Правописание частицы НЕ с глаголом.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматические сказки развивают фантазию,воображение,будят интерес,а когда интересно,тогда учебный материал детьми усваивается хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_programme_3klass_ne_s_glagolom.docx | 71.12 КБ |
urok_russkogo_yazyka_po_programme_3klass_ne_s_glagolom______1.docx | 83.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по программе: «Школа 2100»
Учитель ГБОУ СОШ №127 Николаева А.Г
Изучаемый раздел: ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛОМ
Цель урока: развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами
ЗАДАЧИ:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
- развивать орфографическую зоркость - уметь находить и объяснять
обучающихся; изученные орфограммы;
- повторить грамматические разборы; - учиться делать грамматические
- развивать умение правильно употреблять разборы;
и писать частицу не с глаголами; - учиться правильно употреблять и - учить работать с учебником ; писать частицу не с глаголами;
- развивать связную речь, логическое мышление; - учить делать выводы по опорным
-воспитывать аккуратность в работе, терпимость словам;
к товарищам; -учиться работать с готовым правилом;
- развивать желание и в дальнейшем овладевать - воспитывать в себе волевые качества,
знаниями; аккуратность в работе, терпимость к
товарищу.
Материалы и оборудование к уроку:
- учебник русского языка, тетрадь,
- карточки с частицей НЕ – 3 шт., опорные слова,
- «морфологический город», названия разборов,
- капитанская фуражка, корабли.
ФОРМА УРОКА: СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА. «ПОМОЩЬ ГЛАГОЛЬНОМУ КАПИТАНУ».
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний предыдущих тем.
3.Работа по теме.
4.Итог урока.
1.Орг. момент. – Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы.
2. Проверка знаний предыдущих тем.
- Ребята, из города «Морфологии» к нам прибыли корабли.
- А что изучают в этом городе? - Слова как части речи.
- Прочтём предложение. Запишем его. Определим, какой части речи каждое слово.
Попутно выделим и объясним знакомые орфограммы.
К НАМ ПРИШЛИ ЧУДЕСНЫЕ КОРАБЛИ.
- к - предлог, нам – местоимение (мы), пришли – глагол ( что сделали?) чудесные - прилагательное (какие?), корабли - существительное (что?)
К – предлог пишу со словом на расстоянии, пришли - ударение падает на второй слог- шли, безударный гласный в первом слоге, при – приставка, написание приставок надо запоминать,
чудесные – ударение падает на второй слог -дес, безударный гласный звук в корне слова, проверяем – много чудес, чу- пишем с буквой - у, окончание –ые множественного числа.
корабли - ударение падает на слог - ли, безударные гласные в корне слова, проверяем - первую гласную надо запоминать - это словарное слово корабль, и это же слово является проверочным .
Слайд. Парусник.
- Мальчики, как называется этот вид корабля? - Этот вид корабля называется парусник.
- Сделаем словообразовательный разбор этого слова.
ПАРУСНИК – имя существительное, образовалось суффиксальным способом
корень ПАРУС + суффикс НИК
- К чему крепятся паруса
- К мачте.
- Сделайте морфемный разбор этого слова.
- Изменяю слово:
мачта, мачтой, окончание слова е , основа слова мачт, корень слова мачт.
- Отгадайте загадку. – Без этого корабельного приспособления судно на месте при стоянке не удержать.
-Это приспособление называется: якорь
- Сделаем фонетический разбор этого слова.
ЯКОРЬ-2слога, я-корь,
Я - [ й ] - согл.,зв.,мягк.,непарн.
- [ а ] – гл.,удар.
К - [ к ] – согл.,глух.,парн.,тв.,парн.
О - [ а ] – гл.,безуд.
Р - [ р, ] - согл.,зв. непарн.,тв.,парн.
Ь - [ - ] – зв. не обозначает
5 б. 5 зв.
Физкультминутка: - Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
3. Работа по теме урока.
- Слышите, кто-то просит нас о помощи.( голос из класса) «Помогите!», «Спасите!»,
«Погибаю!»
- Вы догадались, капитан, какого корабля просит нас о помощи?
- Нас просит о помощи капитан – ГЛАГОЛ. Все его слова обозначают действие.
К доске выходит мальчик в фуражке морского капитана.
- Милый капитан, что у вас случилось?
- На судно подбросили записку. Прочтите. (текст записки написан на доске)
КТО МОРСКИЕ ЗАКОНЫ ЗНАЕТ,
ТОТ В МОРЕ ПРОПАДАЕТ!
(капитан) – Нет, я понимаю, что эта записка не про меня, и не про мою команду! Но всё же помогите разобраться.
- Обязательно, а помогут нам сегодня частицы.
