1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Ребята, сейчас мы с Вами проведём урок русского языка. У нас на уроке присутствуют гости. Они готовы наблюдать за нашей деятельностью. А Вы готовы показать свою работу? Готовы к совместному труду в парах? На доске (на отдельных карточках) разбросана фраза: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы увидели? (слова, кусочки предложения) - Попробуйте сейчас из этих слов собрать пословицу. Как вы поняли смысл этих слов? Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать.
-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока, и надеюсь наша работа принесёт вам радость. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Собирают пословицу
| Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
| Перед Вами цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый. Посмотрите на них внимательно и выберите тот из них, которой соответствует вашему эмоциональному настроению в данный момент. Спасибо!
«Интервью» Сейчас Катя поможет мне, она возьмет у меня интервью. Я загадала часть речи. Прошу задать мне несколько вопросов, а вас, ребята, определить, от имени какой части речи я буду отвечать. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята. на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли.
Глагол | Организует диалог с учащимися на поиск закономерностей.
У вас у каждой группы есть маршрутный лист , где вы оцениваете свою работу .
Создаём условия для повторения ранее изученного включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к выводу о какой части речи пойдет сегодня речь Ребята какие вы молодцы, сразу узнали часть речи. | Эмоциональный настрой на работу
Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
|
Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила о глаголе Б) Согласовать цель и тему урока.
Стадия вызова 6-8мин
4. Обмен информацией в группах 9-10мин
Стадия осмысления 13-16мин
|
У каждой пары на столах имеются карточки жёлтого цвета, на которых записаны слова. Приложение 1 Задания для групп: найдите лишнее слово. Объясните, почему вы выбрали именно это слово. Обидеть, огорчить, жестокость, ударить. Смеяться, улыбка, хохотать, радовать. Печалиться, грустить, настроение, веселиться. Предательство, помогать, подсказывать, дружить.
Что может быть целью нашего урока? Сегодня мы продолжим разговор о глаголах и Вы сможете оценить свои знания по данной теме.
С какой частью речи связан глагол чаще всего? (С существительным) 3. Мозговой штурм: Предлагаю Вам назвать глаголы, которые определяют действия предметов, представленных «Кто что делает?» Игра с мячом Повар – варит, врач - лечит, учитель - учит, ученик - учится, баянист - играет, художник - пишет, портниха - шьет, ветер - завывает, гром - гремит, молния - сверкает, трава - растёт, дождь - льёт, огонь - разгорается, вода - бурлит. Уважаемые гости, подарите нам несколько существительных. (Гости называют 2-3 существительных) Ребята, мы уже многое знаем о глаголе, давайте вспомним всё, что изучили. Приготовьте для работы листы с маркировкой синего цвета. Напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе. Приложение 2. Если это необходимо, воспользуйтесь информацией на слайде. (В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать)
Время уже истекло. Теперь обсудите в группе информацию, которую каждый из Вас записал. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, а по поводу чего возникли разногласия.
5. «Корзина» идей 11-12мин Теперь назовите возникшие совпадения по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберём вместе, все, что Вам известно о глаголе (группы называют сведения, а представитель группы записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны). Давайте проверим, всё ли сказанное правильно.
Составление кластера Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. Слово «глагол» помещаем в центре. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. Приложение 5.
-Прочитайте, что говорил писатель А. Югов о глаголе: «Глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, самая алая часть языка». - Как вы понимаете это высказывание? По частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного.
| Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися.
Оцените себя в маршрутном листе
Организует постановку учебной задачи.
Молодцы, не забудьте оценить свою работу
Взаимопроверка
Собираем все идеи вместе
Справка. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Скажите пожалуйста, где можно узнать дополнительную, интересную информацию о глаголах? (Словари, справочники, энциклопедии,…)
| Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения.
Сейчас каждая группа расскажет о результатах своей работы. Остальные могут дискутировать, задавать вопросы. Слова какой части речи остались? (Глаголы, карточка со словом вывешивается на доску)
Сделайте вывод. Глаголы связаны с существительным. Глагол - часть речи наиболее употребляемая после существительного.
Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает?
| Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
5. | Работа по теме урока. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения признаков глагола
| Вспомните всё, что вам известно о глаголе и запишите в первую колонку таблицы. Знал(а) | Узнал(а) | Хочу узнать |
|
|
|
Работа в парах. Вопросы на доске помогают заполнить таблицу. Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется? 5. Каким членом предложения обычно бывает? А что бы вы ещё хотели узнать о глаголе? Какие бы вопросы задали этой части речи? –
| Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.
Наводящими вопросами (если это необходимо) помогает выстроить цепочку рассуждений. .
| Заполняют таблицу. Учатся работать в парах. Формулируют правило.
| Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
6. | Физкультминутка Цель: А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | На мой взгляд начальная форма глагола заслуживает особого внимания. Как иначе называется начальная форма глагола? (Инфинитив, неопределённая форма) Предлагаю Вам игру «Ромашка» На лепестках записаны глаголы. Образуйте инфинитив, покажите действие. (Учитель подходит к группам, дети берут цветок, образуют нужную форму глагола, выполняют действие) Хлопает, прыгали, подпрыгивает, присядет, смеялась, нахмурится, улыбается, повернулись. (Можно предложить гостям несколько упражнений) С этим задание Вы справились отлично. Отдохнули и можно продолжить работу.
|
| Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
7. | Первичное закрепление.
Цель: А)Зафиксировать способ определения глагола как части речи.
| Спишите предложение, определите часть речи выделенных слов. Работа по рядам.
-Как отличить глагол от других частей речи? Сформулируйте правило. В этом вам помогут вопросы. Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры. Откройте учебник на странице 101, прочитайте правило, данное в учебнике и сравните со своим.
| Проверяет понимание способа действия. Даёт образец определения части речи.
Помогает сформулировать правило. .
| Проговаривают алгоритм определения части речи.
По очереди называют слова, определяют часть речи доказывают правильность написания. Используют алгоритм.
Формулируют правило.
| Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить умение делать синтаксический разбор предложений
В) Закрепление полученных знаний
| Выборочное письмо. Прочитайте стихотворение и выпишите из него глаголы. Упр. 139 Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы определили, что это глаголы. Ответьте на вопросы. -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? (действие предмета) -На какие вопросы отвечает? (что делать, что сделать) -Как изменяется глагол? (по числам и временам) - Посмотрите на доску, давайте выполним задания.
-Каким членом предложения является? (сказуемым) Для чего в речи нужны глаголы?
| Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.
Организует фронтальную проверку умения применять новое знание, преобразовывая информацию.
| Выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре.
Отвечают на вопросы, составляют рассказ о глаголе.
| Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |