«Правописание частицы не с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель: формирование умения правильно писать частицу «не» с глаголами.
Задачи:
Дидактические: познакомить с орфограммой «правописание частицы «не» с глаголами; учить определять орфограмму «правописание частицы «не» с глаголами» в тексте;
Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Павленко Полина Александровна
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель: формирование умения правильно писать частицу «не» с глаголами.
Задачи:
Дидактические: познакомить с орфограммой «правописание частицы «не» с глаголами; учить определять орфограмму «правописание частицы «не» с глаголами» в тексте;
Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Этап урока | Образовательная задача этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | ||||||||
I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Правописание частицы не с глаголами» | Словесный (беседа) Проблемный( проблемная ситуация) | Организационный момент. - Доброе утро, ребята. Сегодня мы начнем наш урок. Давайте вспомним наш девиз: Действовать! Активно! Думать! Оперативно! Слушать! Внимательно! Работать! Обязательно! Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы в этой записи. Словарная работа (угадывают вместе, 1 выходит и пишет на доске, проговаривая орфограммы). Вы отгадываете загадку, записываете слово в тетрадь и подчеркиваете орфограммы: Загадки Четверг- четвертый день недели На ИЗО с тобой пойдем И с собой его возьмем. В чем мы будем рисовать? Как назвать мне ту тетрадь? Альбом Быстро в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? Самолет Железный конь, Внутри огонь, Овес не просит, Пашет, сеет, косит. Трактор Когда виноваты, сказать вы спешите Прошу вас, пожалуйста- Извините Жёлтый одуванчик В ночь — мороз, С утра — капель, Значит, на дворе - Апрель -Какое слово отличается от других по конструкции? (САМОЛЕТ). -Почему? (соединительная гласная «о») Подчеркните первые буквы в каждом слове и составьте из них слово. Какое слово получилось? (частица). Слово частица будет служить ключом к нашей теме. Актуализация знаний.
Постановка проблемной ситуации. -Все ли мы рассказали про глагол? Почему осталось закрытое окошко? Хотели бы вы узнать? Чтобы узнать, что осталось под знаком вопроса запишите слова-(1 уч. пишет на доске) не пускать, не прилетели, не робел, не смущал. Все ли так же написали? Допустил(а) ли … ошибки? Если да, то где? Смотрите, кто-то говорит, что так верно, а кто-то по-другому, тут то мы и столкнулись мнениями. Почему вы написали по-разному? (потому что нам не хватает знаний чтобы написать верно) Формулировка темы и цели урока. - Если мы не знаем, как правильно писать частицу не с глаголами, значит, чему мы должны научиться на уроке? (научиться правильно писать частицу «не» с глаголами) -На слайде представлена тема, но в ней чего-то не хватает. («Правописание …… не с глаголами). Вспомним про наш ключ, подставим слово частица в нашу тему. На слайде появляется тема полностью -Новая тема для вас? (нет) Тогда для чего нам снова ее изучать? (чтобы узнать что-то новое) | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Разгадывают загадки Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы Записывают слова Участвуют в формулировке цели. Знакомятся с темой урока. | Ф Ф Ф Ф Ф Ф | Речь учителя Речь учителя, доска Доска, карточки (синквейн) Речь учите-ля, доска Карточки, речь учите-ля. Презента-ция, инт. доска | К К К К К К К | Р: организуют себя на уроке; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других К: Умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. П: Умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Положительно относятся к процессу познания; определяют и формулируют цель на уроке; | |
II. Проектировочный | Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Проблемный метод (изложение различных точек зрения) | -Как вы думаете, что мы должны узнать новое, чтобы достичь нашу цель? (ответы учеников) -Верно, для начала нам нужно: 1) узнать об орфограмме «правописание частицы «не» с глаголами. 2) научиться определять орфограмму в тексте. (На доске начало фразы, а учащиеся должны продолжить) -Что нам поможет для этого? (учебник). Сверим наши знания с тем, что дает учебник. | Планируют совместную деятельность на уроке | Ф | Карточки, речь учителя. | К | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Проявляют интерес к учебной деятельности | |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Проблемный метод (Поиск решения проблем; Изложение разных точек зрения) Словес-ный (беседа) Нагляд-ный (работа с кни-гой) Прак-тиче-ский (упраж-нение) | -С чего начнем нашу работу? -Глагол, это какая часть речи? (самостоятельная) -А какие служебные части речи вы знаете? (предлоги, частицы) -Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? НА СЛАЙДЕ: 1. можно задать вопрос 2. являются членом предложения Служебные части речи
-Если они не являются членами предложения, то для чего нужны тогда служебные части речи? (для связи слов в предложении) -Как мы выделяем частицы в предложениях? (в домик) -Откроем учебники на стр. 124. Прочитаем правило хором. -Что мы узнали из этого правила? -На стр. 125 обратите внимание.