(к доске выходят девочки с « шапочками» частиц НЕ, ЖЕ, ЛИ )
Они хоть малы и не являются членами предложения, но помощницы они хорошие.
Девочки читают стихотворение.
Мы очень нужные частицы
Может с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье, (шаг вперёд делает девочка, у которой частица - ЖЕ)
Отрицанье (шаг делает девочка, у которой частица - НЕ)
И сомненье… (шаг делает девочка, у которой частица - ЛИ)
- Ребята, капитан, какая вам частица нужна?
- Частица НЕ.
- Эта частица отрицает любое действие.
- Правильно, ребята, я служу для отрицания любого действия.
- Ну чтож, давайте составим алгоритм действия.
1. Найдите в тексте слова обозначающие действия.
2.Поставьте перед этим словам частицу НЕ, и посмотрите, какой получился смысл слова.
- Пробуем.
Кто морские законы НЕ ЗНАЕТ,
Тот в море пропадает!
Капитан: «Высказывание верное! Так в жизни и происходит! Но это не про меня и не про мою команду».
- Пробуем ещё.
Кто морские законы знает,
Тот в море не пропадает.
Ребята объясняют смысл этого предложения.
Капитан: «А вот это верно! Как важно, правильно ставить частицу НЕ в нашей речи».
Выступает частица.
Я - упрямая частица, всё повернуть по – своему стремлюсь!»
Капитан: « Ну, уж нет. Ребята, я вас прошу, выведите правило, чтобы частица НЕ держалась от меня на расстоянии.
- Пожалуйста!
________________ частица _____пишется с ____________на ___________.
Отрицательная частица НЕ пишется с глаголом на расстоянии.
- Какие вы молодцы, вы сами создали правило.
- Ребята, а как авторы учебника объясняют правописание и употребление частицы НЕ с глаголами. Знакомимся с правилом в учебнике.(с.100)
- Прочитайте про себя текст правила.
- Сколько частей в тексте?
- О чём говорится в 1-й части? Во 2-й части? гл. гл.
На доске. НЕ__ ЗНАЕТ, НЕ __ ПРОПАДАЕТ
Орфограмма – пробел.
Капитан: « Спасибо, ребята, спасибо частица, вы мне очень помогли. (уходит)
А частица продолжает… « Вот вам от меня задание, выполните его правильно, получите подарок».Даёт конверт.
1. Учитель открывает и читает: «Ссориться, опаздывать, бросать, лениться, кричать».
- Ребята, какой части речи эти слова?
- Эти слова относятся к части речи: глагол.
- Что они обозначают?
- Они обозначают действия.
-Вам смысл слов нравиться?
-Нет. Смысл негативный неприятный у этих слов.
- Но нам надо выполнить задание частицы.
2.Напишите эти слова посередине тетрадного листа.
3.Слева каждого слова напишите частицу НЕ соблюдая правило, обозначьте орфограмму.
Ребята самостоятельно первично закрепляют полученное знание, далее сверяют с доской
свою работу.
На доске: гл.
НЕ_ссориться
гл.
НЕ_опаздывать
гл.
НЕ_ бросать
гл.
НЕ _ лениться
гл.
Не _ кричать.
Частица спрашивает: «- А смысл этих слов вам нравится? Почему?
Все ли ребята выполнили работу так же, как показано на доске?».
-Так скажите, какую роль я играю в жизни глагола и в вашей жизни?
Ребята объясняют, опираясь на правило в учебнике.
Все ребята выполнили правильно, и девочка отдаёт подарок (колокольчик с частицей
НЕ)
4 .Итог урока. д.з.упр.№7 с.106
- Ребята, подведём итог нашего урока. Понравился урок? Чем? Что нового узнали? Что запомнилось? Чему научились? Что ещё хотите узнать?
- Возьмите магнит и определите, на какой ступеньке знаний вы находитесь.
Предварительный просмотр:
Николаева А.Г. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛОм
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Технология: СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Помощь глагольному капитану»
Система обучения: программа: «Школа 2100»
Цель урока: развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами
ЗАДАЧИ:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ | ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ |
- развивать орфографическую зоркость обучающихся; | - уметь находить и объяснять изученные орфограммы; |
- повторить грамматические разборы; | - учиться делать грамматические разборы |
- развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами; | - учиться правильно употреблять и писать частицу не с глаголами; |
- учить работать с учебником ; | -учиться делать выводы по опорным словам; |
- развивать связную речь, логическое мышление; | -учиться работать с готовым правилом; |
-воспитывать аккуратность в работе, терпимость к товарищам; | - воспитывать в себе волевые качества, аккуратность в работе, терпимость к товарищу. |
- развивать желание и в дальнейшем овладевать знаниями; | |
| |
Материалы и оборудование к уроку:
- учебник русского языка, тетрадь,
- карточки с частицей НЕ – 3 шт., опорные слова,
- «морфологический город», названия разборов,
- капитанская фуражка, корабли.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
3.Повторение грамматических разборов.
4.Изучение нового материала. Постановка проблемы.
5.Открытие нового знания.
6.Применение нового знания.
7. Итог урока.
8.Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Оргмомент | ||||
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Какое у вас настроение? | Ответы детей | |||
– Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы. | ||||
- Что ещё вы бы хотели узнать о глаголах? | Познакомиться ещё с какой- либо орфограммой. | |||
-Проверьте свою посадку. Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. | ||||
2. Минутка чистописания | ||||
На доске: | ||||
- Над какой буквой будем работать? | Буквой эн. | |||
- О чём нужно помнить при написании этой буквы? | Линии должны быть прямыми и с одинаковым наклоном. | |||
- При написании «не» | Соединение – это сильно наклонная линия. Наклон букв одинаковый. | |||
- Запишите 5 раз букву « эн» и столько же «не».Сравните с образцом на доске. Подчеркните то написание, которое получилось лучше всего. | Ребята сверяют свою работу с образцом. | |||
3.Повторение грамматических разборов. | ||||
- Ребята, из города «Морфологии» к нам прибыли корабли. | На магнитной доске силуэты кораблей. | |||
- А что изучают в этом городе? | - Слова как части речи. | |||
- Прочтём предложение. Запишем его. Определим, какой части речи каждое слово. | ||||
На доске: К НАМ ПРИШЛИ ЧУДЕСНЫЕ КОРАБЛИ. | - к - предлог, нам – местоимение (мы), пришли – глагол ( что сделали?) чудесные - прилагательное (какие?), корабли - существительное (что?) | |||
- Объясним и покажем графически изученные орфограммы. - к - прошли - чудесные - корабли | К – предлог пишу со словом на расстоянии, пришли - ударение падает на второй слог- шли, безударный гласный в первом слоге, при – приставка, написание приставок надо запоминать, чудесные – ударение падает на второй слог -дес, чу- пишем с буквой - у, окончание –ые множественного числа. корабли - ударение падает на слог - ли, безударные гласные в корне слова, проверяем - первую гласную надо запоминать - это словарное слово корабль, и это же слово является проверочным. | |||
Слайд. Парусник. - Мальчики, как называется этот вид корабля? | - Этот вид корабля называется парусник. | |||
- Сделаем словообразовательный разбор этого слова. | ПАРУСНИК – имя существительное, образовалось суффиксальным способом корень ПАРУС + суффикс НИК | |||
- К чему крепятся паруса | - К мачте. | |||
- Сделайте морфемный разбор этого слова. | - Изменяю слово: мачта, мачтой, окончание слова е , основа слова мачт, корень слова мачт. | |||
- Ребята, без этого корабельного приспособления судно на месте при стоянке не удержать. | - Это приспособление называется: якорь | |||
- Сделаем фонетический разбор этого слова. | ЯКОРЬ-2слога, я-корь, Я - [ й ] - согл.,зв.,мягк.,непарн. - [ а ] – гл.,удар. К - [ к ] – согл.,глух.,парн.,тв.,парн. О - [ а ] – гл.,безуд. Р - [ р, ] - согл.,зв. непарн.,тв.,парн. Ь - [ - ] – зв. не обозначает 5 б. 5 зв. | |||
Физкультминутка | ||||
Море волнуется - раз, Море волнуется - два Море волнуется – три, Морская фигура на месте замри. | ||||
4.Изучение новой темы. Проблемная ситуация. | ||||
- Слышите, кто-то просит нас о помощи. - Вы догадались, капитан, какого корабля просит нас о помощи? К доске выходит мальчик в фуражке морского капитана. | ( голос из класса) «Помогите!», «Спасите!» - Нас просит о помощи капитан – ГЛАГОЛ. Все его слова обозначают действие. | |||
- Милый капитан, что у вас случилось? | - На судно подбросили записку. Прочтите. | |||
КТО МОРСКИЕ ЗАКОНЫ____ ЗНАЕТ, ТОТ В МОРЕ________ПРОПАДАЕТ! | ? | |||
- Действительно, странная записка. | - Помогите мне в ней разобраться. | |||
- А мы сейчас у ребят спросим. Ребята, как вы думаете, о чём говорится в записке. | Предположения ребят. | |||
Голоса из класса. | -А может, мы поможем? Девочки с «шапочками частиц» на голове предлагают свою помощь. | |||
