Этимология на службе орфографии
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Материал о том как, происхождение слова поможет правильно запомнить его написание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologiya_na_sluzhbe_orfografii.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №18 города Краснодара
«ЭТИМОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ОРФОГРАФИИ»
Учитель начальных классов
Кравцова Г.А.
г.Краснодар 2020
ВВЕДЕНИЕ
В течение многих лет учителя стараются найти методы и приёмы, которые позволили бы сформировать у учеников прочные навыки написания слов с безударными гласными. В настоящее время эта проблема до сих пор не решена, потому что при написании различных работ больше всего ошибок в работах учеников связана с этой орфограммой.
Мною была выдвинута гипотеза, что возможно этимология слова не только поможет нам узнать о происхождении слова, но и объяснит его правописание.
Предметом исследования стали слова с непроверяемой гласной.
Цель работы – рассмотрения влияния этимологии слова на его правописание.
Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи:
- изучить и кратко осветить сведения о науке этимология
- этимологические словари
- систематизировать слова с точки зрения их происхождения
- подвести итоги проделанной работы и сделать выводы
План действий:
- составить список исследуемых слов
- собрать сведения по теме из различных источников
- представить свою работу одноклассникам
1.КРАТКО ОБ ЭТИМОЛОГИИ.
Обычно слово этимология употребляется в двух различных значениях, которые нельзя смешивать. В толковом словаре Ожегова даны справки: «1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2.Происхождение того или иного слова или выражения.» Это двойное словоупотребление не вызывает особых затруднений. Древнегреческое слово etymologia (этимология) впервые встречается в сочинениях древних философов-стоинов. Происхождение этого слова можно установить без труда: греческое etumos (этюмос) означает «истинный», «верный», а logos(логос) – «смысл», «значение». Поэтому этимология стремится к отысканию «истинного значения слова», почему называют что-либо так, а не иначе. Известный итальянский лингвист В. Пизани в своей книге «Этимология» писал, что основная задача этимологии «найти значение слова в момент его первоначального создания» Этимология занимается восстановлением родственных связей морфем и слов, если эти связи утрачены или нарушены, с привлечением фактов из других языков и диалектов, учитывает звуковые соотношения.
2. Этимологические словари.
Первым русским этимологическим словарём был « Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Н.С. Шишкевича (1842г.) В словаре было обработано 1,5 тысяч корней обиходных русских слов, но во многих случаях имеются произвольные сопоставления и ошибочные утверждения.
Следующим был словарь М. Изюмова (1880г.) « Опыт словаря русского сравнительного с языками индоевропейскими». Этот словарь был на невысоком теоретическом уровне, содержал неверные объяснения. В 1892 году вышел словарь Н.В.Горячева «Сравнительный этимологический словарь русского языка»- выше по качеству, но содержал ошибочные объяснения происхождения слов. Наиболее известный словарь А.Г.Преображенского (1910г.) «Этимологический словарь русского языка» Он содержит объяснение этимологии многих общеупотребительных русских и заимствованных слов. Слова собраны в группы по первообразованным словам или корням. Он далеко не полный и служит пособием по этимологии. Затем вышел словарь М. Фасмера «Этимологический словарь русского языка» ( 1950г) в трёх томах, в 1961 г. Вышел словарь С,Г. Бархударова «Краткий этимологический словарь русского языка», как научно- популярное пособие для учителей средней школы. В 1970г появился «Этимологический словарь русского языка» Г.П.Цыганенко. С 1963 года начал выходить большой «Этимологический словарь русского языка»
Время появления слов в русском языке не всегда можно указать с желательной точностью, а нередко - указать вообще. Поэтому приводится в основном приблизительная дата появления слова в русском языке. Если в статье при описании источников заимствования слова встречаются названия таких языков, как индоевропейский, общеславянский, старославянский или древнерусский, то слово должно быть отнесено к исконным. Точное произношение и написание слов пришедших из выше указанных языков восстановить невозможно, поэтому приводятся приблизительные варианты их прежнего фонетического оформления. Русский язык настолько богат и разнообразен в лексическом плане, что ни один словарь не может вместить в себя всех более или менее известных слов.
3. Этимологическое исследование.
