Заглавная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Проценко Ольга Владимировна

Урок русского языка во втором классе «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)

 
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.И. Подгайнова

г. Калининска Саратовской области»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе:

«Прописная буква в именах собственных:

имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

                                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                                   Проценко О.В.

ноябрь 2022 – 2023 уч. г.

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Проценко О.В.

Предметная область: русский язык.

УМК: «Школа России».

 Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2017.

Дата проведения: 16.11.2022

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Тема: «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

Оборудование урока: 

  • Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  М: Просвещение. 2017;
  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация по теме урока;
  • карточки для работы в паре.

Сценарий урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

                 И друг друга понимать!      (слайд 2)

- Доброе утро, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. И, конечно, улыбнитесь друг другу и гостям. (учитель сажает детей)

- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям, будем толерантными друг к другу, ведь сегодня 16 ноября – это Международный день толерантности

 и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только посмотреть по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.

- Давайте эти правила повторим.

Не выкрикиваем!

Не перебиваем друг друга!

Мы слышим друг друга!

              Учимся работать сообща!        (слад 3)

Приветствуют учителя.

Выполняют задания.

Повторяют правила работы на уроке.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

2.

Самоопределение к деятельности.  

Минутка чистописания.

Постановка учебной задачи

Целеполагание: определение цели, постановка задач.

- А ещё, ребята, давайте вспомним, как нужно работать, чтобы получить результат.

 Повторяем то, что важно для урока.

  Определяем основной вопрос урока.

                   Открываем новые знания.

                   Применяем новые знания.

- Каждый себе говорит:

-наблюдаю

                                         - замечаю

   - размышляю

                              - делаю вывод (слайды 4 и 5)

- Традиционно первый этап урока – это чистописание.

- Отгадайте загадку и узнайте, какую букву мы будем писать на чистописании:

Знает каждый ученик:

Эта буква, как турник —

Перекладина, две ножки.

Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,

А еще «Пенал», «Панно»

 Начинаются с нее.        

- Как называется эта буква?

                                                                 (слайд 6)

- Какой звук обозначает буква пэ? Дайте характеристику звуку.

-   Из каких элементов состоит заглавная буква?

-   Из каких состоит строчная буква п?

- Откройте тетради, положите их правильно, найдите новую строчку после «Классной работы» и пишем вместе со мной буквы:

Пп Па па По по Пу пу Пе пе Пя пя Пы пы

- Одну и туже букву можно писать и как большую (заглавную), и как маленькую (строчную).

- Для чего это нужно? Ведь заглавная и строчная буквы обозначают одни и те же звуки!

 Оказывается, у заглавной буквы есть две роли в русском языке. О первой из них легко догадаться, обратив внимание на начало любого предложения.

-  Прочитайте скороговорку:

Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)поля.

- Как показано начало предложения?

- А чтобы понять, в чём состоит вторая роль заглавной буквы, сравним слова с буквами в скобках.

- Как нужно писать Тётя Поля, с заглавной буквы или со строчной? А «вернулась с поля»?

- Верно, спишите предложение письменными буквами, раскрывая скобки т.е. скобки нужно убрать, оставив нужную букву.

- Давайте найдем и подчеркнём в предложении грамматическую основу.

- Проанализировав скороговорку, вы можете сформулировать тему нашего урока?

- На какой вопрос нам нужно ответить?

- Давайте проверим ваше предположение в учебнике стр.86.

Дети повторяют правила работы.

Дети отгадывают загадку.

- Это буква пэ.

Прописывают в тетради буквы П п в соответствии с образцом правильного написания.

- согласный, глухой, парный, в словах бывает твердый или мягкий

- длинная прямая с закруглением влево, горизонтальной прямой с закругление вниз

- короткая прямая с закруглением снизу и сверху

Высказывают свое мнение

 

Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Дети анализируют слова и делают вывод, какую букву нужно писать в каждом случае.

Дети записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.

Заглавная буква в словах.

- Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

_ Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Дети открывают учебник и читают вопрос урока.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

3.

Исследование: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

-Проведём исследование.

Вы будете работать в группах. У каждой группы на столе лежит лист с текстом. Текст нужно прочитать, проанализировать, а затем сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы.

У каждой группы своё задание.

- Вы должны:

1. Прочитать текст (про себя).

2. Обратить внимание на выделенные буквы в словах.

3.Сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы.

  Материал для выдвижения гипотез

1 группа:

Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи.

2 группа:

К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогали Наташа Петрова и учительница Анна Сергеевна.

3 группа:

На лугу пасётся корова Зорька, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок.

