Игры со звуками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс)

тупикина наталья владимировна

Игровые упражнения на определение звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvuk.docx222.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква А

Звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

- что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);

- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

  •  Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

  •   Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...;

фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;

профессии: агроном, астроном, артист...;

имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Взрослый объясняет ребенку правило:

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

  • Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».


Звук и буква У

Звук [У] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу...

поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ...

поезд удаляется: УУУУууууу...

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у...

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

- имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;

- лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

  • Знакомство с буквой У.

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке.

О. Гофман

  • Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...). Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).

Звук и буква О

Звук [О] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

- Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...

- Произнести вслед за взрослым отрывисто:

Маша вздыхает: 0-0-0...

- Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.

  •  Взрослый предлагает ребенку назвать слова со звуком  [О] в заданном месте:

 В начале слова: осень, Оля, овощи, обруч, оса …

В середине слова: кот, дом, рот, нож …

В конце слова: пальто, перо, ведро …

  • Знакомство с буквой О.

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

О. Гофман

  • На что еще похожа буква О?

Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.


Звук и буква И

Звук [И] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).

  • Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:

и, п, м, и, и, в, и...

  •  Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]:

Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.

  • Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

  • Знакомство с буквой И.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

  • Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.

Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине?


Звуки [М], [М']. Буква М

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком.

Звук [М']: согласный, мягкий, звонкий,

обозначением: зеленый кружок.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука.

  • Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

  • Дифференциация звуков [M] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...

 

  • Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

  • На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Звук и буква Ы

Звук [Ы] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

- Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

- Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

  •  Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...;

ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...

  • Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).

  • Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

  • На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

  • Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Звук и буква Э

Звук [Э] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

  • Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

  • Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

  • Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

  • Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

  • Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

  • На что еще похожа буква Э?
  • Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.

Звуки [Н], [Н']. Буква Н

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Н] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [Н] синим кружком.

Звук [Н']: согласный, мягкий, звонкий,

обозначением: зеленый кружок.

  •  Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если

услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

  • Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

  • Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо.

  • Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

  • Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Н?

Звуки [К], [К']. Буква К

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [К]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [К'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:

к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...

  •  Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

  • Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

  • Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

  • Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква К?

Звуки [Г], [Г']. Буква Г

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Г]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [Г'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

  • Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

  • Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

  • Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

  • В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г']:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

  • Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Г?

Звуки [Х], [Х']. Буква Х

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Х]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [Х'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  •  Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

  • Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

  • Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

  • Дифференциация звуков [X] — [X']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

  • Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

  • Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

  • На что похожа буква X?

Звуки [П], [П']. Буква П

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [П]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [П'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  •  Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

  •  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

  • Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

  • Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

 

  •  Дифференциация звуков [П] —[П'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

  • Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

  • На что похожа буква П?

Звуки [Б], [Б']. Буква Б

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Б]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [Б'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Договорить в словах последний слог:

БА: вер..., из..., ту..., тру..., стрель..., борь...; 

БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...

  • Дидактическое упражнение «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):

бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...

  • Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»:

б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...

  • Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']):

баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.

  • Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.

  • Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:

быть — бить, были — били, забыть — забить.

  • Знакомство с буквой Б:

Б — большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Б?


Звуки [Т], [Т']. Буква Т

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Т]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [Т'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;

  • Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

  •  Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...;

ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...

  •  Взрослый предлагает ребенку: назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить...

  • Дифференциация звуков [Т] — [Т'].  Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа...

  • Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах: тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

  •  Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман


Звуки [Д], [Д']. Буква Д

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Д]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [Д'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

  • Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

  • Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

  •  Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

  • Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

  • Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

  • Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Д?

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Ф]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [Ф'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Повторить вслед за взрослым серию слогов: 

фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты...

  • Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.

Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф']»:

фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.

  •  Дифференциация звуков [Ф] — [Ф']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

  • Знакомство с буквой Ф.

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф — большая щеголиха.

О. Гофман


Звуки [В], [В']. Буква В

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [В]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [В'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

  • Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в слове. Сколько пальчиков загнули?

Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

  •  Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?

Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ..., пышка — ..., голос — ..., корона — ...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-вя, во-...; вя-ва, ви-...

  • Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В] и звук [В']).

Подобрать слова по первому слогу.

ВА: -ня, -за...; ВО: -рон, -лосы...; ВИ: -ка, -на...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [B'].): ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.

  • Знакомство с буквой В.

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В — велосипед.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква В?

Звуки [С], [С']. Буква С

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [С]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

Звук [С'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

  • Закончить слово слогами: СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
  • Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

  • Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..

  • Дифференциация звуков [С] — [С’].  Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

  • Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]).

  • Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

А. Ковшиков

  • На что еще похожа буква С?

Звуки [З], [З']. Буква З

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [З]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [З'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Закончить слово слогами:

ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...;

ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...

  • Подобрать слово к его началу:

ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.

  • Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах:

музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны, вокзалы.

  • Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З’] в слове):

зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, резина.

  • Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения.

Кефир — зефир, пеленка — ...

  • Дифференциация звуков [З] — [З']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи

  • Назвать лишнее слово в ряду:

зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы.

  • Знакомство с буквой З.

З загнулась, как змея,

Но ей не запугать меня.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква З?

Звук [Ц]. Буква Ц

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Ц]  — согласный, всегда твердый, глухой,  обозначаем синим кружком.

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в

ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

  • Повторить за взрослым слоговой ряд: ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц...

  • Закончить слово звуком [Ц]:

дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...

  • Закончить слово слогом ЦА:

мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...

  • Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).

Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,

пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...

  • Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...

  • Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):

цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.

  • Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце —

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.                    О. Гофман

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвуки [Ш] и [Ж]. Буквы Ш, Ж.

Звук [Ж]  — согласный, всегда твердый,

звонкий.

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Ш] –  согласный, всегда твердый,

глухой.  

  • Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

  •  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

  • Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук — жук, баба — .., мир — ., мало— ., пакет — ., билет — ., пучок — ., Веня — ..

  • Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [ж а б а].

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-...

  •  Выучить скороговорки. Какие звуки часто в них слышатся?

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж]. На что похожи буквы?

  • Взрослый объясняет ребенку правило и просит его запомнить

«ЖИ и ШИ пиши с буквой И».


Звуки [Ч] и [Щ]. Буквы Ч, Щ.

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Ч]  — согласный, всегда мягкий,

глухой.

Звук [Щ] –  согласный, всегда мягкий,

глухой.  

  • Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):

гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...

  • Знакомство с буквой Ч. На что еще похожа буква Ч?

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.                 В. Ковшиков

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:

щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...

  • Знакомство с буквой Щ. На что еще похожа буква Щ?

Щ — это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.      В. Ковшиков

  • Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):

мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд:

ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.

  • Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с каждым словом предложения:

товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...

  • Выучить скороговорку:

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

  • Ознакомление с правилом написания:

«ЧУ-ЩУ»,  «ЧА-ЩА»

Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л.

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Л]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [Л'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

  • Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.

  • Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок — кок, плот — ..., слон — ..., клуб — ..., слова — ..., глаз — ...

  • Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)
  • Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

  • Выучить скороговорку:

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

  • Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд — лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь — ..., песок — ..., вещь — ...

  • Дифференциация звуков [Л] — [Л’]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...


  • Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

  • Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л']).

  • Заменить звук [Л] на звук [Л'] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ..., полка — ...

  • Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л'].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

  • Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

  • Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.


Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р.

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgЗвук [Р]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком.

Звук [Р'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

pa-ар, ру-... ар-pa, ур-...

  •  Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

  • Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?): ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.

  •  Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?

Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...

  • После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились?

Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...

  • Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-...

  • Знакомство с буквой Р.

Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме.

О. Гофман

C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpgИгры со звуком [Й]. Буква Й.

Звук [Й]  — согласный, всегда мягкий, звонкий.

  • Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й]. Назвать слова со звуком [Й], состоящие:

из одного слога (май, ...),

из двух слогов (зайка, ...),

из трех слогов (троллейбус, ...),

из четырех слогов (балалайка, ...).

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; 

глупый, город, молодой, большой.

  • Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший...

  •  Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка — чайка, лапка — ..., леска — ..., речка — ..., шапка — ..., мошка —...

  • Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки — маки, рейки — ..., лайки — ..., сойки — ...

  • Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Й? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство со звуками [к] , [к’], Играем со звуками и словами»

познакомить с новыми звуками [к] , [к’] , учить различать звуки [к] , [к’];           - развивать речь ,внимание, мышление, память, фонематический слу...

1 класс. Интерактивный тест-игра «Теремок» (звуки и буквы)

В 1 классе нет отметок, поэтому я сделала тест для проверки знаний учащихся в игровой форме.В некоторых заданиях представлено всего два ответа, учителю необходимо донести до ученика, что нужно обязате...

ЛОГОПЕДИЯ ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ

ЛОГОПЕДИЯ ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ...

Игра "Найди звук"

Игра "Найди звук"...

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

Занятие по автоматизации звука Ш...

Игры со звуками

Игры со звуками...

игра - закрепление звука р в сочетании ТР-ДР

Игра - презентация для закрепления звука Р в сочетаниях ТР и ДР...