Конспект по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс
ТЕМА. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.
ЦЕЛЬ: повторять знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; дать представление об изменении глаголов по временам; уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной форме; учить определять время глагола и изменять глагол по временам; развивать умение ставить вопросы к глаголам; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать речь, мышление, воображение, умение делать выводы; воспитывать культуру поведения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс
ТЕМА. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.
ЦЕЛЬ: повторять знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; дать представление об изменении глаголов по временам; уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной форме; учить определять время глагола и изменять глагол по временам; развивать умение ставить вопросы к глаголам; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать речь, мышление, воображение, умение делать выводы; воспитывать культуру поведения на уроке.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, наглядность.
ТИП УРОКА: комбинированный
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка готовности рабочего места.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверка выполнения упражнения ответственными учащимися.
— Какую часть речи мы начали изучать?(глагол)
- Что такое глагол?
- Что еще вы знаете о глаголе? (изменяется по числам)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Каллиграфическая минутка.
- Заполнив пустые клетки таблиц вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.
Книга | Пенал | Портфолио |
Ж | М | ? |
(Существительное книга – женского рода, существительное пенал – мужского рода, существительное портфолио – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)
На доске: | Сс | CС | СС |
Красивый | Цветок | Растет |
П | С | ? |
(Красивый – прилагательное, цветок – существительное, растет – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)
На доске: ГгГгГг |
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выберите самую красивую букву.
- Словарный диктант с заданием
— Разберите слова для переноса.
Элект-ри-чест-во, пра-ви-тельст-во, по-мо-гать, она, ка-ран-даш, би-лет, го-во-рить, де-вят-над-цать, ты, один-над-цать, сво-бо-да, са-мо-лет, воп-рос. ап-пе-тит, го-реть.
- Выполнение задания
— Определите части речи
Физкультминутка (пальчиковая).
- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – играем пальчиками на столе, как на пианино. Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
— Сегодня на уроке мы познакомились с изменением глаголов по временам, а также с глаголами, у которых нельзя определить ни время, ни число; будем учиться применять в речи разные временные формы глаголов.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Отгадайте загадку:
Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.
- О чем я говорю? (Это время)
- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
- Знаете ли вы пословицы со словом время?
- Делу время, потехе – час.
- Время – не птица, за хвост не поймаешь.
- Не время сидеть сложа руки.
- Аппетит приходит во время еды.
- Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
- Всему своё время.
- А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ?
(У глаголов есть время)
- Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какова тема урока? (Время глагола)
- Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…
2. Работа по рисунку
Как и в году у глагола тоже есть свои времена.
- Сколько времен года вы знаете?
А у глагола их три. Скажите какое время года? (весна). А до весны была зима, а после весны придет лето.
Посмотрите на картинки.
- Что дети делали зимой? (катались, играли)
- Что вы делаете сейчас? (пишем, учимся)
- А что вы будете делать летом? (будем купаться, загорать, отдыхать)
3. Работа с учебником. (С. 76, упр. 157 учебника)
4. Упражнение на изменение глаголов по временам.
Выполнение упражнения 158 (С.76. учебника).
Поставьте вопрос к данным глаголам. Можно ли определить их число или время?
Такие глаголы стоят в неопределенной форме.
— Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите.
Физкультминутка.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Устно. Выполнение упражнения 159 (С. 77 учебника). (фронтально)
— Прочитайте.
Объясните написание выделенных слов.
2 Игра «Глаголы заблудились»
- А теперь работаем в парах.
Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.
Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам.
Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал
Проверка:
- Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему?
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1 Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Текст:
Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Проверка:
- Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.
VIII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?
- В форме какого времени бывают глаголы?
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.
- Кому все удалось и все было понятно – весёлый.
- У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный.
- Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок - грустный.
Оценивание учащихся.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнение 77 (С. 160 учебника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....