ДЭ Род глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | 1.Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. - Сегодня на уроке мы с вами будем не одни, а с Суперсемейкой. - Знаете ли вы, что это за семья? - Скажите, а какими должны быть настоящие супергерои? - Верно, именно эти качества есть у настоящих супергероев. А хотели бы вы быть супергероями? - Отлично! |
1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. - Семья супергероев. - Смелыми, умными, сильными и храбрыми - Да |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | - Ребята, поступил важный звонок, давайте ответим. Прочитайте, пожалуйста! - На помощь отправятся только взрослые, а дети супергероев и мы с вами, будем им помогать из дома с помощью панели управления! - Вы готовы к такому важному заданию? Ошибиться нельзя! - Пока родители Супергерои летят на задание, мы будем ждать от них звонка, чтобы им помогать. | - Здравствуйте настоящие супергерои! Нам нужна ваша помощь. В городе серьезные проблемы и только вы сможете нам помочь! - Готовы! |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | - Посмотрите на панель, загорелась синяя кнопка. Давайте на нее нажмем и узнаем, что нужно сделать. - Прочитайте задание! Отгадав загадку вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке. Что без меня предметы? Лишь названья А я приду - всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт - Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем работать? - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Что это? - Как изменяются глаголы? В настоящем времени обозначает действие, которое … В прошедшем времени обозначает действие, которое … В будущем времени обозначает действие, которое …… - Прочитайте слова. Светил, светила, светило. Что в них общего? Подберите к ним имена существительные по смыслу. Чем отличаются эти глаголы? - А вы знали, что у глаголов тоже есть род, как и у имен существительных? - Это и будет главный вопрос урока. - Сформулируйте тему урока. - Поставьте цели на урок. - Составьте план урока в правильной последовательности. Молодцы, ребята! | - Сегодня мы будем работать с частью речи - глагол. - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д. - По числам и лицам происходит в наст.вр. в момент речи уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи произойдут в б.вр., после момента речи - Это глаголы прошедшего времени, родственные слова. - Месяц светил, луна светила, солнышко светило. -Мы еще не знаем… Не знали… - Род глаголов в прошедшем времени - Научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. План:
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | - К нам поступило сообщение от родителей Супергероев. Прочитайте, пожалуйста! Ребята, нам нужна ваша помощь, если вы правильно выполните это задание, у нас будет ключ к спасению людей! Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок! - Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? Да верно, если в глаголе есть -л- ,то глагол стоит в форме прошедшего времени. А вот и ключ для сундука. Вы отлично справляетесь! - На телефон пришло сообщение, это фотография, посмотрим.. О нет, папа Супергерой попал в ловушку и ему нужна помощь. Нужно сказать одно правило, но мы его еще не знаем, и сейчас в этом быстро разберемся. - Поможем все вместе? Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. - Ребята, как определить род глагола? Откройте учебники на странице 121, прочитайте «обратите внимание!», и скажите, были ли мы правы? - Теперь выполним упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. - Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. - Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул - Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. - Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Перелистните страницу и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными? Сделайте вывод. - Какой пункт плана мы может отметить? - Отлично, папу Супергероев спасли, теперь они летят дальше! - Ребята, звонок от мамы Супергероев. Прочитаем. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… - О чём стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Прочитайте задание. Определите род и число глаголов. - Спасибо! Все верно! Полетела я дальше. - Какой пункт плана мы может отметить? | Грело-пр.время, ед.число, падал-пр.вр, ед.ч., гулял-пр.вр., взяла-пр.вр., ед.ч., поспела-пр.вр., ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела. - суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть - л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. - По роду имени существительного, с которым он связан. - Мы были правы! - Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. - Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. - Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. - Не изменяются по родам Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. Летела мимо тети Эдны, заглянула к ней. А она дала мне стихотворение и задание. Помогите мне, а то она меня так просто не отпустит! - Это стихотворение о грозе. -Тревожное настроение. -Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. -Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. |
Первичное закрепление (4-5 мин) | - Ребята, на панели загорелся красный рычаг, давайте его опустим вниз и узнаем, что произошло. м.р. ж.р. ср.р. Расти — рос, росла, росло; Говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть - Какой пункт плана мы может отметить? | Нам снова нужна ваша помощь! Выполнив следующее задание, мы сможем спасти весь город! Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания. м.р. ж.р. ср.р. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | - Вот и прилетели родители домой! Все мы справились отлично. - Какой пункт плана мы может отметить? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"
План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...
Изменение глаголов в прошедшем времени
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 4 классе по теме: "Изменение глаголов в прошедшем времени", система Л.В.Занкова. Материал позволяет более полно и широко проникнуть ...
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
"Правописание глаголов в прошедшем времени"
Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...
Урок ФГОС на тему "Неправильные глаголы в прошедшем времени"
Тип урока: урок открытия новых знаний Тема урока: Неправильные глаголы в прошедшем времени (Irregular verbs in Past Simple) Цель: Научить распознавать неправильные глаголы в прошедшем ...
урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени
Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...
Презентация к уроку "Мир моих фантазий. Неправильные глаголы в прошедшем времени" по ФГОС с использованием сингапурских структур для 4 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
Здесь только презентация. Она поделена 2 части, из-за лимита объема загружаемого файла.План-конспект этого урока:...