Каждому носителю русского языка необходимо знать, что в истории литературного языка исследователи выделяют четыре периода:
- 11век-14 век- древнерусский язык Киевской Руси
- 14век-17 век – язык великорусской народности Московского государства.
- 17 век-19век- время становления и развития современного русского языка
- 19век- наши дни – современный русский язык
Каждый период характеризуется заимствованиями из тех или иных языков. Слова, связанные с бытом и жизнедеятельностью человека, пришли в первый период из латинского или греческого языков. Военная лексика заимствовалась из немецкого или французского. В наше время язык пополняется новыми словами, связанными с компьютерными технологиями. Алгоритм работы над словом:
1) определение исконного или заимствованного характера слова;
2) выяснение образа, положенного в основу слова как названия предмета действительности;
3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло;
4) восстановление старого значения слова.
№ | слово | Статья из словаря |
1. | Помидор | В буквальном переводе «золотое яблоко». Связано с тем же латинским «по́мум» — «яблоко», что и «помада», но через итальянское «поми-д-оро» — «яблоки из золота»: «о́ро» (латинское «аурум») — «золото».роmi d᾽оrо , |
2. | Пельмень | Как ни странно, но название для этой такой, казалось бы, русской, сибирской еды заимствовано из финского языка, в котором это слово образовано сложением двух основ, обозначающих «ухо» и «хлеб». Пельмень- пель-«ухо», нянь-«хлеб». Буквально пельмени означает «мучные ушки». |
3. | Шахматы | Интересующиеся этой игрой, вероятно, знают, что слово шахматы восходит к персидскому словосочетанию шах мат, означающему «шах умер»: такова цель шахмат — вывести из игры короля |
4. | Винегрет | Как и само это блюдо, слово в XVIII в. пришло к нам из Франции, где vinaigrette означало «соус из уксуса и масла» и образовалось из элементов vin — «вино», aigre — «кислый» (vinaigre — «уксус») и суффикса. Лишь позднее это слово приобретает значение «мешанина из разных составляющих». |
5. | Кавардак | Это слово, имеющее значение «бестолковщина, путаница», было заимствовано из тюркских языков. В турецком находим существительное kavurdak — «жаркое», образованное от глагола kavyrmak — «жарить». Первоначальное значение этого слова — «кушанье», а современное развилось в связи с тем, что это слово переосмыслилось в «смесь плохих продуктов». |
6. | Карандаш |
|
7. | Вагон | Пришло русский язык в XIX в. из французского, который в свою очередь позаимствовал его из немецкого, где Wagen — «тележка» (вспомним хотя бы название популярного немецкого автомобиля — фольксваген) Пришло русский язык в XIX в. из французского, который в свою очередь позаимствовал его из немецкого, где Wagen — «тележка» (вспомним хотя бы название популярного немецкого автомобиля — фольксваген) |
8. | Велосипед | Французское — velocipede. Латинское — velox + pedis (быстроногий). Данное слово стало активно использоваться в русском языке со второй половины XIX в., когда называемое им приспособление для езды появилось в России. Слово «велосипед» — французского происхождения. Оно образовано сложением двух латинских основ, одна из которых означает «быстрый», а другая — «нога». Производные: велосипедный, велосипедист. |
Знание этимологии заимствованных слов действительно часто приходит на помощь правильному написанию и повышает грамотность на уроках русского языка. Потому что этимология помогает вникать в значение слова, осмысливать его связи с другими историческими родственниками современного русского языка.
Этимология один из увлекательных разделов русского языка. Здесь много слов о которых говорится : «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет». И любой из нас может стать первооткрывателем происхождения того или иного слова. Литература:
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., Стереотип.М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
Шанский Н.М.Школьный этимологический словарь русского языка.— М.: Дрофа, 2004. -№7.— С.3
.http://slova.textologia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа "Страна отцов" (этимология)
Презентация к словарной работе над группой слов: отче, отчизна, отечество, отец, отчество....
Дидактический материал на тему "Этимология слов"
Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....
Словарная работа на основе этимологии слов
Знакомство с этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе - один из приёмов изучения словарных слов....
Презентация "Этимология словарных слов" часть_1
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская область Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...
Презентация "Этимология словарных слов" часть_2
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...
Презентация "Этимология словарных слов" часть_3.
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики (конкр...
Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»
Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...