Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с глаголами" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с глаголами" 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.
Задачи:
- воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
- образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
- развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
Планируемые результаты:
Личностные:
- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование своих действий;
- действие по намеченному плану;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.
Предметные:
- умение распознавать глаголы в тексте;
- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
- умение правильно писать частицу не с глаголами
Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: учебник для 3 класса 2 часть УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М. «Просвещение», 2020 год
Дидактический материал: раздаточный материал для групповой работы.
Ход урока
I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
-Значит сегодня у нас урок-исследование.
-Что значит исследовать?
-знакомиться;
-внимательно осмотреть;
-наблюдать;
-подвергать научному изучению;
Результаты исследований мы будем записывать в «Листок исследований»
-Какая часть речи может о себе так сказать?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растят. (Глагол)
-Что мы знаем о глаголе?
-Все ли мы знаем о глаголе?
-Сегодня мы продолжим исследовать глагол.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- К исследованию надо хорошо подготовиться.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
- Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Письмо буквы Ии сочетаний - или ими
-Какой темой можно объединить слова? (Дружба)
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Какие орфограммы встречаются в словах?
III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации
Работа в группах.
-Составьте предложение из разрезных карточек.
1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
-Что это за предложения?
-Почему пословицы звучат бессмысленно?
-Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ)
-Перед какой частью речи надо поставить не?
-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, наше предположение:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, как НЕ пишется с глаголами .
1) Исследование №1
Упр.223
-Прочитайте строчки из стихотворения С.В.Михалкова «Мой друг»
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде-
Товарища и друга
Не бросит он в беде…
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет…
-Определите тему и главную мысль стихотворения.
-Измените стихотворение так, чтобы вам не захотелось иметь такого друга?
-Что вы изменили?
-Не придает высказыванию отрицательный смысл (бросит- не бросит, любит- не любит, врет- не врет..)
- Какой частью речи является НЕ?
Мозговой штурм. Игра «Четвертое лишнее»
думать
читать
писать
бежишь
посмотрит
летит
нарисует
покормит
спешили
пела
молчал
плыло
- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (час-ти-ца)
-Наш первый вывод: НЕ – это отрицательная частица.
-Можно ли к частице НЕ задать вопрос?
-Какой вывод можно сделать?
-Запишем это в «Листок исследований»
Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголом?
(Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)
-Выпишите из Упр.223 глаголы с частицей НЕ.
- Проверка.
-Правило с.124 (Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. Это орфограмма
-Предположите, всегда ли не с глаголами пишется отдельно.
1.Прочитайте предложения.
Дети не любят ходить в больницу.
Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.
- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)
- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.
Работа в парах.
1.Стрелочками правильно укажите значения глагола.
Неволить испытывать неприязнь.
Нездоровиться злиться, возмущаться.
Ненавидеть находиться в болезненном состоянии.
Негодовать заставлять, не считаясь с желанием другого.
- Проверка.
-Какой вывод можно сделать?
-Запишем это в «Листок исследований»
Вместо пропусков вставьте нужные слова.
Прочитайте, что у нас получилось?
Частица не пишется с глаголами ____________________
если употребляется без не. Если без не
не употребляется, то пишется _______________
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ
ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ
V. Первичное закрепление.
1. Выполнение тренировочных упражнений
1.Работа с сигнальными карточками.
- Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм.
(Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.
2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока.
Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.
3. -Может ли книга быть другом?
Упр.226
Просьба библиотечной книги.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне стыдно будет показаться другим.
Не делайте на мне пометок карандашами и чернилами: это испортит мой вид.
- Определите вид предложения по цели высказывания.
-Какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям?
Работа в паре.
-Составьте побудительное предложение с частицей НЕ.
Тест
Вопрос № 1
НЕ с глаголами пишется
слитно
раздельно
частицы НЕ перед глаголами не бывает
Вопрос № 2
Определи правильное написание НЕ с глаголами
Чего незнаешь, того не говори.
Чего не знаешь, того неговори.
Чего не знаешь, того не говори.
Вопрос № 3
Найди правильное утверждение
НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без НЕ не употребляется (НЕгодовать)
НЕ с глаголами пишется слитно (НЕзнать)
НЕ с глаголами пишется раздельно (НЕ знать)
Вопрос № 4
Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами
Здесь сорить!
Мыть руки перед едой!
По газонам ходить!
Входить! Стучать!
Вопрос № 5
Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами
Здесь НЕ сорить!
НЕ мыть руки перед едой!
По газонам НЕ ходить и НЕ сидеть!
НЕ входить! НЕ стучать!
Проверка. Самооценка.
VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
-Сделаем вывод по уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Что такое НЕ? Как она пишется? Когда НЕ пишется слитно? Назовите глаголы-исключения.
-Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял.
-Встаньте те, кто всё понял.
-Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим.
-Похлопайте те, кто на уроке достиг успеха.
Спасибо за урок!
Д/з стр. 124-125 правило, упр. 227
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии
Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель: создать условия для успешного формирования у уч...
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России
Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...