Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Ф Словесный метод( беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, меня зовут Дарья Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Наш урок пройдет под девизом «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» -Мы начинаем наш урок.
| 1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. | Р: включение в учебную деятельность.
|
Презентация, слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф Словесный метод( беседа) Наглядный метод( демонстрация) Практический( анаграмма) Внешний контроль
| Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.
-Ребята, у меня для вас письмо от мистера Шерлока Холмса! «Я, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон открываем школу для юных сыщиков! Я и мой друг и помощник раскроют секреты нашей работы. Но, чтобы попасть в эту школу нужно показать, как вы умеете расследовать дела. Требования к юным сыщикам: любознательность, активность, интерес к хитрым задачам и головоломкам. По выполнению каждого задания я буду присылать вам письмо с более сложным и запутанным заданием! Вот вам первое письмо!» -Поднимите руку, кто хочет попасть в школу сыщиков? Тогда открываем первое письмо. -«Вы, как истинные детективы, должны разгадать таинственную анаграмму». Чтобы получилось правильное слово, нужно переставить букву в словах. Это и будет тема вашего урока.» ЫМИНОНИСИЫМИНОТНА | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.
-синонимы и антонимы | П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
Презентация, слайд 2
Презентация, слайд 3
Презентация, слайд 4 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф Словесный метод( беседа) Внешний контроль | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.
-Какая будет тема нашего урока? -Поставим цель на урок.
-Задачи урока перепутались. Составим их в правильной последовательности. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.
-синонимы и антонимы -узнать, что такое синонимы и антонимы -1. Узнать, что такое синонимы. 2. Узнать, что такое антонимы. 3. Выполнить упражнение. 4. Подвести итоги. | П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание
|
Презентация, слайд 5
Доска
|
«Открытие» нового знания
|
|
Ф Словесный метод( беседа) Практический метод( упражнение) Наглядный метод( схема) Внешний контроль
| 1.Организует работу по пройденному материалу. 2. Контролирует выполнение упражнений.
-Мистер Шерлок Холмс отправил нам второе письмо. «Вижу, что вы справились с первым заданием, держите второе – вам нужно разобраться, чем отличаются синонимы и антонимы»
-Чем похожи эти слова? -Какой сделаем вывод? Какие слова называются синонимами?
-Сравним наши выводы с выводами в учебнике. Прочитайте правило. С.52 -Прочитайте пословицы. Дождик вымочит, а солнышко высушит. -Слова вымочит, высушит – обозначают одно и то же? -Сделаем вывод. Какие слова называются антонимами?
-Сравним наш вывод с выводом в учебнике. С. 54 -Составим алгоритм, как различать синонимы и антонимы. Если слова по своим значениям: ( какие?) 1. одинаковые по значению, но разные по звучанию 2. то это слова… 3. противоположные 4. то это слова… | Выполняют упражнение в тетрадях.
-родник, ключ; произносятся по-разному; эти слова обозначают одно и то же
Синонимы – слова, одинаковые по смыслу, но разные по произношению
-нет, у слов разное значение -антонимы-слова, которые имеют противоположное значение
1. одинаковые по значению, но разные по звучанию 2. синонимы 3. противоположные 4. антонимы | П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей.
|
Презентация, слайд 6
Презентация, слайд 7
Учебник
Презентация, слайд 8
Учебник
Презентация, слайд 9
|
Первичное закрепление |
| Ф, И Словесный метод( беседа) Практический метод( упражнение) Наглядный метод( образец) Внешний контроль | -Нам пришло 3 письмо. «Вы справились еще с одним заданием. Держите следующее. Вам нужно выполнить упражнение 73 на странице 56.» -Откройте учебник на странице 56 упр. 73 -Прочитайте первую часть задания. -Прочитайте вторую часть задания. -Разберем первую пословицу. Вместе тесно, а врозь скучно. Антонимы - вместе, врозь. Вместе, когда все вместе. Врозь, когда все отдельно. -Спишите 2 пословицы и подчеркните антонимы, как на образце. -Проверим упражнение. |
Дождик вымочит, а солнышко высушит. Ученье – свет, а неученье - тьма. Умел взять, умей и отдать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. | П: анализ. К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей.
| Презентация, слайд 10
Учебник
Презентация, слайд 11 |
Физкультминутка |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ф,И,П Словесный метод ( инструктаж) Практический метод( самостоятельная работа) Взаимопроверка Внешний контроль | 1. Контролирует выполнение работы. 2. Организовывает самопроверку обучающимися своих решений по эталону.
-Посмотрим следующее письмо. «Одно из требований сыщиков – самостоятельность. Вам нужно самостоятельно выполнить задание. 1 вариант – соединить линиями слова- синонимы. 2 вариант – соединить линиями слова – антонимы. Удачи!». дорога | говорить | холод | огромный | большой | ложь | сказать | путь | неправда | мороз |
рассвет | быстро | медленно | злоба | доброта | появиться | глубокий | закат | исчезнуть | мелкий | -Обменяйтесь листочками и проверьте работы. 2 человека к доске. -Проверьте работы и поставьте оценки. Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки - 3 |
| Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Взаимпопроверка. | Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. П: анализ, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. |
Раздаточный материал
Документ – камера
Презентация, слайд 12 |
Включение в систему знаний |
| Ф, Г Словесный метод( беседа) Внешний контроль
| -Нам пришло еще одно письмо. «В расследовании бывают такие заминки, когда одному справиться тяжело. Поэтому следующее задание вы выполните в группе.» Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их. Задание для 1 группы. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Задание для 2 группы. "Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!" - Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. (B. Берестов. "Мороз") Задание для 3 группы. Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка. -1 человек от группы выйдет и подчеркнет синонимы в тексте. |
Выполняют работу в группах. | Р: коррекция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста. |
Раздаточный материал
Презентация, слайд 13
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Ф Словесный метод ( беседа)
Самооценка
| Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.
-Что такое синонимы? Антонимы? -Кажется, мы с вами выполнили все задания. Откроем итоговое письмо от Шерлока Холмса. «Я, Шерлок Холмс и мой друг Доктор Ватсон очень удивлены! Вы справились со всеми испытаниями и теперь знаете, что такое синонимы и антонимы. Вы зачислены в школу юных сыщиков и награждаетесь значком «Лучший сыщик!»
| Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.
-синонимы – слова, одинаковые по значению, но разные по произношению. Антонимы- слова, противоположные по смыслу. | Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения.
|
Презентация, слайд 14
Раздаточный материал |