Еще раз повторим: Частица НЕ с глаголами употребляется раздельно: НЕ увидел, НЕ читал, НЕ скажет. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). А значит об орфограмме «правописание частицы «не» с глаголами. Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности на данном этапе урока и зеленую, если их не возникло. -Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. К какому? -Выполним задание 223. 1) Прочитаем стихотворение «Мой друг» 2) Тема (друг), главная мысль (каким другом нужно быть) -Выпишем глаголы на изученную тему, (с комментированием). Как пишутся глаголы с частицей не? Как мы выделяем частицы? (домик) -ОТМЕТКА -У вас есть верные друзья? Помогали ли они вам в трудной ситуации? Как? Как нужно относится к ним? Иметь надежных друзей важно в жизни Работа с пословицей. Хорошие друзья в беде не оставят. -Как вы понимаете эту пословицу? -Запишите ее в тетрадь и не забудьте, что предложение начинается с большой буквы. 1) ученик у доски. Разобрать по частям речи и найти главные члены. Не забываем про частицу!!!!! ОТМЕТКА 2) Разобрать как часть речи слово (в) беде –ОТМЕТКА. имя существительное. Начальная форма: беда (именительный падеж единственного числа). Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение. Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число. -ОТМЕТКА 5)УСТНО. Дайте характеристику всему предложению (в скобках) по цели высказ, по интонации, по налич. втор. членов (расп или нераспр) прост или сложное, двусос или нет, подл и сказ. -Проверка на слайде. Покажите сигн. карточкой верно или нет вы выполнили задание. -Давайте отдохнем и выполним физминутку. Задание в парах. Перед вами знаки поведения в природе. Каждая пара должна придумать правило по картинке. 1 парта придумывает к 1 картинке. Какие советы дадим по правилам поведения в природе. -Какие все эти предложения? (побудительные) -А можно природу назвать другом? Задание в группах. Найдите ошибки в предложениях и зачеркните.
-На слайде проверка. Покажите сигн. карточкой результат. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2). Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности на данном этапе урока и зеленую, если их не возникло. | Отвечают на вопросы Слушают объяснение правила. Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку Выполняют задание из учебника. Разбирают слово по составу. Собирают и записывают пословицу Работают у доски Проверяют задание. Осуществляют взамооценку. Выполняют физминутку Выполняют задание в парах Выполняют задание в группах Проверяют задание. Осуществляют взамооценку. Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку. | Ф Ф Ф И Ф Ф Ф Ф Ф П Ф П Г Г Г И | Речь учителя Презентация, доска Карточки (план) Сигнальные карточки Учебник Речь учителя. Учебник Речь учителя. Доска, карточки Доска Презентация Сигнальные карточки Речь учителя Презентация Раздаточный материал Презентация Карточки (план) Сигнальные карточки | К К К С К К К К К С К В В В В С | понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока; Находят глаголы с частицей не, осознают значение высказывания, имеющего глагол с частицей не; раздельно пишут частицу не с глаголами; правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не; составляют побудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не; | П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Р: Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. П: Умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | Проявляют внимательное и ответственное отношение |
IV. Рефлексивно-оценочный | Соотносить результаты с поставленной целью | Проблемный (обобщение и анализ изученного материала) | -Какую цель мы поставили на урок? -Как вы считаете, достигли ли мы ее? -Как пишутся глаголы с частицей не? «не»-ЧАСТИЦА, служебная часть речи. «Не» с глаголами пишется раздельно. «Не»- орфограмма. -Можем ли теперь решить возникшую трудность в начале урока? Как мы напишем частицу не с глаголами? - Выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока, подпишите человечка и прикрепите к доске. Д/з Составить и записать два предложения с частицей не. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях. Участвуют в предложенной рефлексии | Ф | Презентация, речь учителя. | К | Умеют различать склонения имен существительных. | Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....