«Правописание частицы не с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: формирование умения правильно писать частицу «не» с глаголами.

Задачи:

Дидактические: познакомить с орфограммой «правописание частицы «не» с глаголами; учить определять орфограмму «правописание частицы «не» с глаголами» в тексте;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к друзьям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: формирование умения правильно писать частицу «не» с глаголами.

Задачи:

Дидактические: познакомить с орфограммой «правописание частицы «не» с глаголами; учить определять орфограмму «правописание частицы «не» с глаголами» в тексте;

Развивающие: развивать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, развивать аналитические умения при работе с информацией, развивать логическое мышление, устную и письменную речь

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Этап урока

Образовательная задача этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Правописание частицы не с глаголами»

Словесный (беседа)

Проблемный( проблемная ситуация)

Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня мы начнем наш урок. Давайте вспомним наш девиз:

Действовать! Активно!

Думать! Оперативно!

Слушать! Внимательно!

Работать! Обязательно!

Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы в этой записи.

Словарная работа

(угадывают вместе, 1 выходит и пишет на доске, проговаривая орфограммы). Вы отгадываете загадку, записываете слово в тетрадь и подчеркиваете орфограммы:

Загадки

Четверг- четвертый день недели

На ИЗО с тобой пойдем

И с собой его возьмем.

В чем мы будем рисовать?

Как назвать мне ту тетрадь? Альбом

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? Самолет

Железный конь,

Внутри огонь,

Овес не просит,

Пашет, сеет, косит. Трактор

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста- Извините

Жёлтый одуванчик
По двору идёт,
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюет.
 Цыпленок

В ночь — мороз,

С утра — капель,

Значит, на дворе - Апрель

-Какое слово отличается от других по конструкции? (САМОЛЕТ).

-Почему? (соединительная гласная «о»)

Подчеркните первые буквы в каждом слове и составьте из них слово. Какое слово получилось? (частица). Слово частица будет служить ключом к нашей теме.

Актуализация знаний.

  1. Что такое глагол?
  2. На какие он вопросы отвечает?
  3. Что глагол обозначает?
  4. Как может изменяться глагол? Какое время может быть у глагола?
  5. Как еще может изменятся? От чего зависит число глагола? (зависит от числа им. сущ. с кот-м глагол связан)
  6. И как у нас еще может изменятся глагол? (по родам). А всегда ли он может изм. по родам? (только в прош. времени)
  7. Какой формы может быть глагол? (неопределённой). Как определить неопред. форму гл? (по вопросу что делать? что сделать?

Постановка проблемной ситуации. 

-Все ли мы рассказали про глагол? Почему осталось закрытое окошко? Хотели бы вы узнать?

Чтобы узнать, что осталось под знаком вопроса запишите слова-(1 уч. пишет на доске) не пускать, не прилетели, не робел, не смущал. Все ли так же написали? Допустил(а) ли … ошибки? Если да, то где? Смотрите, кто-то говорит, что так верно, а кто-то по-другому, тут то мы и столкнулись мнениями. Почему вы написали по-разному? (потому что нам не хватает знаний чтобы написать верно)

Формулировка темы и цели урока.

- Если мы не знаем, как правильно писать частицу не с глаголами, значит, чему мы должны научиться на уроке? (научиться правильно писать частицу «не» с глаголами)

-На слайде представлена тема, но в ней чего-то не хватает. («Правописание …… не с глаголами).  Вспомним про наш ключ, подставим слово частица в нашу тему.

На слайде появляется тема полностью

-Новая тема для вас? (нет) Тогда для чего нам снова ее изучать? (чтобы узнать что-то новое)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Разгадывают загадки

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Записывают слова

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Речь учителя, доска

Доска, карточки (синквейн)

Речь учите-ля, доска

Карточки,  речь учите-ля.

Презента-ция, инт. доска

К

К

К

К

К

К

К

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

К: Умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

-Как вы думаете, что мы должны узнать новое, чтобы достичь нашу цель? (ответы учеников)

-Верно, для начала нам нужно:

1) узнать об орфограмме «правописание частицы «не» с глаголами.

2) научиться определять орфограмму в тексте.

(На доске начало фразы, а учащиеся должны продолжить)

-Что нам поможет для этого? (учебник). Сверим наши знания с тем, что дает учебник.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Карточки, речь учителя.

К

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

Словес-ный (беседа)

Нагляд-ный (работа с кни-гой)

Прак-тиче-ский (упраж-нение)

-С чего начнем нашу работу?

-Глагол, это какая часть речи? (самостоятельная)

-А какие служебные части речи вы знаете? (предлоги, частицы)

-Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

НА СЛАЙДЕ:
Самостоятельные части речи

1. можно задать вопрос

2. являются членом предложения

Служебные части речи

  1. нельзя задать вопрос
  2. не являются членом предложения

-Если они не являются членами предложения, то для чего нужны тогда служебные части речи? (для связи слов в предложении)

-Как мы выделяем частицы в предложениях? (в домик)

-Откроем учебники на стр. 124. Прочитаем правило хором.

-Что мы узнали из этого правила?

 -На стр. 125 обратите внимание.

 

Еще раз повторим: Частица НЕ с глаголами употребляется раздельно:

НЕ увидел, НЕ читал, НЕ скажет.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). А значит об орфограмме «правописание частицы «не» с глаголами. Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности на данном этапе урока и зеленую, если их не возникло.

-Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. К какому?

-Выполним задание 223.

1) Прочитаем стихотворение «Мой друг»

2) Тема (друг), главная мысль (каким другом нужно быть)

 -Выпишем глаголы на изученную тему, (с комментированием). Как пишутся глаголы с частицей не? Как мы выделяем частицы? (домик)

-ОТМЕТКА

-У вас есть верные друзья? Помогали ли они вам в трудной ситуации? Как? Как нужно относится к ним? Иметь надежных друзей важно в жизни

Работа с пословицей. Хорошие друзья в беде не оставят.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Запишите ее в тетрадь и не забудьте, что предложение начинается с большой буквы.

1) ученик у доски. Разобрать по частям речи и найти главные члены. Не забываем про частицу!!!!! ОТМЕТКА

2) Разобрать как часть речи слово (в) беде –ОТМЕТКА.

имя существительное. Начальная форма: беда (именительный падеж единственного числа). Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение. Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число. -ОТМЕТКА

5)УСТНО. Дайте характеристику всему предложению (в скобках)

по цели высказ, по интонации, по налич. втор. членов (расп или нераспр) прост или сложное, двусос или нет, подл и сказ.

-Проверка на слайде. Покажите сигн. карточкой верно или нет вы выполнили задание.

-Давайте отдохнем и выполним физминутку.

Задание в парах. Перед вами знаки поведения в природе. Каждая пара должна придумать правило по картинке. 1 парта придумывает к 1 картинке. Какие советы дадим по правилам поведения в природе.

-Какие все эти предложения? (побудительные)

-А можно природу назвать другом?

Задание в группах. Найдите ошибки в предложениях и зачеркните.

  1. Отцвела мать-и-мачеха, а одуванчики ещё нераспустились.
  2. Ещё немного и распустятся колокольчики.
  3. Пингвины неумеют летать.

-На слайде проверка. Покажите сигн. карточкой результат.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2). Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности на данном этапе урока и зеленую, если их не возникло.

Отвечают на вопросы

Слушают объяснение правила.

Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку

Выполняют задание из учебника.

Разбирают слово по составу.

Собирают и записывают пословицу

Работают у доски

Проверяют задание.

Осуществляют взамооценку.

Выполняют физминутку

Выполняют задание в парах

Выполняют задание в группах

Проверяют задание.

Осуществляют взамооценку.

Участвуют в предложенной рефлексии. Осуществляют самооценку.

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

П

Ф

П

Г

Г

Г

И

Речь учителя

Презентация, доска

Карточки (план)

Сигнальные карточки

Учебник

Речь учителя.

Учебник

Речь учителя.

Доска, карточки

Доска

Презентация

Сигнальные карточки

Речь учителя

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Карточки (план)

Сигнальные карточки

К

К

К

С

К

К

К

К

К

С

К

В

В

В

В

С

понимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока;

Находят глаголы с частицей не, осознают значение высказывания, имеющего глагол с частицей не;

раздельно пишут частицу

не с глаголами;

правильно произносят глаголы в прошедшем времени с частицей не;

составляют побудительные предложения, употребляя

в них глагол с частицей не;

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Р: Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения.

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

 -Какую цель мы поставили на урок?

-Как вы считаете, достигли ли мы ее?

-Как пишутся глаголы с частицей не?

«не»-ЧАСТИЦА, служебная часть речи.

«Не» с глаголами пишется раздельно.

«Не»- орфограмма.

-Можем ли теперь решить возникшую трудность в начале урока? Как мы напишем частицу не с глаголами?

- Выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока, подпишите человечка и прикрепите к доске.

Д/з Составить и записать два предложения с частицей не.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Презентация, речь учителя.

К

Умеют различать склонения имен существительных.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....