- Давайте ребята выслушаем их. | Мы очень нужные частицы Можем с каждым подружиться. Выражаем утвержденье (шаг вперёд делает девочка, у которой частица - ЖЕ) Отрицанье (шаг делает девочка, у которой частица - НЕ) И сомненье… (шаг делает девочка, у которой частица - ЛИ) - Ребята, капитан, выбирайте, какая вам частица нужна. | |||
- Нам нужна частица НЕ. | ||||
Капитан:- А почему она мне нужна? - Нет, это не про меня. Смысл этого предложения мне не нравится. | - Она по смыслу походит. Приводят свои примеры. Кто морские законы не знает, тот в море пропадает. | |||
- Вот как. | - Кто морские законы знает, тот в море не пропадает. Капитан: - Смысл этого предложения мне нравится. | |||
- К какой части речи относиться слово «не»? | Частица: - Я служебная часть речи, я никогда не изменяюсь. Но вот смысл части речи я изменяю. | |||
5.Открытие новых знаний. | ||||
- Давайте догадаемся, какой части речи частица «не» меняет смысл. | - Глагола. Она придаёт словам отрицательное значение. | |||
Частица: - Правильно. Я вас предупреждаю, употреблять меня надо осторожно. Я упрямая частица, всё повернуть по - своему стремлюсь! | ||||
На доске написаны опорные слова. | Капитан: «Ну, уж нет. Ребята, я вас прошу, создайте правило, чтобы частица НЕ держалась от меня на расстоянии. | |||
______________ частица _____пишется с глаголом___________ . | Отрицательная частица НЕ пишется с глаголом раздельно . | |||
- Какие вы молодцы, вы сами создали правило. | ! | |||
- Ребята, а как авторы учебника объясняют правописание и употребление частицы НЕ с глаголами. Знакомимся с правилом в учебнике.(с.100) - Прочитайте про себя текст правила. - Сколько частей в тексте? | - 2 части. | |||
- О чём говорится в 1-й части? | - Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно. | |||
- Во 2- части? | - Раздельное написание частицы не с глаголами – это орфограмма – пробел. | |||
6.Применение новых знаний.
| ||||
Сформулируйте цель нашего урока. гл. гл. На доске. НЕ_ ЗНАЕТ НЕ _ ПРОПАДАЕТ | Учиться правильно применять и писать частицу НЕ с глаголами и показывать эту орфограмму графически. | |||
- Ребята, сделаем зарядку для глаз. | Здоровье сберегающие технология. | |||
- Ребята, нашему капитану уже пора уходить. | Капитан: « Спасибо, ребята, спасибо частица, вы мне очень помогли. (уходит) | |||
- А «Частица» остаётся с нами. | «Частица» продолжает… « - Вот вам от меня задание, выполните его правильно, получите подарок». Даёт конверт. | |||
Учитель открывает и читает: Выполните три задания. 1.Объясните, к какой части речи относятся эти слова и объясните их значение: ссориться, опаздывать, бросать, лениться, кричать. | ||||
- Ребята, какой части речи относятся эти слова? | -Эти слова относятся к части речи - глагол. | |||
- Что они обозначают? | - Они обозначают действие. | |||
- Вам нравится смысл этих слов? | - Нет. Объясняют почему. | |||
2. Напишите эти слова посередине тетрадного листа с маленькой буквы. | ссориться опаздывать бросать лениться кричать. | |||
3. Слева каждого слова напишите частицу НЕ, соблюдая правило и графически изображая орфограмму. | Сам.работа. | |||
- Сравните с записью на доске. На доске: гл. не_ ссориться гл. не_ опаздывать гл. не_ бросать гл. не _ лениться гл. не _ кричать. | Ребята сравнивают. | |||
- Смысл этих слов вам нравится? | Ребята рассуждают. | |||
7. Итог урока. | ||||
А теперь «Частица» проверит ваши работы. | «Частица» проходит по рядам и проверяет работы ребят. Хвалит их и спрашивает, какую роль играет в русском языке частица НЕ. За отличную работу вручает классу колокольчик с надписью НЕ. | |||
8. Рефлексия | ||||
С помощью условной лестницы выявляю степень осознания учениками собственной познавательной деятельности. | У каждого ученика на парте лежит магнит. | |||
- Возьмите магнит и определите, на какой ступеньке знаний вы находитесь. - Как поняли цель урока. - Как поняли новую орфограмму. - Сумеете её применить при сам.работе. - Сможете сами справиться с дом.заданием. | ||||
9. Домашнее задание | ||||
Упр.№7 с.106 выучить правило. | ||||
- Спасибо, молодцы, все работали хорошо. | ||||
Учитель выставляет оценки индивидуально. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....