4 группа:

Мы живём на планете Земля. Моя Родина – Россия. В России есть города – Москва, Саратов, Калининск. В моём городе течёт река Баланда. Моя школа находится на улице Советская.

- Заслушаем первую (вторую, третью, четвёртую) группу.

 - К какому выводу вы пришли? Какое правило «спряталось» в вашем тексте?

- Итак, попробуем объединить все ваши выводы и сформулировать правило о написании заглавной буквы в словах.

Пиши с заглавной буквы

1. Первое слово в начале предложения.

2. Имена, отчества, фамилии людей.

3. Клички животных.

4. Географические названия.

(читает стихотворение Зенкова Ульяна)

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Дети работают в группе анализируют текст, делают вывод, потом сообщают классу результат их исследования.

Дети формулируют правило написания заглавной буквы в словах.

Сверяют с образцом на слайде.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Фронтальная работа

- Найдите в учебнике на стр.86 упражнение 130.

_ Прочитайте слова. В какие группы по значению можно распределить эти слова?

города          имена                  фамилии

Учитель прикрепляет на доску названия групп слов и предлагает распределять слова по группам. Дети по очереди выходят к доске и пишут слова в нужную группу.

 - Какие слова оказались в двух группах?

Город Владимир находится к востоку от Москвы, входит  в Золотое кольцо ( группа древних городов России), город Пушкин  (бывшее Царское село) под Санкт – Петербургом.

Объясняют правило написания имен собственных, осуществляют классификацию слов.

Дети читают слова из упражнения, определяют группы, на которые можно их разделить:

- Название городов.

- Фамилии.

- Имена.

- Владимир – это имя и название города, Пушкин – фамилия и название города.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.

5.

Физминутка

Учитель проводит физминутку:

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о зарядке.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

- Давайте поиграем.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.

Мама Иринка

Дочка Маринка

Папа Иван

Сын Демьян

Бабушка Маша

Дедушка Саша

Хорошая семья

Как напишешь имена?

Выполняют физкультминутку.

Различают собственные и нарицательные имена существительные.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Регулятивные: контролирует свою деятельность.

Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

6.

Усвоение новых знаний и способов действий

Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах.

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- У вас на столе карточки-задания.

-Вы сейчас ненадолго станете учителем и проверите работу. Найдите имена собственные и исправьте в них ошибки зелёной ручкой.

- Называют правила работы в парах.

Сигналят о выполнении.

Коллективно обсуждают, исправляют ошибки.

Вместе отвечают.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.

7.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Выполняют физкультминутку.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;

знание моральных норм, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

8.

Усвоение новых знаний и способов действий

 Самостоятельная работа

- Я приготовила вам буклеты, которые называются «Заглавная буква» Откройте буклет, напишите своё имя, фамилию.

_ Выполните задание №2. Впишите нужные имена собственные.

- А теперь выполните взаимопроверку с соседом по парте, помогите друг другу.

Дети выполняют индивидуальную работу, а потом взаимопроверку.

Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности.

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

Регулятивные: контролирует свою деятельность.

9.

Закрепление знаний и способов действий

Астрономическая считалка

Фронтальная работа по учебнику, выполнение упражнения 131

- Прочитайте астрономическую считалку.

- Что считает звездочёт?

- Какая из названных планет сейчас не считается планетой?

- Давайте расположим названия планет в алфавитном порядке.

Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер.

Дети читают считалку и называют карликовую планету «Плутон», которую теперь не считают планетой.

Выстраивают названия планет по алфавиту.

Регулятивные: контролирует свою деятельность.

Познавательные: находить ответы на вопросы с опорой на   свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках

Регулятивные: планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

10.

Итог урока

Инициирует детей на самооценку, оценивание. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. 

Какую цель ставили в начале урока?

- Какую работу выполняли на уроке?

Имена: Андрей, Иван,

Саша, Коля и Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирёв.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань,

Тула, Краснодар, Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишутся с буквы прописной.

Понимают суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», учатся различать имена существительные собственные и нарицательные.

Умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные».

Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

11.

Рефлексия учебной деятельности.

- Чему учились на уроке?

- Какой вид работы понравился больше всего?

- Что было трудно?

- Покажите сигналом ваше отношение к уроку.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью цветных смайликов.

Регулятивные: осознает важность полученных знаний; понимает причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности.

12.

Домашнее задание

Учебник стр.87 упражнение №132. Учитель объясняет.

Дети записывают в дневник.

Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"

Урок русского языка. 2 класс. "Школа России".  Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...