сценарий разд мягкий знак
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна и сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Сядьте ровно, примите правильное положение настоящего ученика, сидящего за партой.
Сегодня к нам на урок пришёл гость. Посмотрите на слайд, кто же к нам пришёл? (Красная Шапочка). Верно! А из какой сказки она к нам пришла? («Красная шапочка и серый волк»). Кто автор этой сказки? (Шарль Перро).
Ребята, Красная Шапочка пришла к нам на урок не просто так. Ей нужна помощь, а вот в какой помощи она нуждается, Вы узнаете, если определите тему урока, выполнив задание.
Проведем минутку чистописания:
Словарная работа:
обезьяна
Вставьте пропущенные буквы в слова, назовите орфограмму.
Какое слово лишнее? (обезьяна, потому что оно в нем есть разделительный мягкий знак)
Сформулируйте тему урока.
Как-то раз Бабушка задала Красной Шапочке вопрос. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Красная Шапочка не смогла ответить на этот вопрос. А как Вы думаете? В ходе урока мы узнаем, кто же из вас прав.
Сформулируйте цели урока с помощью слов-помощников (один ученик к доске).
- Узнать, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.
- Научиться писать слова с разделительным мягким знаком.
Вы успешно справились с заданием. Красная Шапочка пришла к нам на урок, потому что она хочет отнести гостинец своей бабушке и подарить ей красивый алый цветок, но Серый Волк сорвал лепестки с алого цветка. Красная Шапочка просит нас помочь ей вернуть красоту цветка. Поднимите руку, кто готов помочь Красной Шапочке?
Для того, чтобы ей помочь, мы будем выполнять задачи урока и за каждую выполненную задачу к цветку будет возвращаться один лепесток.
Прочитайте задачи урока.
- Вспомнить, для чего служит разделительный мягкий знак.
- Познакомиться с тем, чем отличаются слова с разделительным мягким знаком от других слов.
- Определить, перед каким буквами пишется разделительный мягкий знак.
- Изучить, как разделяются слова с мягким знаком для переноса.
Итак, отправляемся на помощь Красной Шапочке! На нашем цветке уже есть один лепесток, ведь вы успешно справились с первым заданием.
Ребята, посмотрите на доску, здесь записаны слова с мягким знаком. Произнесите эти слова. Вспомните, для чего служит мягкий знак? (он смягчает предыдущий согласный) Верно! А какую еще закономерность вы заметили в данных словах? (это все имена существительные). На какой вопрос отвечают имена существительные? (кто? Что?)
Молодцы! Отметим выполнение задачи урока. К цветку добавляется один лепесток.
Сейчас Вы поработает в группах и определите, чем отличаются данные пары слов, а также определите, какой звук вы слышите после звука «л» в каждом слове. Задание у Вас расположено на листах.
Перед тем, как начнете работать, не забывайте про правила работы в группах, а также распределите роли между собой: секретарь-записывает ответ, организатор-отвечает за работу в группе, спикер-выступает с готовым решением.
Итак, чем же отличаются данные пары слов? (в одних слов есть мягкий знак, в других-нет). Какой звук вы слышите после звука «л» в каждом слове? (слышим согласный звук «й» и последующий гласный звук «у»)
Верно! Молодцы! На письме после буквы «эль» перед буквой «ю» пишется разделительный мягкий знак.
Выполнили ли мы вторую задачу? Отметьте ее выполнение. К цветку добавляется еще один лепесток.
СЯДЬТЕ РОВНО.
Сейчас Вам необходимо поработать в парах, не забывайте про правила работы в парах.
Прочитайте данные Вам слова, определите перед какими буквами пишется «ь». Подчеркните одной чертой «ь», двумя чертами-буквы, перед которыми он пишется.
Итак, Олеся и Аня, можно Ваши работы? (ПРОВЕРКА ПО ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ). Олеся, расскажи, как вы выполнили это задание? Перед какими буквами пишется «ь»?
Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я, и в данном случае? (два). Какие звуки обозначают эти буквы, стоящие после «ь»?
Все согласны с ответом Олеси и Ани? Олеся поставь плюс возле вашей работы. Если все выполнили правильно, поставьте возле своих работ «+».
Следовательно, вы смогли самостоятельно сформулировать правило о том, когда же пишется мягкий знак в словах. У Вас лежат Q-коды на столах, наведите камерой планшета на Q-код, перейдите на сайт и прочитайтеэто правило. Совпадает ли оно с тем, что сейчас говорила Олеся?
Отметим выполнение третей задачи.
СЯДЬТЕ РОВНО.
Следующее задание:
Как же они разделяются?
Отметим выполнение задачи. Посморите на доску, мы смогли собрать все лепестки у алого цветка.
Красная Шапочка благодарно Вам за помощь и теперь она сможет подарить бабушке этот красивый алый цветок. Ребята, а скажите правильно ли поступил Волк, что сорвал у цветка все лепестки? Как нужно обращаться с растениями?
Итак, вспомните вопрос, который был в начале урока. Когда же пишется «ь»?
После каких букв он пишется? Сколько звуков обозначают эти буквы?
Как разделяются слова с «ь» для переноса?
Отлично! Молодцы!
Как-то раз Бабушка дала Красной Шапочке задание. Ваша задачи сейчас, работая самостоятельно проверить работу Красной Шапочки. Если вы согласны с утверждением, то поставьте напротив него плюс, если нет-минус.
- Разделительный мягкий знак пишется в начале слова (-).
- Разделительный мягкий знак пишется после букв е, ё, ю, я, и. (+)
- Буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука «й» и последующий гласный звук. (+).
- При переносе слова разделительный мягкий знак отделяется от буквы, которая стоит перед ним (-).
- В слове «листья» после мягкого знака слышится звук «й» и «я» (-).
Проверьте себя по образцу. Если у Вас 0 ошибок, поставьте себе оценку «5», если у Вас 1 ошибка-оценка «4», если больше 1 ошибки-оценка «3».
Итак, ребята, вернемся к целям нашего урока. Какие они были? Достигли ли мы их? С помощью чего?
Молодцы! Оцените свою деятельность на уроке: поднимите зеленый карандаш-если Вы поняли, где пишется «ь», для чего он служит в русском языке; красный карандаш- если Вы не поняли, где пишется «ь», не поняли, для чего он служит в русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф...
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...