ведь заглавная и строчная буквы обозначают одни и те же звуки! Оказывается, у заглавной буквы есть две роли в русском языке. О первой из них легко догадаться, обратив внимание на начало любого предложения. - Прочитайте скороговорку: Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)поля. - Как показано начало предложения? - А чтобы понять, в чём состоит вторая роль заглавной буквы, сравним слова с буквами в скобках. - Как нужно писать Тётя Поля, с заглавной буквы или со строчной? А «вернулась с поля»? - Верно, спишите предложение письменными буквами, раскрывая скобки т.е. скобки нужно убрать, оставив нужную букву. - Давайте найдем и подчеркнём в предложении грамматическую основу. - Проанализировав скороговорку, вы можете сформулировать тему нашего урока? - На какой вопрос нам нужно ответить? - Давайте проверим ваше предположение в учебнике стр.86. | Дети повторяют правила работы. Дети отгадывают загадку. - Это буква пэ. Прописывают в тетради буквы П п в соответствии с образцом правильного написания. - согласный, глухой, парный, в словах бывает твердый или мягкий - длинная прямая с закруглением влево, горизонтальной прямой с закругление вниз - короткая прямая с закруглением снизу и сверху Высказывают свое мнение
Начало предложения пишется с заглавной буквы. Дети анализируют слова и делают вывод, какую букву нужно писать в каждом случае. Дети записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения. Заглавная буква в словах. - Слова, которые пишутся с заглавной буквы. _ Какие слова пишутся с заглавной буквы? Дети открывают учебник и читают вопрос урока. | Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. |
3. | Исследование: Какие слова пишутся с заглавной буквы? | -Проведём исследование. Вы будете работать в группах. У каждой группы на столе лежит лист с текстом. Текст нужно прочитать, проанализировать, а затем сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы. У каждой группы своё задание. - Вы должны: 1. Прочитать текст (про себя). 2. Обратить внимание на выделенные буквы в словах. 3.Сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы. Материал для выдвижения гипотез 1 группа: Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи. 2 группа: К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогали Наташа Петрова и учительница Анна Сергеевна. 3 группа: На лугу пасётся корова Зорька, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок. 4 группа: Мы живём на планете Земля. Моя Родина – Россия. В России есть города – Москва, Саратов, Калининск. В моём городе течёт река Баланда. Моя школа находится на улице Советская. - Заслушаем первую (вторую, третью, четвёртую) группу. - К какому выводу вы пришли? Какое правило «спряталось» в вашем тексте? - Итак, попробуем объединить все ваши выводы и сформулировать правило о написании заглавной буквы в словах. Пиши с заглавной буквы 1. Первое слово в начале предложения. 2. Имена, отчества, фамилии людей. 3. Клички животных. 4. Географические названия. (читает стихотворение Зенкова Ульяна) Ставится буква у строчки в начале, | Дети работают в группе анализируют текст, делают вывод, потом сообщают классу результат их исследования. Дети формулируют правило написания заглавной буквы в словах. Сверяют с образцом на слайде. | Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Фронтальная работа - Найдите в учебнике на стр.86 упражнение 130. _ Прочитайте слова. В какие группы по значению можно распределить эти слова? города имена фамилии Учитель прикрепляет на доску названия групп слов и предлагает распределять слова по группам. Дети по очереди выходят к доске и пишут слова в нужную группу. - Какие слова оказались в двух группах? Город Владимир находится к востоку от Москвы, входит в Золотое кольцо ( группа древних городов России), город Пушкин (бывшее Царское село) под Санкт – Петербургом. | Объясняют правило написания имен собственных, осуществляют классификацию слов. Дети читают слова из упражнения, определяют группы, на которые можно их разделить: - Название городов. - Фамилии. - Имена. - Владимир – это имя и название города, Пушкин – фамилия и название города. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми. |
5. | Физминутка | Учитель проводит физминутку: Чтобы здоровье было в порядке, Раз – подняться, потянуться, Три – в ладоши, три хлопка, - Давайте поиграем. - Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой. Мама Иринка Дочка Маринка Папа Иван Сын Демьян Бабушка Маша Дедушка Саша Хорошая семья Как напишешь имена? | Выполняют физкультминутку. Различают собственные и нарицательные имена существительные. | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. Регулятивные: контролирует свою деятельность. Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
6. | Усвоение новых знаний и способов действий | Работа в парах - Предлагаю поработать в парах. - Давайте вспомним правила работы в парах. - У вас на столе карточки-задания. -Вы сейчас ненадолго станете учителем и проверите работу. Найдите имена собственные и исправьте в них ошибки зелёной ручкой. | - Называют правила работы в парах. Сигналят о выполнении. Коллективно обсуждают, исправляют ошибки. Вместе отвечают. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми. |
7. | Физкультминутка | Проводит физкультминутку для глаз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где же дверь и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Выполняют физкультминутку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: |
8. | Усвоение новых знаний и способов действий Самостоятельная работа | - Я приготовила вам буклеты, которые называются «Заглавная буква» Откройте буклет, напишите своё имя, фамилию. _ Выполните задание №2. Впишите нужные имена собственные. - А теперь выполните взаимопроверку с соседом по парте, помогите друг другу. | Дети выполняют индивидуальную работу, а потом взаимопроверку. | Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности. предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий. Регулятивные: контролирует свою деятельность. |
9. | Закрепление знаний и способов действий Астрономическая считалка | Фронтальная работа по учебнику, выполнение упражнения 131 - Прочитайте астрономическую считалку. - Что считает звездочёт? - Какая из названных планет сейчас не считается планетой? - Давайте расположим названия планет в алфавитном порядке. Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер. | Дети читают считалку и называют карликовую планету «Плутон», которую теперь не считают планетой. Выстраивают названия планет по алфавиту. | Регулятивные: контролирует свою деятельность. Познавательные: находить ответы на вопросы с опорой на свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках Регулятивные: планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
10. | Итог урока | Инициирует детей на самооценку, оценивание. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Какую цель ставили в начале урока? - Какую работу выполняли на уроке? Имена: Андрей, Иван, Саша, Коля и Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина. Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирёв. Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок. Города: Москва, Казань, Тула, Краснодар, Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – Пишутся с буквы прописной. | Понимают суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», учатся различать имена существительные собственные и нарицательные. Умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные». | Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
11. | Рефлексия учебной деятельности. | - Чему учились на уроке? - Какой вид работы понравился больше всего? - Что было трудно? - Покажите сигналом ваше отношение к уроку. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью цветных смайликов. | Регулятивные: осознает важность полученных знаний; понимает причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности. |
12. | Домашнее задание | Учебник стр.87 упражнение №132. Учитель объясняет. | Дети записывают в дневник. | Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"
Урок русского языка. 2 класс. "Школа России". Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...